наверх

Подарю жизнь: медицинское право для акушеров-гинекологов

5 августа 2025 - 31 июля 2028 г.
Курс уже начался
1087 дней
До конца записи
  • Русский

    язык курса

  • от 5 до 9 недель

    длительность курса

  • от 5 до 9 часов в неделю

    понадобится для освоения

  • 2 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

 Курс "Подарю жизнь: медицинское право для акушеров-гинекологов" ориентирован на широкую аудиторию, которой интересны тенденции развития медицинского права в целом и особенности регулирования медицинской деятельности по профилю “акушерство и гинекология”. Направлен на систематизацию знаний о правовом регулировании сферы охраны здоровья, о правах и обязанностях медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь женщинам и мужчинам (в части применения вспомогательных репродуктивных технологий, и пациентов, способах защиты их нарушенных прав, этических проблемах в акушерстве и гинекологии.

О курсе

Цель курса – формирование у целевой аудитории представления о системе правовых и этических норм в сфере регулирования медицинской деятельности в области акушерства и гинекологии, с обязательным изучением регулирования вспомогательных репродуктивных технологий.

Курс помимо теоретической базы содержит практико-ориентированные материалы, направленные на формирование навыка правильно толковать юридические нормы, составлять грамотные ответы на претензии пациентов, формировать свое аргументированное мнение по возникающим в практике медицинского работника спорным вопросам.

Курс создан для повышения уровня компетенции студентов старших курсов медицинских ВУЗов, планирующих специализироваться на акушерстве и гинекологии, юристов, начинающих свою работу в медицинских организациях акушерско-гинекологического профиля (родильные дома, перинатальные центры, центры репродукции), а также практикующих медицинских работников. 

Формат

Курс включает:

  • просмотр тематических видео-лекций;
  • текстовые лекции;
  • тестовые задания после каждого урока;
  • тестовые задания после каждого модуля;
  • дополнительные материалы для более углубленного изучения темы.

В курсе предусмотрено промежуточное контрольное тестирование по каждому модулю курса и итоговое контрольное тестирование по всему содержанию курса с автоматизированной проверкой результатов.

