up

Стратегическое управление в образовании: методология и кейсы проектных решений

17 June 2021 - 9 September 2030 г.
The course has already started
  • 12 weeks

    course duration

  • от 6 до 8 часов в неделю

    needed to educate

  • 6 credit points

    for credit at your university

Мир VUCA ставит перед управленцами в образовании сложные, иногда парадоксальные задачи, которые порой кажутся неразрешимыми. – Слабопредсказуемые, скачкообразные изменения окружающей среды делают стратегические решения, рассчитанные на длительную перспективу малоэффективными.

Все чаще мы слышим максиму: «Стратегия умерла!» Но человек, который берет на себя ответственность за развитие такой приоритетной общественной системы, как образование, должен находить адекватные ответы на эти вызовы эпохи.

Поэтому так важно понимание сути стратегической деятельности в VUCA – мире. Стратегии, конечно, не «умирают», но смыслы их значительно трансформируются. Стратегические решения призваны приносить людям повседневную радость, помогающую защититься от внезапных превратностей судьбы. Стратегические решения не могут больше основываться на простых экстраполяциях типа «из вчера в завтра», столь привычных еще в совсем недалеком прошлом. Современный стратегический лидер вынужден думать о «сегодня», стремясь улучшить жизнь поверивших ему людей «здесь и сейчас», повышая уровень доверия в системе. Именно доверие – главный стратегический ресурс успешного трансформационного лидера, стремящегося к позитивному развитию той или иной образовательной системы. А росту доверия способствует распределенное проектное, «вовлекающее» стратегическое управление.

И, конечно, надо помнить, что современный образовательный мир един, и отечественное образование – его неотъемлемая часть. Это хорошо понимают разработчики национального проекта «Образование», который на государственном уровне положен в основу стратегирования российского образования. При реализации идей национального проекта, постоянно предпринимаются попытки продуктивного реагирования на вызовы VUCA – мира. И гибкая проектная структура благоприятствует подобным попыткам.

About

Все это, и многое другое, обсуждается в рамках нашего курса. В ходе работы мы будем продвигаться одновременно в двух направлениях. Во – первых, поговорим о методологических основаниях стратегирования современного VUCA – образования, одной из важнейших составляющих которой станет применение процедур системного мышления, позволяющих осуществить системную идентификацию образовательных феноменов. Это позволит нам использовать постулаты экосистемной логики развития VUCA – образования, которой сейчас нет альтернативы.

С другой стороны, указанные методологические инструменты будут нами применены для рассмотрения процессов актуального развития современного образования с помощью кейсов и практик, представляющих управленческие решения для реально существующих образовательных систем и организаций.

Цели курса, которые будут способствовать достижению актуальных образовательных результатов, таковы:

- создать у магистрантов представления о феномене стратегического управления в мире VUCA и типологии стратегий управления образованием, сформировать основания для выбора стратегии;

- сформировать у магистрантов представление об образовательных экосистемах как о становящихся феноменах VUCA – образования;

- сформировать у магистрантов представление об образовательных организациях, как о живых «мультиразумных» системах; организациях со слабыми связями, представление о распределенном проектном управлении, как о факторе их устойчивого поведения;

- сформировать у магистрантов понимание сущности распределенного управления в образовательной сфере, представления о субъектах и механизмах функционирования многоуровневой системы стратегического проектного управления в контексте реализации национального мультипроекта «Образование»;

- обосновать интегрирующую роль федерального проекта «Успех каждого ребенка» в контексте реализации национального проекта «Образование» как триггера становления экосистемной логики развития российского образования;

- продемонстрировать магистрантам специфику проявлений экосистемной логики становления современного образования в процессе исследования реальных образовательных кейсов и управленческих практик;

- сформировать у магистрантов навыки самостоятельного проведения гайд – исследования процесса становления образовательных экосистем.

Format

Продолжительность курса – 12 недель. Он состоит из коротких видеолекций, продолжительностью от 5 до 15 минут, с неоцениваемыми вопросами и практическими заданиями. Раз в неделю слушателям будет предложен оцениваемый тест из 15 вопросов или эссе (проект) в формате взаимного оценивания. В одном случае задание будет комбинированным – укороченный тест и несложное практическое задание. Итоговый экзамен представляет собой тест.

Литература:

1.      Акофф. Р. Планирование будущего корпорации. -  М.: 1985. – 327 с.

2.      Акофф.Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. – М.: 1972. – 311 с.

3.      Акофф. Р. Мэгидсон Д., Эддисон Г. Дж. Идеализированное проектирование: как предотвратить завтрашний кризис сегодня. – М.:2007. – 586 с.

4.      Ансофф И. Стратегическое управление. - М., 1989.

