course language
course duration
needed to educate
for credit at your university
Уважаемые слушатели, некоторые материалы данного курса доступны для ознакомительного просмотра. Чтобы получить доступ ко всем материалам курса, необходимо оплатить доступ к материалам.
В основе курса лежит классическая американская теория менеджмента. Стержнем, на котором построено изложение материала, выбран PEST-анализ, то есть комплексное представление любого общественного явления с учетом его политической (P), экономической (E), социально-культурной (S) и технологической (T) составляющий и соответствующих ролей бизнесменов: менеджера-администратора, предпринимателя, менеджера-лидера и профессионала. В ходе изложения активно используется теория ролей английского психолога Р.М. Белбина, которая позволяет наиболее ярко представить возникающие управленческие ситуации и определить требования к свободным вакансиям при приеме на работу.
В отличие от ряда существующих описательных курсов менеджмента, изложение ведется системным образом с учетом всех необходимых аспектов теории, но лаконично, без какой-либо лишней информации. Все аспекты менеджмента рассматриваются эволюционно с активным использованием теории жизненного цикла фирмы и теории деловой культуры.
В курсе нашли отражение научные работы автора в области теории деловой культуры, практика многолетнего преподавания менеджмента на экономическом факультете СПбГУ, в рамках Президентской программы подготовки менеджеров, курсов MBA, а также опыт автора, который длительное время работал финансовым директором ряда Санкт-Петербургских научно-технических компаний.
Цель курса - формирование представлений о сущности менеджмента, различии ролей менеджера и предпринимателя, изменении функций менеджмента в процессе развития фирмы, принципах формирования управленческих команд.
Основная задача курса заключается в формировании понимания содержания современного менеджмента в контексте теорий жизненного цикла фирмы и теорий деловой культуры.
Форма обучения заочная (дистанционная). Еженедельные занятия будут включать просмотр тематических видеолекций, изучение дополнительных материалов и выполнение тестовых заданий с автоматизированной проверкой результатов, тестирование по пройденному материалу. Для получения сертификата необходимо выполнить все задания, тесты и написать финальный экзамен.
Дисциплина предназначена для освоения лицами, имеющими высшее образование.
Этот курс может быть интересен бакалаврам, магистрантам и аспирантам высших учебных заведений, а также всем тем, кому интересна обозначенная тема.
5 модулей:
1. Определение термина "менеджмент"
В первом модуле раскрыта сущность менеджмента и специфика деятельности менеджера, проанализировано различие ролей менеджера от предпринимателя. На базе системы сбалансированных показателей определены четыре основных функций менеджмента и детально проанализированы основные этапы процесса управления:
2. PEST-анализ и четыре роли бизнесмена
Во втором модуле на базе элементов PEST-анализа проведена систематизация типов власти и соответствующих ролей бизнесменов, показана их динамика в ходе жизненного цикла фирмы. Проанализировано соотношение категорий «предприятие», «организация», «фирма», подчеркивается важность процесса корпоратизации управления.
3. Деловая культура
В третьем модуле на базе типологий Г. Хофстеде, Р. Льюиса и Ф. Тромпенаарса сформирована единая классификация национальных деловых культур, определены «соседи» России по культуре, среди которых оказались южно-европейские и азиатские страны. Введение в рассмотрение четырех ролей бизнесмена позволило создать единую типологию деловой культуры для макро- и микроуровня экономики.
4. Жизненный цикл фирмы
В четверном модуле показана связь между типом культуры и фазой жизненного цикла фирмы. В результате в рамках единого подхода удалось рассмотреть теории жизненного цикла Л. Грейнера, И.П. Бойко и И.К. Адизеса. Описанная в модуле модель внутренней среды фирмы в форме PEST-атома позволяет сформировать эволюционное представление о фирме, детальное представить специфику каждой фазы ее жизненного цикла.
5. Формирование команды менеджеров
В пятом модуле автор разделил хорошо известные восемь ролей управленческой команды известного английского психолога Р.М. Белбина по двум координатам: 1).по PEST-элементам и 2). на стратегические и оперативные. Даны практические рекомендации по формированию и совершенствованию управленческой команды.
Дисциплина участвует в формировании компетенций обучающихся по образовательной программе, установленных учебным планом для данной дисциплины. По окончании обучения студент будет:
- знать сущность менеджмента;
- понимать содержание современного менеджмента в контексте теорий жизненного цикла фирмы и теорий деловой культуры;
- способен принимать экономически обоснованные организационно - управленческие решения и управлять организацией с использованием современных методов менеджмента;
-способен применять современные методы анализа среды в менеджменте и разрабатывать организационную структуру, разрабатывать стратегию развития организации.
Дисциплина направлена на формирование универсальных компетенций обучающихся по образовательным программам бакалавриата/специалитета, а также иных компетенций, предусмотренных образовательной программой.
course language
course duration
needed to educate
for credit at your university
Кандидат экономических наук
Position: Старший преподаватель кафедры европейских исследований СПбГУ
Кандидат экономических наук, доцент
Position: доцент Кафедры экономики предприятия, предпринимательства и инноваций
Кандидат экономических наук
Position: доцент кафедры теории кредита и финансового менеджмента