наверх

Биоэтика

видеоролик о курсе
  • 12 недель

    длительность курса

  • около 9 часов в неделю

    понадобится для освоения

  • 2 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

Курс разработан СПбПУ совместно с Санкт-Петербургским государственным химико-фармацевтическим университетом и при поддержке СЗРЦКОО.

Биоэтика – современная наука  о нравственной стороне деятельности человека в медицине и биологии. Принципы, правила и модели биоэтики основаны на  недопустимости нанесения вреда человеку и его потомству, а также  его окружению.

О курсе

Цель онлайн курса - сформировать у будущих специалистов базовую систему знаний и практических навыков в области биоэтики,  подготовить фармацевтических и медицинских работников к достойному выполнению своей миссии – миссии оказания качественной медицинской и лекарственной помощи людям.

Биоэтика является самостоятельной междисциплинарной областью знаний о морально-этических основах профессиональной деятельности медицинских и фармацевтических работников.  Предметом биоэтики является систематическое исследование человеческого поведения в рамках наук о жизни и здоровье, проводимое в свет нравственных ценностей и принципов.

Структура курса  построена по принципу выделения относительно самостоятельных, логически взаимосвязанных и последовательно развивающих друг друга разделов, посвященных как общим представлениям о теоретических основах биоэтики (модели, принципы и правила), так и специальных биоэтических проблем, касающихся отдельных проблем (генетики, эпидемиологии, психиатрии, трансплантологии и т.д.) и конкретных прецедентов в области клинической биоэтики. «Биоэтика» как прикладная наука касается новых открытий в области медицинских и фармацевтических наук, которые должны проводиться с учетом принципов биоэтики, а не только «чистой» научной рациональности или экономической выгоды. 

Формат

Курс «Биоэтика» включает десять тем, объединенных в два раздела (модуля):

  • Общие проблемы биоэтики.
  • Специальные проблемы биоэтики.

Каждая тема включает лекционный материал, презентации, разбор задач, контрольные вопросы (тесты) и практические задания, позволяющие контролировать  полученные слушателями знания и умения.

Каждая тема начинается с видеолекции.

Ушаков Е.В. Биоэтика. – М.: Юрайт, 2018. – 306 с.

Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. - М.: РНИМУ им. Н.И.Пирогова, 2014. - 192с.

Лопатин П.В. Биоэтика: Учебник /П.В. Лопатин О.В. Карташова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа , 2010. - 269 с.

 Хрусталев Ю.М. От этики до биоэтики: учебник для вузов / Ю.М. Хрусталев. - Ростов н/Д: Феникс. 2010. - 446 с.

Сергеев В.В. Биоэтика. Учебное пособие. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.

Требования

- Основные этические понятия, принципы нормы, этические теории (философия; культурология).

- Основы биологии как науке о живой природе.

- Основы экономических знаний.

- Основы права.

Программа курса

Введение.

Модуль 1. Общие проблемы биоэтики.

1.1.  Генезис биоэтики как науки.

1.1.1.  Биоэтика: предмет и задачи.

1.1.2. Исторические этапы развития медицинской и фармацевтической этики.

1.2. Основные принципы и правила биоэтики.

1.2.1. Основные принципы биоэтики.

1.2.2. Основные правила биоэтики.

 

Модуль 2. Специальные проблемы биоэтики.

2.1. Морально-этические проблемы проведения клинических исследований.

2.2. Моральные проблемы медицинской генетики.

2.3. Моральные проблемы трансплантации органов и тканей.

2.4. Эпидемиология и этика.

2.5. Этика в психиатрии.

2.6. Современные проблемы фармацевтической биоэтики.

Итоговая аттестация.

Результаты обучения

Планируемые результаты изучения дисциплины, обеспечивающие достижение цели изучения дисциплины «Биоэтика»:

1. знать историю и теоретические основы биоэтики, морально-этические нормы и принципы, относящиеся к профессиональной деятельности медицинского и фармацевтического работника;

2. уметь анализировать основные проблемы биоэтики как науки, аргументировать применение  основных принципов и  правил биоэтики, биоэтических моделей  и  подходов к решению биоэтических проблем.

3. владеть навыками решения проблемных этико-правовых вопросов медицинской и фармацевтической практики,  защиты интересов пациентов и  потребителей лекарственных средств и других медико-фармацевтических товаров  и услуг, использования знаний биоэтики  в своей профессиональной деятельности.

Формируемые компетенции

- способность и готовность реализовать этические и деонтологические принципы в профессиональной деятельности;

- готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала.

Воробьева Светлана Александровна

Доктор философских наук, Доцент
Должность: Заведующая кафедрой гуманитарных наук Санкт-Петербургского государственного химико-фармацевтического университета

Завершинская Наталья Александровна

Кандидат философских наук, Доцент
Должность: Доцент кафедры гуманитарных наук Санкт-Петербургского государственного химико-фармацевтического университета

Маймистов Денис Николаевич


Должность: Старший преподаватель кафедры гуманитарных наук Санкт-Петербургского государственного химико-фармацевтического университета

Неронова Марина Юрьевна

Кандидат философских наук, Доцент
Должность: Доцент кафедры гуманитарных наук Санкт-Петербургского государственного химико-фармацевтического университета

Похожие курсы