course language
course duration
needed to educate
for credit at your university
Уважаемые слушатели, некоторые материалы данного курса доступны для ознакомительного просмотра. Чтобы получить доступ ко всем материалам курса, необходимо оплатить доступ к материалам.
Курс «Введение в физиологию» позволяет сделать первый шаг в понимании основ функционирования организма человека.
Общая цель курса состоит в получении базовых знаний о молекулярно-клеточных процессах, которые лежат в основе деятельности органов, а также принципах их регуляции, позволяющих объединить функции отдельных органов в единый комплекс процессов, необходимых для жизни человека.
Курс рассчитан на 10 недель, в каждую из которых укладывается четыре занятия по два часа. Таким образом, недельная нагрузка составляет 8 часов. Это время необходимо для знакомства с базовой терминологией, просмотра презентаций, прослушивания видеолекций, работы с проверочными тестами.
Курс построен на принципе передачи педагогического опыта преподавателей СПбГУ через использование современных инновационных технологий, в которые входят видеолекции, сопровождаемые текстами, объяснениями, ссылками, задания, тесты, а также получение ответной реакции от авторов курса. В конце курса слушатель должен овладеть базовой терминологией, пониманием основ функций клеток, лежащих в основе деятельности органов, базовыми принципами управления функциями органов.
Учебники:
Входные требования к курсу – базовые знания по биологии, то есть выполнение учебной программы бакалавриата по направлению «Биология» 1-2 семестров.
Неделя 1.Физиология как наука. Внутренняя среда организма. Ионная асимметрия. Транспорт ионов, органических веществ и воды через плазматическую мембрану клеток. Транспорт ионов, органических веществ и воды через эпителий. Передача сигнала в клетке. Сигналинг.
Неделя 2. Физиология возбудимых тканей. Мембранный потенциал, его происхождение. Ионные каналы мембран. Локальный ответ. Критический уровень деполяризации. Потенциал действия, его фазы, их происхождение. Рефрактерность и ее причины. Электротонические изменения мембранного потенциала. Генераторный потенциал. Рецепторный потенциал. Синапс. Механизм передачи возбуждения в химических синапсах. Возбуждающий и тормозный постсинаптический потенциал. Механизм проведения нервного импульса по безмиелиновым и миелиновым нервным волокнам.
Неделя 3. Нервная регуляция функций в организме. Нейрон как структурно-функциональная единица нервной системы. Взаимодействие между процессами возбуждения и торможения как основа интеграции сигнала. Механизмы интеграции сигналов в нервной системе. Окклюзия и облегчение. Моносинаптический рефлекс. Полисинаптическаие рефлекс.
Неделя 4. Физиология нервно-мышечной передачи. Нервный ствол и типы нервных волокон. Типы мышечной ткани: скелетная, сердечная и гладкая мышцы. Особенности строения и физиологических свойств. Фазные и тонические волокна. Изоформы тяжелых цепей миозина: быстрые и медленные типы волокон. Мотонейрон и двигательные единицы. Проприорецепция. Структурно-функциональная организация нервно-мышечного синапса позвоночных. Типы секреции медиатора: вызванная и спонтанная квантовая секреция, неквантовая секреция. Квантовый состав. Молекулярные основы секреции квантов медиатора. Никотиновый холинорецептор. Потенциал концевой пластинки. Гарантийный фактор нервно-мышечной передачи. Роль Na, K-АТФазы.
Неделя 5. Физиология мышечного сокращения. Дигидропиридиновые рецепторы, рианодиновые рецепторы. Роль ионов Са2+. Структура саркомера. Основные белки миофибрилл. Механизм мышечного сокращения. Изометрическое и изотоническое сокращение. Зубчатый и гладкий тетанус, пессимум.
Неделя 6. Автономная нервная система. Структурно-функциональные особенности соматической и вегетативной нервной системы. Симпатический, парасимпатический и метасимпатический отделы вегетативной нервной системы. Принципы организации афферентного и эфферентного звена вегетативных рефлексов. Влияние симпатического, парасимпатического и метасимпатическо-го отделов вегетативной нервной системы на иннервируемые органы. Участие вегетативной нервной системы в интеграции функций при формировании целостных поведенческих актов. Вегетативные компоненты поведения.
Неделя 7. Гипоталамо-гипофизарная система и эпифиз. Гипоталамо-гипофизарная система (структуры). Гормоны гипоталамо-нейрогипофизарной системы. Семейство Пролактина и соматотропина. Семейство тиротропина и гонадотропинов. Семейство проопиомеланотропина. Эпифиз и его гормоны.
Неделя 8. Гормоны периферических эндокринных желез. Гормоны щитовидной и паращитовидных желез. Гормоны поджелудочной железы. Гормоны надпочечников. Гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая система. Глюкокортикостероиды и стресс. Гормоны половых желез.
Неделя 9.Общие проблемы физиологии сенсорных систем. Характеристика общих вспомогательных структур сенсорных систем. Определение и классификация сенсорных рецепторов. Трансформации энергии раздражающего стимула в электрическую активность сенсорных рецепторов – рецепторный потенциал, а также механизмы его генерации и трансформации в импульсную активность (аналого-цифровое преобразование). Проведение электрических сигналов, возникающих в сенсорных рецепторах при действии энергии адекватного стимула. Механизмы усиления разрешающей способности и чувствительности сенсорных систем, а также механизмы обработки сенсорной информации и представительство различных сенсорных систем в коре головного мозга.
Неделя 10. Психофизиологические аспекты функционирования сенсорных систем. Связь между параметрами энергии раздражающего стимула и характеристиками ощущения, возникающего в сенсорных системах: психофизические законы Вебера-Фехнера, закон Стивенса. Физиология центральной нервной системы. Электрические сигналы ЦНС. Роль подкорковых структур в регуляции функций организма. Кора больших полушарий головного мозга. Колонки. Зеркальные нейроны. Биология поведения.
В конце курса слушатель должен овладеть базовой терминологией, пониманием основ функций клеток, лежащих в основе деятельности органов, базовыми принципами управления функциями органов. Для получения сертификата необходимо выполнить все задания и сдать итоговый тест.
После прохождения курса «Введение в физиологию» слушатели должны будут:
course language
course duration
needed to educate
for credit at your university
Д-р биолог. наук
Position: профессор, заведующий кафедрой общей физиологии
Доктор биологических наук, академик РАН
Position: профессор кафедры общей физиологии
Доктор биологических наук
Position: профессор кафедры общей физиологии
Доктор биологических наук
Position: профессор кафедры общей физиологии
Доктор биологических наук
Position: профессор кафедры общей физиологии
Член-корреспондент РАН, доктор биологических наук
Position: директор института физиологии им. И.П. Павлова РАН
Кандидат биологических наук
Position: доцент кафедры общей физиологии
Кандидат биологических наук
Position: доцент кафедры общей физиологии
Position: ассистент кафедры общей физиологии
Position: младший научный сотрудник кафедры общей физиологии
Position: ассистент кафедры общей физиологии