наверх

История и философия техники

Дату старта объявим позже

Дисциплина «История и философия науки и техники» («История и философия инженерного искусства») относится к базовой или вариативной части математического и естественно-научного цикла дисциплин при освоении ООП по направлениям подготовки.
Курс представляет собой введение в проблематику истории техники как основы современного индустриального общества. Освоение курса должно способствовать получению представлений об основных тенденциях в развитии техники.
Цель курса заключается в формировании целостной картины развития техники во взаимосвязи с историей цивилизации. Достижение цели обеспечивается решением четырёх основных нижеперечисленных методических задач:

  1. Раскрытие глобальных закономерностей в появлении, развитии и распространении базовых технологий и техники.
  2. Анализ и обоснование обусловленности появления новых технологий и техники в конкретных исторических условиях (временных и географических координатах).
  3. Раскрытие закономерностей в появлении и развитии технических наук.
  4. Воспитание у студентов инженерной культуры анализа технологических процессов.

Комфортности и высокому качественному уровню усвоения студентами изучаемого материала способствуют с одной стороны «популярность» изложения материалов лекционной части курса, в которой вопросы истории техники и формирования индустриального наследия рассматриваются в связи с историей цивилизации, а с другой стороны – конкретностью практических занятий.
Практическим расчётным занятиям в структуре курса отводится особое место. Исходные данными для них служат реальные археологические и историко-архивные материалы. Практические занятия включают построение схем технологических процессов, характерных для рассматриваемой исторической эпохи. Расчёты параметров древней металлургии на практических и самостоятельных занятиях ведутся с обязательным составлением баланса металла, определением параметров рециклинга, показателей ресурсосбережения и выбросов в окружающую среду.

Задачи дисциплины:

  1. Дать знания о развитии техники и технологии металлургии во взаимосвязи с историей цивилизации, начиная с древнейших времён до настоящего времени.
  2. Изложить современные представления о закономерностях возникновения и развития металлургического производства.
  3. Сформировать представления о роли ресурсов металлов в формировании государственной и общественной структуры стран и народов в различные исторические эпохи.
  4. Дать знания о становлении основ научной металлургии, этимологии основных металлургических терминов.
  5. Изучить индустриальное наследие цивилизации и историю развития специальности во взаимосвязи с социально-политической историей общества.
  6. Дать знания, позволяющие успешно ориентироваться в экологических, социальных и психологических вопросах, связанных с последствиями реализуемых инженерных решений, на конкретных исторических примерах.
  7. Сформировать представления о канонах профессиональной этики.
  8. Ознакомить с особенностями передачи знаний и организацией систем образования, причинами их обновления в истории человечества.
  9. Сформировать у студентов интерес к фундаментальным знаниям, стимулирующий потребность к научным оценкам явлений природы, исторических событий и фактов окружающего мира.

Цель учебной дисциплины - формирование компетенций, связанных с применением базовых знаний в области математических, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении вопросов разработки и эффективного внедрения инновационных индустриальных технологий.

О курсе

Сохранению и исследованию научно-технического наследия цивилизации в последние годы во всем мире придаётся всё большее значение. Практически повсеместно создаются музеи-памятники промышленности и истории техники, среди которых особое место занимают металлургические. Данное обстоятельство объясняется тем, что именно металлургические агрегаты, мануфактуры, фабрики, заводы, производившие основные орудия труда, на всех этапах истории цивилизации, наиболее наглядно отражают тенденции развития не только научно-технической, но и социальной структуры общества.
Курс «История и философия науки и техники» («История и философия инженерного искусства») является основополагающей дисциплиной, служащей для ознакомления студентов с местом технических знаний в истории формирования современной индустриальной цивилизации. В материалах курса рассматриваются основные события в истории науки, техники и образования; исследуются причины и обсуждаются последствия важнейших инженерных решений и научных открытий; приводится информация и дается оценка появления и развития систем образования с акцентом на известные методы обучения техническим знаниям.
При прохождении курса студенты получают сумму знаний комплексного технического, гуманитарного, естественнонаучного характера, что существенно повышает степень усвоения пройденного материала и вырабатывает у студентов высокую мотивацию к овладению профессиональными навыками с первого года обучения.
Содержание курса органически синтезируют вопросы методологии и истории науки и техники, показывают их взаимосвязь и взаимовлияние. В материалах курса излагаются принципиальные положения истории науки и техники на основе сочетания социально-культурного, экономического, экологического и других подходов с использованием результатов исторических и иных исследований научно-технического развития человечества.
При подготовке методического обеспечения курса были использованы научные достижения последних десятилетий в археологической металлургии, истории техники, практической археологии, а также других отраслях современной исторической науки и музейного дела.