  • Федеральный закон от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024) - КонсультантПлюс (consultant.ru) 
  • Поцелуев Е.Л. Горбунов А.Е. «Медицинская услуга» и «медицинская помощь» по законодательству Российской Федерации: тождественные или различные понятия? // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». 2016. Т. 4, № 3 (15) http://esj.pnzgu.ru ISSN 2307-9525 (Online)  https://cyberleninka.ru/article/n/meditsinskaya-usluga-i-meditsinskaya-pomosch-po-zakonodatelstvu-rossiyskoy-federatsii-tozhdestvennye-ili-razlichnye-ponyatiya/viewer
  • Ходусов А.А . Конституционно-правовое регулирование защиты материнства и детства в Российской Федерации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция.2020. № 2. С. 61–68.DOI: 10 .18384/2310-6794-2020-2-61-68.
  • Медицинские и правовые аспекты соблюдения клинических рекомендаций Минздрава России в амбулаторно-поликлинической практике (интервью с экспертами) // Русский медицинский журнал [электр. ресурс] // https://www.rmj.ru/articles/organizatsiya-zdravookhraneniya-i-obshchestvennoe-zdorove/Medicinskie_ipravovye_aspekty_soblyudeniya_klinicheskih_rekomendaciy_Minzdrava_Rossii_vambulatorno-poliklinicheskoy_praktike_intervyyu_sekspertami/ 
  • Колосова Н.М., Мамедова В.Э. Конституционно-правовые гарантии защиты медицинской информации уязвимых лиц // RUDN Journal of Law. 2024. Т. 28. № 4. С. 856–874. https://doi.org/10.22363/2313-2337-2024-28-4-856-874 // https://journals.rudn.ru/law/article/view/41934
  • Мустафина-Бредихина Д.М. Взаимодействие медицинских работников с законными представителями пациентов: сложности правоотношений. Часть 1 // Неонатология: новости, мнения, обучение. 2023. Т. 11, № 1. С. 92–95. DOI: https://doi.org/10.33029/2308-2402-2023-11-1-92-95
  • Мустафина-Бредихина Д.М. Взаимодействие медицинских работников с законными представителями пациентов: сложности правоотношений. Часть 2 // Неонатология: новости, мнения, обучение. 2023. Т. 11, № 2. С. 95–97. DOI: https://doi.org/10.33029/2308-2402-2023-11-2-95-97
  • Подузова Е. Б. Персональные данные пациента и его законного представителя: специфика электронного предоставления в контексте применения технологий «искусственного интеллекта» в digital-медицине // Актуальные проблемы российского права. — 2023. — T. 18. — № 4. — С. 86–92. — DOI: 10.17803/1994-1471.2023.149.4.086-092. https://aprp.msal.ru/jour/article/view/3593 
  • Окишев Б. А. Реализация охраны персональных данных в сфере медицины // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2022. № 4/2022. С. 120-126.
  • Третьякова Е. С. Теоретико-правовой анализ соматических прав человека // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». 2023. Т. 11, № 4. С. 46–56. doi: 10.21685/2307-9525-2023-11-4-5 EDN: UNWSZD https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-pravovoy-analiz-somaticheskih-prav-cheloveka/viewer
  • Безопасность при оказании медицинской помощи матерям и новорожденным. Лекция руководителя Роспотребнадзора А.В. Самойловой. // НЕОНАТОЛОГИЯ: новости, мнения, обучение. Том 9, № 3, 2021. С. 5-8.
  • Суханова Е.И. Сообщение плохих новостей // Неонатология: новости, мнения, обучение. 2022. Т. 10, № 1. С. 45–49. DOI: https://doi.org/10.33029/2308-2402-2022-10-1-45-49
  • Р.В. Тания, А.В. Фомина, А.С. Клименко, Ж.Г. Тигай ЭВОЛЮЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОТ РЕФОРМ ПЕТРА I ДО СИМУЛЯЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ) // Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2023 г., № 4. С. 1077-1105.
  • Сенатов Ю.А., Кравченко Е.В., Сенатов А.В. Отдельные проблемы, возникающие у обучающихся по программам ординатуры в Российской Федерации // Электронный научный журнал “Дневник науки”. 2022. № 8.
  • Чилилов А.М., Кадыров Ф.Н. Вопросы трудовых отношений с работниками, оказывающими медицинскую помощь с применением телемедицинских технологий // Экономика труда. – 2022. – Том 9. – № 11. – С. 1885–1898. doi: 10.18334/et.9.11.116519 https://1economic.ru/lib/116519
  • Пивень Д. В., Кицул И. С., Иванов И. В. Проблемные вопросы договорных отношений между медицинским работником и медицинской организацией: на что необходимо обратить внимание руководителю медицинской организации и медицинскому работнику // Менеджер здравоохранения. 2023; 4: 4–11. DOI: 10.21045/1811-0185-2023-4-4-11.
  • Аронов А.В. Правовой статус врача в Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 4. С. 30—37. https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-4-30-37. EDN: https://elibrary.ru/RBBFON
  • Pradhan, Savana. (2020). Medico Legal Issues in Obstetrics and Gynecology. Nepal Journal of Obstetrics and Gynaecology. 15. 10.3126/njog.v15i2.32895. [электр.ресурс] https://www.researchgate.net/publication/360979939_Medico_Legal_Issues_in_Obstetrics_and_Gynecology/references
  • Заритовская О. А. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В ОТНОШЕНИИ АБОРТОВ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА НОВОРОССИЙСКА: О ПОЛНОМ ЗАПРЕТЕ И ВОЗНИКШИХ ПОСЛЕДСТВИЯХ // Вестник магистратуры. 2015. №7 (46). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-politika-sovetskogo-gosudarstva-v-otnoshenii-abortov-na-primere-goroda-novorossiyska-o-polnom-zaprete-i-voznikshih
  • Imam Arif Zamani  “Problematics of Legal Provisions of Article 31 Paragraph (2) of Government Regulation Number 61 of 2014 concerning Reproductive Health.” Peradaban Hukum Nusantara Volume 1, No 2 (03, December, 2024): 1-15, https://doi.org/10.62193/b0vxxs79
  • Miskeen, Elhadi & Alfaifi, Jaber & Alhuian, Dalal & Alghamdi, Mushabab & Alharthi, Muffarah & Alshahrani, Nourah & Alosaimi, Ghala & Alshomrani, Raydaa & Hajlaa, Abdullah & Khair, Nadir & Almuawi, Abdullah & Al-Jaber, Khalifa & Elrasheed, Fath & Elhassan, Kamal & Abbas, Mohammed. (2025). Prospective Applications of Artificial Intelligence In Fetal Medicine: A Scoping Review of Recent Updates. International Journal of General Medicine. 18. 237-245. 10.2147/IJGM.S490261.
  • Singh, Dhirendra. (2024). Global Legal Frameworks on Cross-Border Surrogacy and Assisted Reproductive Technologies. 10.13140/RG.2.2.10210.34249.https://www.researchgate.net/publication/384457508_Global_Legal_Frameworks_on_Cross-Border_Surrogacy_and_Assisted_Reproductive_Technologies

