course language
course duration
for credit at your university
Цель данного курса лекций заключается в изучении слушателями базовых понятий современной медицинской биофизики: биофизики, биохимии и нанобиотехнологии, её основных достижений в связи с проблемами современной молекулярной патофизиологии. Будут рассмотрены основы молекулярных процессов, методов и методологических подходов, реализуемых в современной медицинской биофизике и нанобиотехнологии. Студенты узнают, что такое ионные каналы, ионные транспортеры, насосы, свободно-радикальные процессы, а также как используются современные методы медицинской биофизики для диагностики различных заболеваний (ишемия, атеросклероз, онкология и др.).
Курс состоит из пяти блоков. Первый блок посвящён изучению структуры и функциональной роли ионных каналов в формировании возбуждения при патологии. Во втором блоке даётся описание молекулярной структуры и роли ионных переносчиков в системных заболеваниях человека и животных. Третий блок посвящён роли активного транспорта ионов, ферментов и ионных АТФаз в формировании патологии. В четвёртом блоке обсуждается важная роль свободно-радикальных процессов при патологии и действии антропогенных факторов. Пятый блок даёт ответы на вопросы внедрения современных физических методов в диагностику ряда патологий.
Курс ориентирован на магистров и аспирантов биологических и медицинских специальностей.
Форма обучения заочная (дистанционная).
Еженедельные занятия будут включать просмотр тематических видеолекций и выполнение тестовых заданий с автоматизированной проверкой результатов. Важным элементом изучения дисциплины является написание творческих работ в формате сочинения-рассуждения по заданным темам, которое должно содержать полные, развёрнутые ответы, подкреплённые примерами из лекций и/или личного опыта, знаний или наблюдений.
В открытом доступе вы можете ознакомиться с видеолекциями первых двух недель, остальные материалы станут доступны после оплаты курса.
Курс рассчитан на магистров и аспирантов, владеющих основами физики, химии и биологии в объёме стандартов обучения на биологических и медицинских факультетах высших учебных заведений, а также преподавателей вузов и школ.
Раздел 1. Представлены современные методы и оригинальные результаты, характеризующие важную роль потенциал-зависимых и лиганд-оперируемых ионных каналов в формировании возбуждения клетки, генерации потенциалов действия в норме и при патологии. Анализ ионных токов, активности каналов и состояния мембраны при проведении возбудимой клеткой серии импульсов. Роль следовых потенциалов. Активация ритмоводителей в нейронах при термо-, хемо- и механостимуляции.
Раздел 2. Представлена молекулярно-биологическая и функциональная классификация ионных переносчиков. Обсуждается термодинамика и кинетика ионных переносчиков, а также их физиологическое значение. Анализируется универсальная роль натрий-калий-хлор-котранспорта как регулятора сосудистого тонуса, переносчиков нейротрансмиттеров и их рецепторов в клетках нервной системы, роль хлор-сопряжённых транспортеров в функционировании нейронов и слухового аппарата и в патогенезе гипертонической болезни.
Раздел 3. Мембранный насос — транспортная АТФаза: классификация мембранных АТФаз (АТФазы Р-типа, V(F)-типа, АBC-типа), их локализация и функции. Рассмотрена структура АТФаз Р-типа, их эволюция, механизм функционирования на примере Na, K-АТФазы, значение кардиотонических стероидов в развитии патологий. Обсуждается роль малоизвестных АТРаз Р-типа в развитии патологии (болезнь Коновалова-Вильямса). Н, K-АТРазы, их разнообразие и роль в секреции соляной кислоты в желудке, лекарственные препараты — ингибиторы Н, K-АТРазы и их участие в лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта. Cа-АТРаза эндоплазматического ретикулума, структура и механизм функционирования, её роль в физиологии и патологии. Функции АТФаз АВС-типа: устойчивость к лекарственным препаратам. АТФазы V-типа: сравнение с АТФазами F-типа, структура, функции, распределение фермента в клетке и патологии. АТФазы V-типа: роль фермента в развитии остеопороза, формировании метастазов, развитии иммунного ответа лимфоцитов.