Формат

Еженедельные занятия будут включать:

  • просмотр тематических видео-лекций;
  • изучение иллюстрированных текстовых материалов с анализом мирового опыта организации экологически безопасного функционирования и развития современных городов и мегаполисов;
  • 2х 2-3 вопроса на самопроверку усвоения теоретического материала;
  • выполнение многовариантных тестовых заданий с автоматизированной проверкой результатов;
  • выполнение комплекса расчетных учебных заданий разного уровня сложности.
  • Предусмотрено промежуточное контрольное тестирование по каждому разделу курса и итоговое контрольное тестирование по всему содержанию курса с автоматизированной проверкой результатов.

  1. Вейс Герман. История цивилизаций: Архитектура. Вооружение. Одежда. Утварь: Ил. энцикл. в 3 т. – М.: Эксмо-Пресс, 2000.
  2. Черноусов П.И., Мапельман В.М., Голубев О.В. Металлургия железа в истории цивилизации. М.: «МИСИС», 2006. 350 страниц.
  3. Карабасов, Ю.С. Время и металлургия: В 4 кн./ Ю.С. Карабасов, П.И. Черноусов, Н.А. Коротченко, О.В. Голубев. – М.: Изд. Дом МИСиС, 2009. – Кн. 1. – 272 с.: ил. ISBN 978-5-87623-293-4
  4. Карабасов, Ю.С. Время и металлургия : моногр. В 4 кн. Кн. 2. Символы эпох / Ю.С. Карабасов, П.И. Черноусов, Н.А. Коротченко, О.В. Голубев. - М. : Изд. Дом МИСиС, 2011. – 495 с. ISBN 978-5-87623-388-2
  5. Карабасов, Ю.С. Металлургия и время : энцикл. В 4 т. Т. 1. Основы профессии. Древний мир и раннее средневековье / Ю.С. Карабасов, П.И. Черноусов, Н.А. Коротченко, О.В. Голубев. - М. : Изд. Дом МИСиС, 2011. – 216 с. : ил. ISBN 978-5-87623-537-4
  6. Карабасов, Ю.С. Металлургия и время : энцикл. В 4 т. Т. 2. Фундамент индустриальной цивилизации. Позднее средневековье и Новое время / Ю.С. Карабасов, П.И. Черноусов, Н.А. Коротченко, О.В. Голубев. - М. : Изд. Дом МИСиС, 2011. – 216 с. : ил. ISBN 978-5-87623-538-1
  7. Карабасов, Ю.С. Металлургия и время : энцикл. В 4 т. Т. 3. В авангарде инноваций. Промышленная революция и индустриализация / Ю.С. Карабасов, П.И. Черноусов, Н.А. Коротченко, О.В. Голубев. - М. : Изд. Дом МИСиС, 2012. – 216 с. : ил. ISBN 978-5-87623-539-8
  8. Карабасов, Ю.С. Металлургия и время : энцикл. В 4 т. Т. 4. Русский вклад / Ю.С. Карабасов, П.И. Черноусов, Н.А. Коротченко, О.В. Голубев. - М. : Изд. Дом МИСиС, 2012. – 232 с. : ил. ISBN 978-5-87623-668-5
  9. Карабасов, Ю.С. Металлургия и время : энцикл. Т. 5. Русский путь / Ю.С. Карабасов, П.И. Черноусов, Н.А. Коротченко, О.В. Голубев. – М. : Изд. Дом МИСиС, 2013. – 216 с. : ил. ISBN 978-5-87623-760-6
  10. Голубев, О.В. Металлургия запредельного: Монография / О.В. Голубев, П.И. Черноусов – М.: Издательство ООО «Роликс», 2013. – 272 с.: ил. ISBN 978-5-91615-034-6
  11. Карабасов, Ю.С. Металлургия и время : энцикл. Т. 6. Металлургия и социум. Взаимное влияние и развитие / Ю.С. Карабасов, П.И. Черноусов, Н.А. Коротченко, О.В. Голубев. – М. : Изд. Дом МИСиС, 2013. – 224 с. : ил. ISBN 978-5-87623-830-6

