наверх

Как читать фотографию

 width=
  • 10 недель

    длительность курса

  • от 8 до 12 часов в неделю

    понадобится для освоения

  • 3 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

Фотографии способны рассказывать истории наравне с текстами, созданными на естественном языке, быть инструментом и объектом социального исследования. Представленный курс позволит овладеть языком фотографии, необходимым для анализа уже существующих снимков или создания новых.

О курсе

Курс предполагает последовательное освоение девяти тематически взаимосвязанных модулей. Представленный теоретический материал и выполнение практических заданий позволят овладеть языком фотографии, необходимым для анализа уже существующих снимков или создания новых.

Формат

Курс рассчитан на 10 недель. Недельная нагрузка обучающегося по курсу — 8-12 часов.

Каждый модуль включает в среднем по пять видеолекций, словарь ключевых терминов и список рекомендуемой литературы. После лекции слушателям предлагается тест для самоконтроля из 3-5 вопросов. Каждый модуль завершается проверочным тестом из 8-10 вопросов и одним творческим заданием.

Курс заканчивается итоговым тестом и аналитическим эссе.

1. Банников К. Социальная фотосессия // Социальная реальность. 2008. № 8-10. С. 108-116.

2. Барабанщиков В.А., Ананьева К.И., Харитонов В.Н. Организация движений глаз при восприятии изображений лица // Экспериментальная психология. 2009. Том 2. № 2. С. 31–60.

3. Барт Р. Фотографическое сообщение // Система моды: Статьи по семиотике культуры. - Пер. с фр., вступ. ст. и сост. С. Н. Зенкина. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003. С. 378-392.

4. Барт Р. Риторика образа // Ролан Барт. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. М., 1989. С. 297-318.

5. Барт Р. Camera Lucida. M.: Ad Marginem, 1997.

6. Бел М., Брайсен Н. Семиотика и искусствознание // Вопросы искусствознания, IX (2/96). С. 521-559.

7. Богданова Н. М. Фотография как инструмент социологического анализа практик конструирования визуальной самопрезентации // Журнал социологии и социальной антропологии. 2012. Том XV. № 2 (61). С. 98 – 113.

8. Брекнер Р. Изображенное тело. Методика анализа фотографии.//INTER. – 2007. - № 4. С. 13-32.

9. Воронкова Л. «Социологические выставки»: визуальные презентации в социальных кругах» //Визуальная антропология: настройка оптики/ Под редакцией Е. Ярской-Смирновой, П.Романова (Библиотека Журнала исследований социальной политики). М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2009. – 296с.

10. Гомбрих Э. История искусства. – М.: Изд-во АСТ, 1998. – 688 с.

11. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / Пер. с англ. и вступ. статья А.Д.Ковалёва. М.: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2000.

12. Зонтаг С. О фотографии. М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2013.

13. Ионин Л. Г. Идентификация и инсценировка (к теории социокультурных изменений) // Социологические исследования. 1995. № 4. С. 3-14.

14. Круткин В. Л. Фоторепортаж как источник социологической информации // Социологические исследования. 2012. № 3. С. 65-76.

15. Лапин А. Фотография как… Учебное пособие. – М.: Изд-во Московского университета, 2003. – 296 с.

16. Лишаев С. А. Помнить фотографией. – СПб.: Алетейя, 2012. – 140 с.

17. Михалкович О.И., Стигнеев В.Т. Поэтика фотографии. – М.: Искусство, 1989. – 296 с.

18. Панофский Э. Иконография и иконология: введение в изучение искусства Ренессанса // Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. СПб.: Академический Проект, 1999. С. 43 -57.

19. Пауэлс Л. Репрезентируя движущуюся культуру // Визуальная антропология: настройка оптики / Под ред. Е. Ярской-Смирновой, П. Романова. М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2009. С. 37-63.

20. Петровская Е. Антифотография. – М.: «Три квадрата», 2003. – 112 с.

21. Флюссер В. За философию фотографии / Пер. с нем. Г. Хайдаровой. СПб.: Изд­во С.­Петерб. ун­та, 2008.

22. Харпер Д. Фотовыявление: истоки, развитие, темы и формы / Пер. с англ. и вступительное слово Н. М. Богдановой // Социологический журнал. 2013 №3. С. 16-42.

23. Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования: учебник /пер. пол. Н. В. Морозовой; авт. вступ. ст. Н. Е. Покровский. – М.: Логос, 2007. – 168 с. + 32 с. цв. Ил.

24. Элкинс Дж. Исследуя визуальный мир / Пер. с англ. Вильнюс: ЕГУ, 2010.

25. Ярская-Смирнова Е. Р., Романов П. В. Взгляды и образы: методология, анализ, практика // Визуальная антропология: настройка оптики/ Под редакцией Е. Р. Ярской-Смирновой, П. В. Романова. М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2009.

26. Ball M. S., Smith G. W. H. Analyzing visual data. London: Sage. 1992.

27. Banks M. Visual methods in social research. London: Sage, 2001.

28. Becker, H. S. Visual Sociology, Documentary Photography, and Photojournalism: It's (Almost) All a Matter of Context. // Visual Sociology 10 (1-2), 5-14.

29. Bolton A., Pole C. and Mizen P. Picture This: Researching Child Workers/ Sociology, Vol. 35,No. 2,pp. 501–518.

30. Cheatwood D., Stasz C. Visual Visual Sociology // Images of information. Still photography in the social sciences. Ed. by J. Wagner. Beverly Hills: Sage, 1979. P. 301–308.

