course language
course duration
for credit at your university
Целью изучения дисциплины «Современная эстетика и теория искусства» является формирование у слушателей знаний о современный эстетических концепциях, в центре внимания которых находится проблема истолкования смысла произведения изобразительного искусства.
В частности ставятся задачи:
В основе курса - широкий обзор основных направлений современных эстетики, философии и теории искусства, объединенные в смысловые блоки:
Форма обучения заочная (дистанционная).
Еженедельные занятия будут включать просмотр тематических видео-лекций и выполнение тестовых заданий с автоматизированной проверкой результатов.
Важным элементом изучения дисциплины является участие в обязательном задание - творческой работе.
В открытом доступе вы можете ознакомиться с видеолекциями первых двух недель, остальные материалы станут доступны после оплаты курса.
Курс является общеобразовательным, и рассчитан на широкую аудиторию слушателей.
1. Феноменологическая и постфеноменологическая эстетика.
Феноменологический подход в эстетике (М. Мерло-Понти, Ж.-П. Сартр). Природа художественного образа и проблема эстетического смысла. Постфеноменологические исследования в эстетике (Д. Айди). Трактовка беспредметного искусства в феноменологии.
2. Герменевтическая и рецептивная эстетика.
Герменевтические исследования в эстетике (Г.Г. Гадамер, М. Хайдеггер, Р. Ингарден, В. Изер). Понимание и интерпретация. Роль читателя в становлении эстетического смысла. Понятие «имплицитного» читателя. Дихотомия читатель/смысл в рецептивной эстетике. Процесс рецепции художественного произведения как порождение смысла. Интерактивность в эстетическом восприятии.
3. Современная эстетика и философия искусства: соотношение теоретических оснований.
Дифференциация методологии эстетики и искусствознания. Проблема классификации и систематизации современной арт-практики и критериев их теоретической систематизации. «Лингвистический» и «визуальный» повороты в современной эстетике (В. Вельш, У. Митчелл). Проблема восприятия современного произведения искусства и теория «атмосфер» Г. Бёме. "Визуальный поворот" в эстетике - новый методжологический подход к интерпретации.
4. Проблема границ произведения искусства в современной эстетике.
Понятие открытого произведения («opera aperta») у У. Эко. Принципы non-finito в современном искусстве. Модусы открытости. Ризоматический характер произведения искусства. Диффузный образ в понимании Р. Краусс, перцепт-ощущение Ж. Делеза. Фрагментированная художественная структура. Антиномии: точность/неточность, различие/сходство, простота/сложность, связность/несвязность, вариативность/инвариантность как составлящие современного метаязыка описания. Принцип полистистики, его воплощение в художественной практике. Стилевая игра, цитация, коллаж, аллюзия. Теории современного музыкального авангарда (П. Булез, К. Штокхаузен). Применение приемов полистилистики в музыке для расширения выразительности и многозначности произведения (А. Берг, Д. Лигети, А. Шнитке. Ч. Айвз). Полистилистика в современной нелинейной архитектурной теории и практике (Ч. Дженкс, Ф. Гэри, Н. Фостер).
5. Нерепрезентативные художественные приемы.
Симулякр. «Punctum». Воображаемое и неизобразимое в современном искусстве. Концепты современной философии образа. Художественный минимализм в философской интерпретации (Ж.-Л. Нанси, Ж. Диди-Юберман, Ж.-Л. Марьон). Проблема негативного мимесиса, нерепрезентативные художественные приемы.
6. Проблема художественного медиума в ситуации постмедиальности.
Теория медиаискусства. Интермедиальность и постмедиальность. Эстетическая выразительность новых визуальных средства выразительности (фото, кино, видеоарт) и ее анализ Р. Бартом (punсtum), Р. Арнхеймом, Р. Краусс (индексальное), В. Флюссером, В. Беньямином, Ж. Бодрийяром. Гибридные эстетические формы. Карнавализация и перформативность.
7. Место структурно-семиотического подхода к изучению искусства в современной эстетике.
Искусство как язык и как моделирующая система (Ю. Лотман, Р. Якобсон). Иконические и конвенциональные знаки в искусстве (Ф. де Соссюр). Семиология Р. Барта («Мифологии»). Антиэкзистенциалистская направленность структурализа (бинарные оппозиции у К. Леви-Строса). Неизменность структур в искусстве, культурные инварианты в искусстве. Знаковая природа художественного образа и образная структура. Произведение искусства как текст, структура и знаковая система. Типы знаков и возможности передачи эстетического смысла при перекодировке. Семантические уровни произведения искусства. Синтактика, семантика и прагматика. Искусство и коммуникация. Постструктурализм. Концепции деконструкции, интертекстуальности и интертекста.
8. Прагматистская эстетика.
Расширение понятия «эстетический опыт». Энвайронментальная эстетика и эстетика повседневости (А. Берлеант, Ю. Сайто). Урбанистическая эстетика. Критическая концепция «музейного искусства» Д. Дьюи. Новейшие тенденции в эстетике: неопрагматизм и «сомаэстетика» (Р. Шустерман). Реляционная эстетика. Партиципаторная и эстетика. Интерактивность в искусстве. Включение реципиента (зрителя, слушателя, читателя) в процесс создания произведения искусства. Интерактивность в современном цифровом искусстве. Понятие среды и средового переживания. Понятие «эстетического поля». Экологическая тематика в эстетике.
9. Эмпирическая эстетика.
Экспериментальные исследования в психологии и эстетике, эстетика простых форм. Анализ произведения искусства с точки зрения гештальтпсихологии. Равновесие композиции как репрезентация нейропсихологического баланса. Функциональная асимметрия головного мозга и художественное творчество.
10. Эстетизация науки.
Алгоритмическая эстетика. Искусство и наука. Техновозвышенное. Интерпретация художественного образа с помощью естественно-научных методов. Синергетика и самоорганизация. Феномен Science Art. Фрактальная теория и динамическое равновесие. Искусство как проекция научных интересов эпохи (концепция М. Баксендолла).
11. Аналитическая эстетика.
Антиэссенциализм, институциональная теория искусства. Философия концептуального искусства, постконцептуализм. Философичность концептуального искусства. Преодоление «художественности» как главный эстетический признак концептуального искусства. Институциональная теория искусства и аналитическая традиция (А.Данто, Дж. Дики). Проблема границы произведения искусства, расширение понятия «искусство».
12. Философия современного экспозиционного проектирования.
Трансформация современного музейного пространства. Партиципаторный музей. Концепция «белого куба», концептуальные выставочные проекты. Медиаискусство в музее. Виртуальный музей. Экспериментальное экспозиционное проектирование.
Знать: основные теоретические подходы к определению и пониманию сущности современного искусства.
Владеть: стратегиями осмысления проблемы образа в современном искусстве.
Уметь: систематизировать современные эстетические концепции и подходы.
Почтовый адрес: 119234, Москва, Ломоносовский пр. д. 27 корп. 1, комната Г-729
Телефон: +7 (495) 938-21-39
Емейл тех.поддержки: support@distant.msu.ru
course language
course duration
for credit at your university
Кандидат философских наук
Position: Доцент кафедры эстетики философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова