course language
course duration
needed to educate
for credit at your university
Курс разработан СПбПУ совместно с Санкт-Петербургским государственным химико-фармацевтическим университетом и при поддержке СЗРЦКОО.
Биоэтика – современная наука о нравственной стороне деятельности человека в медицине и биологии. Принципы, правила и модели биоэтики основаны на недопустимости нанесения вреда человеку и его потомству, а также его окружению.
Цель онлайн курса - сформировать у будущих специалистов базовую систему знаний и практических навыков в области биоэтики, подготовить фармацевтических и медицинских работников к достойному выполнению своей миссии – миссии оказания качественной медицинской и лекарственной помощи людям.
Биоэтика является самостоятельной междисциплинарной областью знаний о морально-этических основах профессиональной деятельности медицинских и фармацевтических работников. Предметом биоэтики является систематическое исследование человеческого поведения в рамках наук о жизни и здоровье, проводимое в свет нравственных ценностей и принципов.
Структура курса построена по принципу выделения относительно самостоятельных, логически взаимосвязанных и последовательно развивающих друг друга разделов, посвященных как общим представлениям о теоретических основах биоэтики (модели, принципы и правила), так и специальных биоэтических проблем, касающихся отдельных проблем (генетики, эпидемиологии, психиатрии, трансплантологии и т.д.) и конкретных прецедентов в области клинической биоэтики. «Биоэтика» как прикладная наука касается новых открытий в области медицинских и фармацевтических наук, которые должны проводиться с учетом принципов биоэтики, а не только «чистой» научной рациональности или экономической выгоды.
Курс «Биоэтика» включает десять тем, объединенных в два раздела (модуля):
Каждая тема включает лекционный материал, презентации, разбор задач, контрольные вопросы (тесты) и практические задания, позволяющие контролировать полученные слушателями знания и умения.
Каждая тема начинается с видеолекции.
Ушаков Е.В. Биоэтика. – М.: Юрайт, 2018. – 306 с.
Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. - М.: РНИМУ им. Н.И.Пирогова, 2014. - 192с.
Лопатин П.В. Биоэтика: Учебник /П.В. Лопатин О.В. Карташова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа , 2010. - 269 с.
Хрусталев Ю.М. От этики до биоэтики: учебник для вузов / Ю.М. Хрусталев. - Ростов н/Д: Феникс. 2010. - 446 с.
Сергеев В.В. Биоэтика. Учебное пособие. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.
- Основные этические понятия, принципы нормы, этические теории (философия; культурология).
- Основы биологии как науке о живой природе.
- Основы экономических знаний.
- Основы права.
Введение.
Модуль 1. Общие проблемы биоэтики.
1.1. Генезис биоэтики как науки.
1.1.1. Биоэтика: предмет и задачи.
1.1.2. Исторические этапы развития медицинской и фармацевтической этики.
1.2. Основные принципы и правила биоэтики.
1.2.1. Основные принципы биоэтики.
1.2.2. Основные правила биоэтики.
Модуль 2. Специальные проблемы биоэтики.
2.1. Морально-этические проблемы проведения клинических исследований.
2.2. Моральные проблемы медицинской генетики.
2.3. Моральные проблемы трансплантации органов и тканей.
2.4. Эпидемиология и этика.
2.5. Этика в психиатрии.
2.6. Современные проблемы фармацевтической биоэтики.
Итоговая аттестация.
Планируемые результаты изучения дисциплины, обеспечивающие достижение цели изучения дисциплины «Биоэтика»:
1. знать историю и теоретические основы биоэтики, морально-этические нормы и принципы, относящиеся к профессиональной деятельности медицинского и фармацевтического работника;
2. уметь анализировать основные проблемы биоэтики как науки, аргументировать применение основных принципов и правил биоэтики, биоэтических моделей и подходов к решению биоэтических проблем.
3. владеть навыками решения проблемных этико-правовых вопросов медицинской и фармацевтической практики, защиты интересов пациентов и потребителей лекарственных средств и других медико-фармацевтических товаров и услуг, использования знаний биоэтики в своей профессиональной деятельности.
- способность и готовность реализовать этические и деонтологические принципы в профессиональной деятельности;
- готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала.
course language
course duration
needed to educate
for credit at your university
Доктор философских наук, Доцент
Position: Заведующая кафедрой гуманитарных наук Санкт-Петербургского государственного химико-фармацевтического университета
Кандидат философских наук, Доцент
Position: Доцент кафедры гуманитарных наук Санкт-Петербургского государственного химико-фармацевтического университета
Position: Старший преподаватель кафедры гуманитарных наук Санкт-Петербургского государственного химико-фармацевтического университета
Кандидат философских наук, Доцент
Position: Доцент кафедры гуманитарных наук Санкт-Петербургского государственного химико-фармацевтического университета