Программа курса

Модуль 1. Что такое медицинское право. История акушерства в России от повивальных бабок до акушеров.

Цель: познакомить слушателей с историей возникновения медицины, становления системы государственного здравоохранения в России, определению основных понятий, используемых в медицинском праве

Задачи:

  • Познакомить слушателя с историей становления государственной системы здравоохранения в России.
  • Познакомить слушателя с развитием акушерского дела в России.
  • Познакомить слушателя с понятийным аппаратом в сфере охраны здоровья.
  • Познакомить слушателей с основными положениями международного и национального законодательства, регулирующими репродуктивное право человека
  • Определить для слушателей статус локальных нормативных актов организации и клинических рекомендаций
  • Познакомить слушателей с правовым статусом Федерального фонда обязательного медицинского страхования, его территориальных фондов и страховых медицинских организаций
  • Ввести слушателя в мир бизнеса, определив основные требования для начала своего дела.

Результат: Слушатели узнают о правовых основах регулирования акушерско-гинекологической помощи, получат представление о репродуктивном праве и его охране. 

В конце модуля предлагается тест на закрепление материала.

Модуль 2. Правовой статус пациента и врача в акушерстве и гинекологии.

Цель: предоставить слушателям комплексные знания о правах пациента, способах реализации его прав, освоение алгоритма работы со “сложными” пациентами, а также на получение знаний о статусе врача-акушера-гинеколога.

Задачи:

  • Дать представление об общем, специальном и индивидуальном статусе пациента.
  • Познакомить слушателей с особой категорией пациентов - несовершеннолетними, их правами, обязанностями и ограничениями.
  • правовым регулированием врачебной тайны и обработкой персональных данных пациента, получающего акушерско-гинекологическую помощь
  • Познакомить слушателей с базовыми правами пациента, включая право на жизнь, на отказ от медицинской помощи.
  • Рассказать слушателям о принципах «открытой реанимации» и возможности ее реализации в медицинских организациях
  • Познакомить слушателей с системой высшего и среднего профессионального медицинского образования.
  • Познакомить слушателей с правами, обязанностями и ограничениями, установленными для медицинских работников.
  • Продолжить знакомить слушателей с особенностями организации своего бизнеса в медицине.