5.      Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса // М. Бахтин. Собрание сочинений в 7-ми томах. Т. 4 (2). М.: «Языки славянских культур», 2010. С. 7—516.

6.      Бикхофф Н., Бергер Р., Котлер Ф. Стратегический менеджмент по Котлеру. Лучшие приемы и методы. – Альпина Диджитал, 2010

7.      Берджес Д. Обучение как приключение. Альпина Диджитал, 2012

8.      В каком направлении развивается российская система общего образования. – М.: ЦОКО ИСРО РАО, 2019.

9.      Гараедаги Д. Системное мышление. Как управлять хаосом и сложными процессами. Платформа для моделирования архитектуры бизнеса. – Минск:2010. – 480

10.    Грановеттер М. Сила слабых связей. /Экономическая социология, Т.10, №4, сентябрь 2009. С.31 – 50.

11.    Образовательные экосистемы: возникающая практика для будущего образования. – М.: Сколково, Global Education Futures, 2020.

12.    ОКоннор Дж., Макдермот И. Искусство системного мышления. Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем. – М.: 2008. – 256 с.

13.    Постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. №1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации».

14.    Прикот О.Г. Методология выбора стратегии развития пространства повышения квалификации педагогических работников в регионе// Человек и образование, 2020,№4 (65),с.4-11.

15.    Прикот О.Г. Методология проектного управления в образовательной организации/ Казанский педагогический журнал, 2018, №6. – с.25 -30.

16.    Прикот О.Г. Гипотезы проектного управления в контексте реализации национального проекта "Образование" // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. 2019. № 10 (октября). ART 2775. Объем 0.5 п.л. URL: http://www.emissia.org/offline/2019/2775.htm)

17.    Прикот О.Г., Верховская Я.И., Каюмова Е.А. Готовы ли директора российских школ к проектному управлению// Школьные технологии, 2019, №5, с.3 – 12.

18.    Тридцать шесть стратагем. Китайские секреты успеха- М.: Белые альвы, 2000. – 192 с.

19.    Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности. – М.: НИУ ВШЭ, 2020.

20.    Школьный барометр.COVID – 19: ситуация с учением в российских школах//Аналитический бюллетень НИУ ВШЭ об экономических, социальных последствиях короновируса в России и в мире, №6, 2020, с.92 – 109.

21.    Шляйхер А. Образование мирового уровня. – М.: ФИОКО, 2019.

22.    Янссон Т. Все о муми – троллях. – СПб.: Азбука – Аттикус, 2015. – 880 с.

Requirements

Для успешного прохождения курса магистранты должны обладать представлениями о направлениях развития современных образовательных систем и организаций, проектной деятельности в образовании, навыками работы в case study.

Course program

  1. Понимание стратегии в управлении образованием. Представление Программы курса
  2. Распределенное проектное управление в образовании
  3. Системы и системное мышление. «Загадки образовательных систем
  4. Образовательная организация как система: основы стратегирования
  5. Тренды развития и национальный проект «Образование». Часть Первая
  6. Тренды развития и национальный проект «Образование». Часть Вторая.
  7. Федеральный проект «Учитель будущего». Кейс «Профессиональный стандарт»
  8. Основания Федерального проекта «Успех каждого ребенка».
  9. Кейс «Кванториум» - Санкт – Петербург
  10. Становление образовательных экосистем: кейс Ленинградской области. Часть 1
  11. Становление образовательных экосистем: кейс Ленинградской области. Часть 2
  12. Становление образовательных экосистем: кейс Ленинградской области. Часть 3. 10 выводов по итогам курса

Education results

После освоения курса магистранты смогут:

- осуществлять выбор стратегий развития образовательных систем и организаций, адекватных задачам и условиям стратегирования;

- распознавать образовательные экосистемы, производить их феноменологическое описание;

- участвовать в проектировании образовательных экосистем;

- идентифицировать образовательные организации как организации со слабыми связями;

- принимать участие в проектировании систем распределенного управления в образовательных организациях;

- знать базовые тренды и движущие силы развития VUCA – образования, определять их стратегические контексты;

- применять профессиональные стандарты в качестве регуляторов собственного профессионального поведения;

- понимать контексты феноменологических описаний образовательных систем и организаций, самостоятельно проводить гайд – исследования образовательных экосистем и интерпретировать результаты

Education directions

38.00.00 Экономика и управление
44.00.00 Образование и педагогические науки
38.00.00. - экономика и управление (рекомендуется для направлений "Менеджмент и Государственное и муниципальное управление) 44.00.00 - Образование и педагогические науки ( Рекомендуется для всех направлений подготовки)

Прикот Олег Георгиевич

Доктор педагогических наук, Профессор
Position: Профессор

course completion certificate

Certificate

Предусмотрен сертификат.

Similar courses