Требования

Изучение курса опирается на объем ранее изученного материала в курсах «Общая социология», «Культурология», «Философия культуры», «История России», «История и методология когнитивной науки», «Философия и история науки и техники»

Программа курса

Раздел 1. Металлургия и хронология истории цивилизации.
Геохронология. Понятие об основных рабочих и конструкционных материалах и металлах цивилизации.
Раздел 2. Неолитическая революция.
Неолитическая революция и появление термических технологий. Основные закономерности зарождения металлургии, её развитие в доисторическую эпоху. Древнейшие металлические раритеты (7…5 тыс. до н.э.). Регионы мира – претенденты на звание родины металлургии.
Раздел 3. Семь металлов Древности.
Семь металлов Древности. Зарождение литейного производства. Рециклинг – неотъемлемая часть металлургических технологий. Целенаправленные преобразования окружающей среды. Металлизация биосферы – первый и наиболее масштабный процесс техногенного преобразования природной среды в истории цивилизации. Особая роль металлов в формировании техносферы, понятие элементопотоков. Разделение труда и организация  глобального рециклинга в металлургическом производстве. Металлы и металлургические технологии в древних эпосах народов Мира («Ригведа», «Калевала»).
Раздел 4. Металлургия железа в эпоху Древнего мира.
Освоение и распространение металлургии железа. Бронзолитейное и чугунолитейное производство Древнего Китая и Древней Индии.
Раздел 5. Древние металлургические технологии извлечения и обработки металлов
Основы древней технологии переработки руд, литья, ковки, волочения и термомеханической обработки металлов. Появление ювелирного искусства. Металлургия мышьяковой и оловянной бронзы и сыродутного железа. Ковка и литье меди и бронзы. Изделия из бронзы. Художественное бронзовое литье. Металлические зеркала Древнего мира: магия и металлургия. Бронзовое статуарное литье в эпоху Античности. Волочение металлов Извлечение железа из руд. Тигельная плавка. Сыродутный горн. Термохимическая и термомеханическая обработка железа и стали.
Раздел 6. Происхождение и распространение названий металлургических терминов.
Происхождение и распространение названий металлов и металлургических терминов в основных технических языках Европы. Славянская и русская металлургическая терминология.
Раздел 7. Металлургия в Средние века.
Использование энергии воды. Развитие воздуходувной техники. Ландшафт – важнейший металлургический ресурс Средневековья. Штюкофен и осмундская печь. Каталонский горн. Металлургия скандинавских народов, альпийского региона и юго-западной Европы. Горсты – идеальные металлургические регионы средневековой Европы. Белая жесть – привилегированный металл Средневековья.
Раздел 8. Металлургия и военное дело.
Металлургия и военное дело. От свободной ковки к кузнечной пакетной сварке. Особенности вооружения Запада и Востока. Рыцарское вооружение. Кольчуга. Пластинчатый доспех. Облегченный доспех. Металл в одежде: «бригандина» - мода на века. Рыцарский костюм определяет моду. Новые формы и технологии декоративной обработки металлов.
Раздел 9. Металлургия высококачественных оружейных сталей
Легенды, факты и археологические раритеты уникальной оружейной стали. Классификация и металлургические технологии производства холодного оружия. Оружейная сталь – принципиально новый вид композиционного материала.
Раздел 10. Огнестрельная техника и металлургия.
Распространение пороха и развитие металлургических технологий. Зарождение артиллерии Появление огнестрельной техники. Индустрия бронзолитейного пушечного производства. Первые государственные мануфактуры. Чугун открывает новые технологии изготовления артиллерийских снарядов.
Раздел 11. Литье колоколов.
История колоколов. Колокольное литье – особая металлургическая технология. Колокольная бронза и колокольные литейные формы. Технология колокольного литья.
Раздел 12. «Малая» Промышленная революция и металлургия чугуна.
Роль Англии в развитии Европы в XVI в. «Малая» промышленная революция. Развитие механики и зарождение мануфактур. Реформы Генриха VIII и освоение металлургии чугуна. Военные программы и развитие металлургии. Формирование основ современной технологической схемы металлургического производства. Агрегаты для производства чугуна. «Странствующий литейщик» - профессия 16 века.
Раздел 13. Древесный уголь
Кучное углежжение – основополагающая отрасль металлургического производства Древнего Мира, Средневековья и мануфактурного периода Нового Времени.
Раздел 14. Первое научное обобщение металлургических знаний.
Жизнь учёного во времена Ренессанаса. Первое научное обобщение металлургических знаний: В. Бирингуччо и Г. Агрикола.
Раздел 15. Начало изучения процессов металлургии.
Р.А.Ф. де Реомюр – основоположник теоретической металлургии. Э. Сведенборг – автор первых учебников по металлургии железа и меди. Революция в естествознании и металлургия.
Раздел 16. Горнозаводская металлургия – передовая отрасль мануфактурного производства.
Мануфактурное производство железа. Развитие технологии обработки металлов давлением. Прокатные станы. Первые металлургические мануфактуры и заводы России.Горнозаводская металлургия России. Кричный передел чугуна. Глобальный рециклинг металлов. Вагранки и рециклинг железного лома в 17 веке. Металлолом – самостоятельный металлургический ресурс. Формирование основ современной индустриальной цивилизации.
Раздел 17 Изобретение технологии коксования каменного угля.
Каменноугольный кокс. Дад Дадли – легендарный изобретатель коксования каменного угля. Дерби – величайшая династия в истории металлургии железа. Коулбрукдейл – самый известный музей металлургической техники. Эволюция печей для коксования каменного угля в 18-19 веках.
Раздел 18. Металлургия эпохи Промышленной революции.
Сущность Промышленной революции. Промышленная революция и металлургия железа. Пудлингование чугуна. Генри Корт. Тигельная плавка Б. Гентсмена. Женский труд на металлургических мануфактурах и заводах. Начало широкого применения металлов в строительстве. Чугун - основной конструкционный металл 19-го века. Чугун – металл садово-парковой архитектуры Нового Времени. Уникальные чугунные здания и мосты Европы 19-го века. «Кристалл-Палас» - здание из чугуна и стекла.
Раздел 19. Создание основ индустриальной цивилизации.
Состояние железоделательного производства в середине 19-го века. Литая сталь: конверторный процесс (Бессемер, Томас), мартеновская плавка (Мартен, Сименс). Бессемер. Томас Сидни Джилкрист. Железная дорога в индустриальную цивилизацию.
Раздел 20. Постиндустриальные инновационные технологии
Становление прокатного производства. Роль железнодорожного транспорта и броненосного флота в формировании металлургической индустрии, металловедения и формирования научно-технических подходов в развитии цивилизации. Электрометаллургия. Производство ферросплавов. Основные направления развития металлургии в 21-ом веке

Результаты обучения

В результате изучения дисциплины обучающийся должен (проектируемые результаты освоения):
Знать:

  • закономерности развития металлургических технологий в социально-политическом и историко-географическом континууме;
  • формирование методологии научных исследований на базе развития представлений о природе металлов и сплавов;
  • глобальные проблемы окружающей среды и принципы устойчивого развития человечества.