31. Hall S. Representation: Cultural Representations and Signifying Practices/ Edited by Stuart Hall. Sage Publication. London. Thousand Oaks/ New Delhi/ The Open University, 1997.

32. Harper D.A. Visual sociology. New York: Routledge, 2012.

33. Kress G., Van Leeuwen T. Reading Images: The Grammar of Visual Design. Routledge, 2001.

Требования

Полное среднее образование, бытовое знакомство с фотографией и базовые навыки владения фотокамерой

Программа курса

Курс состоит из десяти разделов:

Раздел 1. Фотография и язык

1.1  Фотография как текст, или Зачем нужна «визуальная грамотность»

1.2  Как «говорит» фотография, или Истории в картинках

1.3  Четыре агента фотописьма и фотографическое приключение

1.4  Где рождается смысл: текст и контекст

1.5  «Чтение» фотографии: от узнавания до понимания

 

Раздел 2. Восприятие фотографии: время и пространство, статика и динамика

2.1  Фотография как образ прошлого, или Что значит «помнить фотографией»

2.2  Время и пространство фотографии

2.3  Геометрия фотографии, или Куда приводят углы

2.4  Движение в статике фотографии

 

Раздел 3. Фотография и общество

3.1 История человека в фотографии

3.2  Фотография: реальность или вымысел

3.3  Фотография как «зеркало» и «идеализатор поведения».

3.4  Фотоконструкция образа «Я»

3.5  Жажда жанра

 

Раздел 4. Прикладные возможности фотографии в науке

4.1 Интеграция фотографии и науки

4.2 Назначение фотографии в науке.

4.3 Партнёрская работа с фотографией

4.4 Визуальные методы обратной связи: фотовыявление

4.5 Визуальные методы обратной связи: фотоотклик

4.6 Фотография и маркетинг: как картинки заставляют нас покупать

 

Раздел 5. Практика создания фотографии в целях исследования

5.1 Как и зачем фотографировать, если ты не фотограф, а исследователь

5.2 Как развить визуальное воображение

5.3 Этика работы с фотографией: «вхождение» VS «вторжение»

5.4 Что такое «портрет с окружением»

5.5 Три ошибки фотографирующего исследователя

 

Раздел 6. Практика анализа фотографии

6.1 Секвенционная интерпретация Р. Брекнер

6.2 Семиотическая и структурная интерпретация

6.3 Герменевтическая и дискурсивная интерпретация

6.4 Иконография и иконология Э.Панофского

6.5 Контент-анализ фотографии: за и против

6.6 Комплексный подход к анализу фотографии

 

Раздел 7. Предметное поле фотографических исследований

7.1 (Авто)биография и фотография в семейном альбоме

7.2 Фотография в исследованиях городского пространства

7.3 Идеологичность видения в фокусе фотокамеры

7.4 Мода, красота и телесность в зеркале фотографии

7.5 Фотография в СМИ: функции и возможности

 

Раздел 8. От фотографии к киноплёнке

8.1 Кино аттракционов и первые оптические приборы

8.2 Фотография как застывший кадр

8.3 Фотография как основание природы фильма З. Кракауэра: часть 1

8.4 Фотография как основание природы фильма З. Кракауэра: часть 2

 

Раздел 9. Фотографирование само по себе

9.1 К вопросу о мотивах фотосъёмки

9.2 Туристическая фотография

9.3 Фотография в обрядах перехода

9.4 Мобилография, вернакулярная фотография и социальные сети

9.5 Фотография как повседневное искусство

 

Раздел 10. Экзамен

Результаты обучения

После завершения данного курса слушатели смогут:

1.  оперировать основными понятиями визуалистики и теории зрительного восприятия плоского изображения;

2.  выделять и оценивать роли отдельных агентов фотографических практик;

3.  выбирать наиболее релевантные подходы к анализу визуальных данных;

4.  самостоятельно проводить анализ фотографии;

5.  проблематизировать и объяснять визуальные проявления социальной жизни;

6.  создавать собственные информативные визуальные тексты

7. выстраивать ряд фотографий в связный и последовательный визуальный нарратив.

Формируемые компетенции

  • Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1 ФГОС ВПО)
  • Готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-2 ФГОС ВПО )
  • Стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации (ОК-6 ФГОС ВПО)
  • Способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9 ФГОС ВПО)
  •  Владение иностранным языком на уровне, достаточном для разговорного общения, а также для поиска и анализа иностранных источников информации  (ОК-15 ФГОС ВПО)
  • Способность и готовность презентовать результаты собственных фундаментальных и прикладных исследований с использованием современной аппаратуры и учетом особенностей потенциальной аудитории (ОК-42 ФГОС ВПО)
  • Способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОПК-1 ФГОС ВПО)
  • Способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-2 ФГОС ВПО)
  • Способность осваивать новые теории, модели, методы исследования, навыки разработки новых методических подходов с учетом целей и задач исследования (ПК-3 ФГОС ВПО)
  • Способность и готовность к планированию и осуществлению проектных работ в области изучения общественного мнения, организации работы маркетинговых служб (ПК-9 ФГОС ВПО)

Направления подготовки

39.03.01 Социология

Богданова Наталия Михайловна

Кандидат социологических наук
Должность: Старший преподаватель кафедры методологии социологических и маркетинговых исследований Самарского национального исследовательского университета им. академика С.П. Королева

Похожие курсы