наверх

Портреты русских авангардистов

  • Русский

    язык курса

  • 15 недель

    длительность курса

  • 3 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

О курсе

Художников русского авангарда высоко ценят во всем мире, их произведения показывают в крупнейших мировых музеях, их творчеству посвящено множество работ на разных языках, как популярных, так и академических.

Курс построен по «портретному» принципу. Каждая из десяти лекций посвящена одному из лидеров русского авангарда - мастеров, творчество которых изменило наши представления о мире, перестроило и способ зрения, и способ восприятия человека ХХ века. В каждой из лекций подробно разбирается творческая эволюция мастера, основной упор в подаче материала делается на тщательном разборе конкретных произведений и разборе теоретических установок художника. Рассказ об одном из деятелей русского авангарда ведется на широком фоне культурных, научных и бурных политических реалий первой трети ХХ века.

Каждая лекция построена на большом количестве изобразительного материала, количество слайдов в каждой презентации достигает шестидесяти. При этом делаются сопоставления с параллельными явлениями в мировом искусстве и демонстрируются источники творческого вдохновения художника - от доисторического искусства до теософских и антропософских концепций.

Предлагаемый курс носит научно-популярный характер, и базируется на новейших академических исследованиях, как российских, так и зарубежных.

Целевая аудитория курса - студенты смежных гуманитарных специальностей, и все слушатели, интересующиеся данной тематикой.

Формат

Форма обучения заочная (дистанционная).
Еженедельные занятия будут включать просмотр тематических видео-лекций и выполнение тестовых заданий с автоматизированной проверкой результатов. Важным элементом изучения дисциплины является участие в обязательном задание - творческой работе.
В открытом доступе вы можете ознакомиться с видеолекциями первых двух недель, остальные материалы станут доступны после оплаты курса. 

Требования

Курс является общеобразовательным, и рассчитан на широкую аудиторию слушателей, имеющих общее представления об истории русского искусства и политической и культурной истории первой трети ХХ века. 

 

Программа курса

1. Василий Кандинский: Полет в бесконечность
Кандинский тщательно освобождал классическую картину от всех признаков визуально наблюдаемого мира. При этом Картина все еще остается картиной со своей цвето-тоновой композицией и пространственным решением. Но попасть в это пространство сможет только тот, кто готов проделать сложную интеллектуальную работу.

2. Михаил Ларионов: Открывать Новое
Михаил Ларионов – безудержный бунтарь и вдумчивый, тонкий художник. В 1910-х он непрерывно генерировал вереницу все новых и новых стилей и направлений, которые часто существовали от одного года до двух. Одновременно он неутомимо эпатировал публику своими лукавыми заявлениями, например, о том, что в будущем люди будут ходить с раскрашенными лицами. Эволюция художника. Ларионов – создатель стилей и направлений - кубофутуризм, неопримитивизм, лучизм и постоянно организовывал новые художественные объединения.

3. Наталья Гончарова: Возвращение в прошлое
Амазонка авангарда и первая великая художница в истории мирового искусства. Она путешествовала в глубины праистории, изображала работающих крестьян и устремлялась в будущее. Наталья Гончарова – жена и соратница Ларионова. Она не имела особой наклонности к участию в его эпатажных акциях, зато ясно и четко формулировала в манифестах все извивы новейших течений, которые они с Михаилом изобретали совместно. Пик ее карьеры – постановка оперы Римского-Корсакова «Золотой петушок» в рамках «Русских сезонов» Сергея Дягилева.

4. Казимир Малевич: На полях «Черного квадрата»
На протяжении своей творческой эволюции Казимир Малевич сначала
«перебирал» стили – кубизм, футуризм, примитивизм. Затем изобрел супрематизм; в какой-то момент вообще перестал писать картины, начал сочинять заумные трактаты, описывающие картину супрематического мира, собирать вокруг себя адептов своего учения. Малевич требовал, чтобы зритель супрематических картин изменил свое сознание, вместе с ним прошел до «нуля форм», то есть «Черного квадрата», чтобы «соединиться с пространством движущихся однолитных масс планетной системы».

5. Владимир Татлин: Построить Башню до неба.
Соратник Малевича по авангардному движению и его страстный конкурент был человеком гораздо более земным. В своих «Угловых контррельефах», выставленных в 1915-м году одновременно с «Супрематизмом» Малевича, Татлин изучал «материал, объем и конструкцию». Главный его проект – «Памятник III-го коммунистического интернационала» должен быть поставлен и наклонен так, как будто участвует в движении планеты Земля.

6. Александр Родченко: Фотоискусство - новый взгляд на мир
В 1921 году футурист Родченко отказался от живописи и стал одним из наиболее продуктивных конструктивистов. В 1924-м взял в руки фотоаппарат и стал культовой фигурой для фотографов всего мира. А его “Рабочий клуб” (1925) – образцовым произведением современного дизайна.

7. Варвара Степанова: Нарисовать Новый мир
Варвара Степанова - жена и соратница Александра Родченко. Они называли себя изобретателями Будущего. Оно оказалось совсем другим, но ее костюмы для комсомолок-физкультурниц выглядят сегодня необычайно модно, а разработки для журнала «Левый фронт искусств» (ЛЕФ) стали базисом современной полиграфики.

8. Павел Филонов: Атом, единица действия
Филонову тесно в рамках эмпирически постижимого, его волновали фундаментальные темы жизни и смерти. Филонов – в обилии мельчайших, тщательно проработанных деталей, в том числе – на дальних планах, за главными персонажами. Картина для него развивается как живой организм – от частного к общему, словно бы растет за счет деления клеток, каждая из которых обладает своей сложной организацией.

9. Константин Мельников: Конструкция будущего
Архитектурные проекты, большая часть которых осталась неосуществленной, оказали огромное влияние на развитие мировой архитектуры ХХ века. В своем творчестве он опирался на три главных критерия, архитектор считал, что по ним можно легко определить качество здания. «Во-первых, отвечает ли проект наибольшим удобствам технологического и функционального порядка. Во-вторых, характеризуется ли он прямыми экономическими достижениями композиционного приема, которые могут быть выявлены с точностью арифметических подсчетов. Наконец, третье — дает ли он выразительную художественную форму сооружения».

10. Александр Дейнека: Авангард и соцреализм
Дейнека в 1920-х учился в самом авангардном учебном заведении того времени - ВХУТЕМАСе и участвовал в деятельности самых передовых группировок того времени, таких, как ОСТ. При этом многие картины Дейнеки вошли в канон соцреализма. Однако, и в знаменитой «Обороне Севастополя», казалось бы, строго реалистической, мы находим и отблески динамичных композиций Василия Кандинского, и строгий конструктивизм Александра Родченко.
 

Результаты обучения

Знать:

  • Творчество основных мастеров русского авангарда и ключевые произведения, созданные этими художниками.
  • Культурный контекст эпохи, связи авангарда с открытиями в литературе, музыке и театре.

Владеть:

  • Навыками описания и анализа самых сложных произведений авангарда-отечественного и зарубежного.

Уметь:

  • Уметь определять место русского авангарда первой трети ХХ века в интернациональном художественном процессе.
  • Вести дискуссии по самым сложным вопросам восприятия искусства модернизма на примере творчества русских авангардистов.
  • Дать определение понятия “Русский авангард” и назвать его основных представителей.

Направления подготовки

Знания

 

Умения

 

Навыки

 

Ковалёв Андрей Алексеевич

Кандидат искусствоведения
Должность: Доцент кафедры факультета искусств МГУ имени М.В.Ломоносова

Похожие курсы