Уметь:

  • проводить расчеты расходных коэффициентов шихтовых материалов и продуктов металлургических процессов  для основных технологических схем производства металлов, применявшихся в истории цивилизации, и делать выводы об эффективности этих технологических схем;
  • анализировать объективные и субъективные факторы, оказавшие решающее влияние на внедрение новых металлургических технологий в конкретных историко-географических условиях;
  • обосновывать целесообразность принятия инженерных решений с позиций учета их экологических, социальных и психологических последствий;
  • систематизировать накопленный опыт индустриального наследия цивилизации для прогнозирования главных направлений развития металлургической техники и технологий;
  • анализировать роль металлургической техники и технологии с позиций ее участия в формировании исторической социо-культурной среды;
  • прогнозировать последствия профессиональной деятельности с точки зрения биосферных процессов;
  • пользоваться научной, справочной и нормативной литературой в сфере истории  техники.

Владеть:

  • методами самостоятельной работы со специальной исторической литературой, горнометаллургическими словарями, графикой;
  • технологиями самостоятельной работы с электронными базами по конкретным объектам, входящим в мировое и отечественное индустриальное наследие;
  • навыками поиска и обработки информации о металлургических понятиях и терминах, применявшихся в различные исторические эпохи, их этимологии и трансформации в основных технических языках мира;
  • навыками поиска и обработки информации из архивных материалов и экспозиций по истории металлургической техники и технологии.

Формируемые компетенции

Дисциплина «История и философия науки и техники» вносит вклад в формирование следующих компетенций

  • ОК-1 - владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
  • ОК-2 - знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности
  • ОК-4 - способность анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы;
  • ОК-8 - способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, владеть культурой мышления
  • ОК-12 - владение правовыми и нравственными нормами экологического поведения
  • ОК-21 - владение культурой безопасности, экологическим сознанием и риск-ориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности
  • ОК-22 - понимание проблем устойчивого развития и рисков, связанных с деятельностью человека
  • ОК-23 - владение приемами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на снижение антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества
  • ПК-10 - готовность применять в практической деятельности принципы рационального использования природных ресурсов и защиты окружающей среды
  • ПК-12 - умение осуществлять выбор материалов для изделий различного назначения с учетом эксплуатационных требований и охраны окружающей среды
  • ПК-17 - готовность применять основные принципы рационального использования природных ресурсов и защиты окружающей среды
  • ПК-18- готовность применять профессиональные знания для минимизации негативных экологических последствий, обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности

Направления подготовки

08.00.00 Техника и технологии строительства
08.02.00 Менеджмент
14.04.00 Энергетика и электротехника
22.00.00 Технологии материалов
080100.62 Экономика 081100.62 Государственное и муниципальное управление 130101.65 Прикладная геология 131000.62 Нефтегазовое дело 141100.62 Энергетическое машиностроение 150400.62 Металлургия 151600.62 Прикладная механика 151900.62 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств 220700.62 Автоматизация технологических процессов и производств 221400.62 Управление качеством 222000.62 Инноватика 230400.62 Информационные системы и технологии 231000.62 Программная инженерия 240100.62 Химическая технология 240700.62 Биотехнология 270800.62 Строительство 280700.62 Техносферная безопасность
  • 10 недель

    длительность курса

  • 3 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

Черноусов Павел Иванович

Кандидат технических наук
Должность: доцент кафедры «Энергоэффективных и ресурсосберегающих промышленных технологий»

Похожие курсы