 

Результат: Слушатели узнают об основных правах пациентов, в том числе несовершеннолетних, способах их реализации, ограничениями, связанными с врачебной тайной, о порядке получения высшего и среднего профессионального медицинского образования, правовом статусе медицинского работника. 

В конце модуля предлагается тест на закрепление материала.

Модуль 3. Этические аспекты в деятельности врача-акушера гинеколога, можно ли сделать «дизайнерских» детей?

Цель: познакомить слушателей с основными этическими проблемами в медицине, в том числе связанных с прерыванием беременности.

Задачи:

  • Познакомить слушателей с особенностями правового регулирования прерывания беременности по медицинским, социальным показаниям и желанию женщины
  • Познакомить слушателей с историей развития института абортов в России
  • Разъяснить все особенности проведения пренатальных скринингов и способах принятия решений о прерывании беременности
  • Объяснить основы фетальной медицины.
  • Рассказать слушателям о суррогатном материнстве и сложностях, которые возникают при реализации этой программы
  • Познакомить слушателей с правовыми основы проведения экстракорпорального оплодотворения
  • Научить слушателей определять правовые риски при реализации программы суррогатного материнства
  • Разъяснить, на каком этапе находится закрепление статуса эмбриона и плода в России и в мире
  • Объяснить, что такое геном и в чем разница между его секвенированием и редактированием.
  • Научить слушателей определять разницу между эвтаназией, непроведением реанимационных мероприятий и их прекращением
  • Разобрать правовое регулирование патологоанатомических вскрытий и возможностях отказа от его проведения
  • Продолжить знакомить слушателей с особенностями организации своего бизнеса в медицине.

Результат: Слушатели получат комплексные знания об основных этических проблемах в акушерстве и гинекологии и возможностях их решения на современном этапе развития законодательства.

В конце модуля предлагается тест на закрепление материала.

Модуль 4. Ответственность медицинских работников и медицинских организаций: кейс-стади.

Цель: познакомить слушателей с алгоритмами разбора различных видов жалоб и обращений пациентов и иных лиц в медицинские организации. Кроме того, слушатели познакомятся со всеми видами ответственности – гражданской, административной, уголовной на примерах конкретных судебных решений.

Задачи:

  • Познакомить слушателей с алгоритмами разбора жалоб и обращений граждан, их спецификой, показать разницу между обоснованными и необоснованными жалобами
  • Познакомить слушателей с механизмом коммуникации с различными пациентами, в том числе с неадекватными
  • Научить слушателей правильно оценивать иски, направленные в рамках гражданского производства
  • Разобрать и разъяснить особенности (в том числе отличия) административного и уголовного производства
  • Продолжить знакомить слушателей с особенностями организации своего бизнеса в медицине и научить слушателей составлять договоры на оказание платных медицинских услуги.

Результат: Слушатели узнают, как реагировать и правильно отвечать на обращения граждан в зависимости от их содержания; смогут правильно анализировать гражданские иски пациентов, составы административных правонарушений, оценивать обстоятельства в случае проведения доследственной проверки или возбуждения уголовного дела.

В конце модуля предлагается тест на закрепление материала.

Результаты обучения

После завершения курса слушатели смогут:

  • правильно толковать и применять нормы законодательства об охране здоровья граждан в процессе работы по медицинской специальности “акушерство и гинекология”;
  • верно, квалифицировать факты и обстоятельства, связанные с применением законодательства об охране здоровья граждан, формировать свою аргументированную позицию в профессиональной деятельности
  • использовать свои знания о принципах охраны здоровья граждан при взаимодействии с пациентами, коллегами, работодателем, контрольно-надзорными органами
  • составить план открытия своего бизнеса в области медицины. 

Направления подготовки

Мустафина-Бредихина Диана Мядхатовна


Должность: Доцент кафедры административного и финансового права юридического юридического института

Гительзон Екатерина Александровна


Должность: Ассистент кафедры госпитальной хирургии с курсом детской хирургии медицинского института

Похожие курсы