course language
course duration
needed to educate
for credit at your university
Данный курс является одной из составляющих естественно-научного образования, дает современные представления о протекании химических реакций.
Демонстрационные поясняющие опыты наглядно демонстрируют эффекты и процессы, объясняемые в одноименном лекционном онлайн-курсе НИТУ МИСИС «Общая химия» (Лекционный курс).
Демонстрационные опыты — это полноценный модуль, который возможно использовать как в составе соответствующего онлайн-курса, так и самостоятельно в качестве дополнительного материала к очным лекционным занятиям.
Курс «Общая химия. Демонстрационные опыты» является элементом естественного-научного цикла базовой части учебного плана бакалавров и специалистов нехимических и химических направлений подготовки. Актуальность курса достигается за счет последовательного, систематического описания каждой стадии экспериментов с приведением поясняющих реакций и химических формул веществ.
Присоединяйтесь к Telegram-каналу Онлайн-курсы НИТУ МИСИС или пишите на openedu@misis.ru. Мы ответим на все ваши вопросы.
Курс содержит 41 видео химических экспериментов. Каждый видео-ролик имеет ссылку на конкретный урок лекционного онлайн-курса НИТУ МИСИС «Общая химия», что значительно облегчает понимание теоретического материала, а также позволяет более глубоко ознакомиться с теоретическими основами эксперимента. Видео-ролики содержат подробную информацию о протекающих реакциях, образовании и свойствах веществ, химических и электрохимических процессах, о кинетической и термодинамической оценке возможности их протекания.
В состав курса входят видео-ролики, продолжительностью 2-6 минут, с поясняющей инфографикой.
Основная литература
1. Жмурко Г.П., Казакова Е.Ф., Кузнецов В.Н., Яценко А.В. Общая химия. Под редакцией Дунаева С.Ф. М.: Издательский центр «Академия», 2011. 512 с.
2. Неорганическая химия. Под редакцией Третьякова Ю.Д. В 3 т. М.: Издательский центр «Академия», 2004. Т.1, 240 с.
3. Глинка Н.Л.: Общая химия, 2016 г, 752 с.
4. Жуховицкий А.А, Шварцман Л.А.: Физическая химия. 4-е изд., 1987, 346 с.
5. Некрасов Б.В. Основы общей химии: М.: 2013, 696 с.
Дополнительная литература
1. Шрайвер Д., Эткинс П. Неорганическая химия. В 2 т. М.: Издательство «МИР», 2004. Т.1, 679 с.
2. Хаускрофт К., Констебл Э. Современный курс общей химии. В 2 т. М.: Издательство «МИР», 2002. Т.1, 540 с.
3. Эткинс П. Кванты. Справочник концепций. М.: Издательство «МИР», 1977. 496 с.
4. Бокштейн Б.С., Менделев М.И.: Краткий курс физической химии. 2-е изд., 2001, 232 с.
Для полноценного освоения учебного материала по дисциплине студент должен владеть химической терминологией; понимать смысл химических формул и символов, индексов и коэффициентов в уравнениях химических реакций; иметь представления об основных классах неорганических соединений; иметь представление об атомно-молекулярном учении.
1.Горение черного пороха как пример мгновенно протекающей гетерогенной реакции
2.Реакция оксида меди(II) с серной кислотой как пример медленно протекающей гетерогенной реакции
3.Зависимость скорости гетерогенной реакции от степени измельчения твердого вещества на примере реакции цинка с разбавленной серной кислотой
4.Взаимодействие натрия с водой и спиртами
5.Зависимость скорости реакции от концентрации исходных веществ на примере взаимодействия иодата калия с сульфитом натрия
6.Зависимость скорости реакции от температуры на примере взаимодействия тиосульфата натрия с серной кислотой
7.Разложение пероксида водорода как пример каталитической реакции
8. Взаимодействие алюминия с иодом как пример каталитической реакции
9. Смещение равновесия при изменении концентрации одного из реагентов на примере равновесия «дихромат калия ⇄ хромат калия»
10.Смещение химического равновесия при изменении температуры на примере реакции димеризации диоксида азота
11.Смещение равновесия при изменении концентрации одного из реагентов на примере реакции между хлоридом железа(III) и роданидом аммония
12.Растворение роданида аммония в воде как пример эндотермического процесса
13.Растворение серной кислоты в воде как пример экзотермического процесса
14.Экстракция иода из водного раствора органическими растворителями
15.Кристаллизация соли из пересыщенного раствора ацетата натрия
16.Электропроводность растворов электролитов
17.Растворы неэлектролитов
18.Растворы слабых электролитов
19.Определение рН с помощью универсального индикатора
20. Окраска некоторых кислотно-основных индикаторов в различных средах
21.Необратимый гидролиз.
22.Определение рН растворов солей с помощью универсального индикатора
23.Взаимодействие дихромата калия с сульфитом натрия в кислой среде.
24.Взаимодействие перманганата калия с сульфидом натрия в кислой среде”
25.Взаимодействие водорода с кислородом (взрыв гремучего газа)
26.Окисление соли хрома(III) пероксидом водорода в щелочной среде
27.Взаимодействие бертолетовой соли с красным фосфором
28.Разложение дихромата аммония как пример внутримолекулярной окислительно-восстановительной реакции
29.Пероксид водорода как восстановитель в реакции с перманганатом калия в нейтральной среде
30.Пероксид водорода как окислитель в реакции с иодидом калия в кислой среде
31.Влияние рН среды на глубину восстановления перманганата калия при его взаимодействии с сульфитом натрия
32.Взаимодействие меди с разбавленной и с концентрированной азотной кислотой
33.Медно-цинковый гальванический элемент (элемент Даниэля-Якоби)
34.Гальванический элемент, составленный из двух окислительно-восстановительных электродов (редокс-электродов)
35.Взаимодействие железа с раствором сульфата меди(II)
36.Получение амминокомплекса меди(II)
37.Получение амминокомплекса серебра(I)
38.Получение гидроксокомплекса хрома(III) и его разрушение в кислой среде
39.Получение иодидного комплекса ртути(II) и разрушение этого комплекса при взаимодействии с сульфидом натрия
40.Получение роданидного комплекса железа(III) и разрушение этого комплекса по реакции внутрисферного замещения лигандов
41.Комплексные соединения металлов с органическими лигандами. Получение диметилглиоксимата никеля
В результате освоения курса у обучающихся формируются следующие конечные результаты:
знает - строение атомов и молекул, их взаимодействие и характеристики; периодический закон и периодическую систему Д.И. Менделеева; классификацию и свойства химических элементов и их соединений, реакционную способность веществ; методы химической идентификации веществ; общие закономерности химических процессов; основные процессы, протекающие в растворах электролитов и неэлектролитов; методы экспериментального исследования химических процессов; классификацию реакций и процессов, используемых в химии; закономерности, присущие химическим системам;
умеет - использовать химическую терминологию, номенклатуру, символику; оценивать условия и возможности протекания реакций и управления химическими процессами.
ОПК-1: Способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и математического (компьютерного) моделирования, теоретического и экспериментального исследования
course language
course duration
needed to educate
for credit at your university
К.х.н., доц.
Position: доцент кафедры общей и неорганической химии НИТУ МИСИС
К.х.н.
Position: доцент кафедры ОиНХ РХТУ им. Д.И. Менделеева