Раздел 4. Свободно-радикальные процессы при патологии. Роль активных форм кислорода. Цепные реакции. Антиокислительный статус: ферменты и основные антиоксиданты. Роль супероксиддисмутазы и каталазы при патологии сердечно-сосудистой системы, онкологии и гормональных сдвигах.
Раздел 5. Современные методологии и методы медицинской биофизики. Оптическая когерентная томография (ОКТ): применение и принцип. Применения новой модификации ОКТ, кросс-поляризационной ОКТ для качественной и количественной оценки состояния основных структурных компонентов атеросклеротической бляшки и выявления среди них нестабильных («уязвимых») бляшек. Применение ОКТ изображения бляшек, разработка и применение новых способов количественной оценки рассеивающих и поляризационных характеристик тканей кожи. Методы спектроскопии комбинационного рассеяния, пикосекундной флуориметрии, атомно-силовой микроскопии, конфокальной микроскопии, а также рассеяния наноразмерных комплексов и регистрации активности ферментов (натриевый насос). Наноплазмоника и СЕРС в биомедицинских исследованиях.
В результате изучения данного курса слушатели должны:
Компетенция профессиональная. В результате изучения дисциплины «Медицинская биофизика: молекулы и болезни» у студентов формируются следующие общепрофессиональные компетенции: 06.00.00 – Биологические науки
на уровне магистратуры: 06.04.01 – биология (специальность ВАК 03.01.02 биофизика)
- способность использовать знание основ биофизики, биохимии и физиологии, понимать механизмы молекулярных и клеточных процессов для систематической оценки патологии клеток и тканей и создания методологии диагностики и новой биомедицинской техники (ОПК-6).
ОНК – в результате освоения дисциплины магистр должен получить представления о физических механизмах, обеспечивающих функционирование клеток животных, растений и микроорганизмов в норме и при патологии на уровне клетки, ткани, органа и целого организма.
ИК – в результате освоения дисциплины магистр должен уметь использовать полученные знания для применения в области биофизики, молекулярной биологии, биохимии, биоинженерии, а также смежных областях биологии.
СК – в результате освоения дисциплины магистр должен иметь представления о физических механизмах, обеспечивающих функционирование биологических систем на клеточном, тканевом и организменном уровне организации живой природы.
ПК – в результате освоения дисциплины магистр должен уметь использовать современные физические методы для исследования клеток, тканей и органов.
СПК – данная дисциплина участвует в формировании биохимических,
биофизических, биотехнологических, биоинженерных и молекулярнобиологических компетенций
на уровне подготовки кадров высшей квалификации направлений 06.06.01 – Биологические науки у аспирантов и преподавателей формируется следующая универсальная компетенция:
- способность к анализу и оценке современных научных достижений, владение современными методологиями эксперимента, знание химических основ фармакологии; генерация идей для решения оригинальных исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1).
Почтовый адрес: 119234, Москва, Ломоносовский пр. д. 27 корп. 1, комната Г-729
Телефон: +7 (495) 938-21-39
Емейл тех.поддержки: support@distant.msu.ru
course language
course duration
for credit at your university
Доктор биологических наук, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова
Position: профессор кафедры биофизики биологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова
Доктор биологических наук, профессор
Position: профессор биологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова
Доктор биологических наук, профессор
Position: ведущий научный сотрудник биологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова
Доктор биологических наук, профессор
Position: заведующий кафедрой медицинской биохимии биологического факультета Воронежского государственного университета
Доктор медицинских наук, профессор
Position: заместитель директора по науке НИИ
биомедицинских технологий, зав. лабораторией изучения оптической структуры биотканей НИИ Биомедицинских технологий, Нижний Новгород
Электронный сертификат слушателю выдается при достижении 41% от итоговой оценки за курс и успешной итоговой аттестации. Сертификат с отличием, как правило, выдается при достижении 82% от итоговой оценки за курс и успешной аттестации с баллом за итоговый тест от 82%.
A participant certificate is usually issued upon reaching 60 % of the overall rating, subject to the delivery of works before a hard deadline. The honors certificate is usually issued upon reaching 90 % of the overall rating, subject to the delivery of the work before the soft deadline.