up
  • Russian

    course language

  • 11 weeks

    course duration

  • 3 credit points

    for credit at your university

About

В курсе рассмотрены основные причины возникновения опасных экологических последствий антропогенного воздействия на окружающую среду: процессы и последствия роста народонаселения мира, увеличения потребления продовольственных, водных, минеральных и других природных ресурсов, а также рост производства различных отходов, загрязнения среды. Определены научно обоснованные принципы нормирования антропогенного воздействия, организационные, правовые и экономические меры по предотвращению и снижению неблагоприятных экологических последствий. Обсуждаются международная интеграция усилий по обеспечению экологической безопасности и охране природы, концепция устойчивого развития и роль различных общественных институтов в его реализации, роль образования для обеспечения устойчивого развития. Курс ориентирован на формирование у слушателей навыков и умений самостоятельного анализа происходящих в мире глобальных изменений, связанных с комплексным решением социальных, экономических и экологических проблем.

Format

Форма обучения заочная (дистанционная).
Еженедельные занятия будут включать просмотр тематических видеолекций и выполнение тестовых заданий с автоматизированной проверкой результатов. Важным элементом изучения дисциплины является написание творческих работ в формате сочинения-рассуждения по заданным темам, которое должно содержать полные развёрнутые ответы, подкреплённые примерами из лекций и/или личного опыта, знаний или наблюдений.
В открытом доступе вы можете ознакомиться с видеолекциями первых двух недель, остальные материалы станут доступны после оплаты курса. 

Requirements

Курс рассчитан на студентов, специалистов со средним профессиональным и высшим образованием, в том числе учителей общеобразовательных учреждений.

Course program

Раздел 1. Биосферные ограничения экологического развития

Тема 1. Введение.

Тема 2. Основы общей экологии.

Раздел 2. Антропогенное воздействие на биосферу

Тема 3. Проблема роста народонаселения мира.

Тема 4. Обеспечение населения Земли продовольствием.

Тема 5. Потребление природных ресурсов. Минеральные и водные ресурсы.

Тема 6. Условия энергетического обеспечения прогресса.

Тема 7. Глобальные проблемы изменения климата.

Тема 8. Экологические особенности получения электроэнергии различными способами.

Тема 9. Уроки Чернобыля.

Тема 10. Загрязнение окружающей среды.

Раздел 3. Устойчивое развитие человечества и экологическая политика

Тема 11. Экологическая политика: правовые, экономические и организационные механизмы обеспечения экологической безопасности.

Тема 12. Международное сотрудничество и устойчивое развитие.

Education results

В результате изучения данного курса слушатели должны:

  • получить представление об основных условиях сохранения биологического разнообразия и устойчивости экосистем;
  • уметь анализировать антропогенное воздействие на окружающую среду;
  • получить системное представление об основных причинах и предпосылках постановки современным мировым сообществом задачи перехода к устойчивому развитию;
  • иметь представление о главных противоречиях, возникающих при попытке сочетания экономических и экологических интересов общества;
  • знать биосферные ограничения экономического развития человечества;
  • обладать знаниями о принципах и методах достижения устойчивого развития, разработанных Мировым сообществом;
  • анализировать предпринимаемые в России действия, направленные на гармонизацию социальных, экономических и экологических задач.

Formed competencies

В результате изучения дисциплины «Современные экологические проблемы и устойчивое развитие» у студентов формируются следующие общепрофессиональные компетенции:
05.00.00 — Науки о Земле
На уровне бакалавриата:
05.03.01 - Геология
- Владение представлениями о современной научной картине мира на основе знаний и новых положений философии, базовых 3aKOHOB и методов естественных наук (ОПК -2)
05.03.02 - География
- Способность использовать знания © теографических основах устойчивого развития на глобальном и региональном уровнях (ОПК -8)
05.03.03 - Картография и геоинформатика
- Владение базовыми знаниями фундаментальных разделов физики, химии, экологии в объеме, необходимом для освоения физических, химических и биологических основ B общей, физической и экономической географии (ОПК-8);
05.03.04 - Гидрометеорология
- Владение знаниями основ природопользования, экономики природопользования, оценки воздействия на окружающую среду, правовых основ природопользования и охраны окружающей среды (ОПК - 5).

05.03.05 - Прикладная гидрометеорология
- Способность давать качественную оценку фактов, явлений и процессов, происходящих в природной среде, возможных рисков и ущербов при наступлении неблагоприятных условий (ОПК - 4).
На уровне магистратуры:
05.04.01 — Геология
- Способность критически анализировать, представлять, обсуждать и распространять результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-5).
05.04.02 — География
- Способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОПК-5).
06.00.00 — Биологические науки
На уровне бакалавриата:
06.03.01 — Биология
- Способность использовать экологическую грамотность и базовые знания в области физики, химии, наук о Земле и биологии в жизненных ситуациях, прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, нести ответственность за свои решения (ОПК-2).
- Способность применять базовые представления об основах общей, системной и прикладной экологии, принципы оптимального природопользования и охраны природы, мониторинга, оценки состояния природной среды и охраны живой природы (ОПК-10).
На уровне магистратуры:
06.04.01 — Биология
- Способность использовать знание основ учения о биосфере, понимать современные биосферные процессы для систематической оценкигеополитических явлений и прогноза последствий реализации социальнозначимых проектов (ОПК-6).
На уровне подготовки кадров высшей квалификации направлений
05.06.01 — Науки о земле и 06.06.01 — Биологические науки у аспирантов формируется следующая универсальная компетенция:
- Способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерирование новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе B междисциплинарных областях (УК-1).

Education directions

Отзывы о курсе

Контактная информация:

Почтовый адрес: 119234, Москва, Ломоносовский пр. д. 27 корп. 1, комната Г-729
Телефон: +7 (495) 938-21-39
Емейл тех.поддержкиsupport@distant.msu.ru

Попова Людмила Владимировна

Доктор педагогических наук, доцент МГУ имени М.В. Ломоносова
Position: ведущий научный сотрудник музея землеведения МГУ имени М.В. Ломоносова

Марфенин Николай Николаевич

Доктор биологических наук, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова
Position: профессор кафедры зоологии беспозвоночных биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Certificate

Электронный сертификат слушателю выдается при достижении 41% от итоговой оценки за курс и успешной итоговой аттестации. Сертификат с отличием, как правило, выдается при достижении 82% от итоговой оценки за курс и успешной аттестации с баллом за итоговый тест от 82%.

A participant certificate is usually issued upon reaching 60 % of the overall rating, subject to the delivery of works before a hard deadline. The honors certificate is usually issued upon reaching 90 % of the overall rating, subject to the delivery of the work before the soft deadline.

Similar courses