наверх

Риски искусственного интеллекта в социальном управлении

  • Русский

    язык курса

  • 15 недель

    длительность курса

  • 3 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

О курсе

Курс предназначен для специалистов в области государственного и муниципального управления, нацеленных на развитие карьеры в органах государственного и муниципального управления. В рамках курса студенты изучат и смогут сами разрабатывать модели и стратегии управления  рисков который несет искусственный интеллект в социальном управлении, изучат различные направления развития государственного и муниципального управления с использованием искусственного интеллекта в России и мире, получат знания в использовании цифровых технологий, повышающих эффективность в системе социального управления, ознакомятся с передовым российским и зарубежным опытом и практиками использования искусственного интеллекта в социальном управлении, научатся анализировать кейсы, основанные на реальных ситуациях, и создавать собственные аналитические продукты.
 

Формат

Форма обучения заочная (дистанционная).
Еженедельные занятия будут включать просмотр тематических видео-лекций и выполнение тестовых заданий с автоматизированной проверкой результатов.
Важным элементом изучения дисциплины является участие в обязательном задание - творческой работе.
В открытом доступе вы можете ознакомиться с видеолекциями первых двух недель, остальные материалы станут доступны после оплаты курса. 

Требования

Курс является общеобразовательным, и рассчитан на широкую аудиторию слушателей.

 

Программа курса

Вводная лекция. Введение в тематику стратегиями управления рисками, который несет искусственный интеллект в социальном управлении.
1. Структура искусственного интеллекта и его использование в социальном управлении.
 Понятие искусственного интеллекта, основные подходы к искусственного интеллекта Дж. Маккартни, М. Мински, этапы создания, тест А. Тьюринга, концепции искусственного интеллекта, типы искусственного интеллекта: реактивные машины, ограниченная память, теория разума. Классификация ИИ: узкий, широкий, супер-ИИ. Продукты ИИ: системы, интеллектуальные системы и интеллектуальные роботы.
2. Влияние искусственного интеллекта на социокультурную сферу.
Риски применения ИИ в образовании. Понятие риска У. Бек, П. Штомпки, Э. Гидденс, Н. Луман, Г. Бехманн. Социальное и эмоциональное развитие. Этические аспекты применения ИИ.
3. Теория, практика и стратегии управления организацией в условиях цифровизации. Различные модели организационного менеджмента и лидерства.
Факторы, влияющие на качество решения в социологии управления: ролевые позиции и способность субъекта к переработке информации. Рациональный и интуитивный подходы к выработке управленческого решения. Коллективные и индивидуальные решения. Формулирование проблемы и выработка альтернативных решений посредством ИИ. 
4. Методология научных исследований в социальном управлении.
Социальное и социологическое исследование: сравнительный анализ. Специфика прикладного социологического исследования. Методологическая организация социологического исследования управления. Экспериментальная процедура организации исследования механизмов управления. Отношения субъекта управления и субъекта познания в экспериментальной структуре исследования. Стадии и этапы социологического исследования персонифицированных систем управления. Методологические подходы, методы и технические приемы исследования с помощью ИИ.
5. Основы законодательства и государственной политики РФ в сфере цифровизации и использования искусственного интеллекта.
Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017-2030 гг., утвержденной Указом Президента РФ от 09.05.2017 № 203, Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г.», Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 г., утвержденная Указом Президента РФ от 10.10.2019 № 490 «О развитии искусственного интеллекта в РФ», Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2024 г., утвержденные Правительством РФ 29.09.2018, а также иные документы стратегического планирования РФ, указанные в постановлении Правительства РФ от 02.03.2019 № 234 «О системе управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика РФ» (вместе с «Положением о системе управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика РФ»)».
6. Использование искусственного интеллекта в системе управления персоналом.
Цели цифровизации в управлении персоналом.Минимизация ресурсов: временных, человеческих, материальных  при повышении качества процессов. Роботизация процессов поиска, подбора и отбора персонала.  Виртуальная и дополненная реальность (VR и AR) для обучения, прогнозная аналитика для расчета карьерных перспектив сотрудников, применение нейромаркетинга в оценке персонала и управлении талантами, освобождения сотрудников. Определение поведенческих особенностей и вовлеченность персонала. Адаптация и оценка персонала. Проблемы и риски использования ИИ в  управлении персонала. Исследования по внедрению ИИ при отборе персонала.
7. Социальное партнерство, защита и контроль в условиях цифровизации управления и использования искусственного интеллекта.
Организационный, социально - психологический, коммуникативный и информационный способы предотвращения конфликта. Средства «разжигания» конфликта. Разрешение конфликта: стратегии, способы и приемы. Деловые переговоры и социальное партнерство как способы урегулирования конфликтных ситуаций в трудовых коллективах с помощью ИИ. 
8. Технологии повышения эффективности социального управления с использованием искусственного интеллекта.
Методологические принципы социального прогнозирования и проектирования. Управление социальными процессами как один из основных видов управления, функции которого заключаются в обеспечении реализации потребности развития общества и его подсистем. Социальное прогнозирование и проектирование как исследование перспектив развития социальных процессов и явлений в целях повышения научной обоснованности и эффективности социального целеполагания, планирования, проектирования управления, ИИ. Методологическая база и принципы ИИ. Исторические, политические и экономические условия формирования парадигмы технологического прогнозирования.
 

Результаты обучения

Знать:

  • основные положения стандартов, устанавливающих правила работы с рисками в организации; 
  • историю развития и перспективные направления развития риск менеджмента в мире и в России; 
  • различия между управляемыми и неуправляемыми рисками;
  • современные социологические методы исследования, информационные и социальные технологии, методы социального проектирования и прогнозирования; 
  • принципы анализа и оценки состояния социальной реальности и выявления тенденций развития общества, его сфер, институтов, процессов и социальных групп;
  • результаты современных социологических исследований для решения широкого круга социальных проблем, возникающих в деятельности государственных и частных предприятий, общественных, политических, культурных организаций, и в процессе реализации государственной политики;
  • социальные проблемы, возникающие в деятельности государственных и частных предприятий, общественных, политических, культурных организаций, и в процессе реализации государственной политики;
  • современные закономерности и тенденции развития социального управления в условиях внедрения научно-технических инноваций и глобализации общественных процессов с ориентацией на их использование в практической деятельности;
  • результаты наиболее значимых отечественных и международных исследований социального управления на государственном и организационном уровнях, внедрения которых в общественную практику привело к положительным социальным эффектам.

Владеть:

  • навыками анализа методологических проблем, возникающих при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях;
  • навыками критического анализа и оценки современных научных достижений и результатов деятельности по решению исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях;
  • навыками анализа и оценки состояния социальной реальности и выявления тенденций развития общества, его сфер, институтов, процессов и социальных групп;
  • навыками анализа методологических проблем, возникающих при решении исследовательских и практических задач в процессе исследования социальных механизмов и способов управленческого воздействия на общество и его отдельные сферы, социальные группы и организации;
  • навыками критического анализа и оценки современных научных достижений и результатов исследований в области социального управления;
  • методами адаптации результатов современных социологических исследований для решения широкого круга социальных проблем, возникающих в деятельности государственных и частных предприятий, общественных, политических, культурных организаций, и в процессе реализации государственной политики;
  • методами и социальными технологиями совершенствования функционирования социальных институтов современного общества;
  • социологическими методами исследования и оптимизации систем управления на государственном и организационном уровнях на основе воздействия на различные функциональные сферы управления (управление человеческими ресурсами, маркетинг, управление производством и др.) и достижения синергетического эффекта.

Уметь:

  • анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать потенциальные выигрыши/проигрыши реализации этих вариантов;
  • при решении исследовательских и практических задач генерировать новые идеи, поддающиеся операционализации исходя из наличных ресурсов и ограничений;
  • использовать современные социологические методы исследования, информационные и социальные технологии, методы социального проектирования и прогнозирования в работе социолога;
  • применять существующие концептуальные и эмпирические методы и процедуры при разработке и проведении исследований в предметном поле социологии управления;
  • адаптировать результаты современных социологических исследований для решения широкого круга социальных проблем, возникающих в деятельности государственных и частных предприятий, общественных, политических, культурных организаций, и в процессе реализации государственной политики;
  • составлять социальные программы развития и разрабатывать стратегии деятельности государственных и частных предприятий, общественных, политических, культурных организаций;
  • выявлять проблемные зоны в системах социального управления государственных и частных предприятий, общественных, политических, культурных организаций, проводить социальную диагностику организаций;
  • создавать новые методы совершенствования систем управления на государственном и организационном уровнях.

Направления подготовки

Знания

 

Умения

 

Навыки

 

Контактная информация:

Почтовый адрес: 119234, Москва, Ломоносовский пр. д. 27 корп. 1, комната Г-729
Телефон: +7 (495) 938-21-39
Емейл тех.поддержкиsupport@distant.msu.ru

Рыбакова Марина Владимировна

Доктор социологических наук, профессор
Должность: Профессор кафедры социологии управления факультета государственного управления МГУ имени М.В.Ломоносова

Малышев Максим Алексеевич

Кандидат социологических наук
Должность: Доцент кафедры социологии управления факультета государственного управления МГУ имени М.В.Ломоносова

Похожие курсы