course language
course duration
needed to educate
for credit at your university
Из курса «География» вы узнаете, как в современном мире происходят географические исследования и главное — зачем это делается; какие закономерности существуют в расположении материков и океанов и что из этого следует; почему климаты везде разные и где искать самый подходящий именно для тебя; какие бывают водные объекты на Земле; грозит ли человечеству экологическая катастрофа и о многом другом.
Курс устроен очень просто и понятно: сначала мы расскажем о том, что и как изучает география (спойлер: географическую оболочку Земли), а потом пройдёмся по каждой из геосфер: литосфере, атмосфере, гидросфере и биосфере.
Проект реализован при финансовой поддержке Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество».
«Зачем мне эта ваша география?» — спросишь ты.
И правда: эпоха Великих географических открытий давно закончилась. На самом деле география объясняет, как устроена Земля, как расположены различные объекты на ней и какое значение это имеет для человека, а ещё благодаря географии можно прогнозировать многие явления. А главное — она нужна всем. Ещё Н.Н. Баранский говорил, что «география — мост между природой и обществом», и он был как никогда прав: она объединяет знания о земных оболочках и их обитателях. Ведь если ты хочешь изучать естественные (химия, физика, биология, геология) или общественные (история, социология, политология, экономика, антропология, регионоведение) науки, то без знания географии тебе не обойтись.
Наш курс подойдёт тебе, если ты:
• Школьник, и хочешь прокачать свои знания по географии (или сдать ЕГЭ, например);
• Студент (причём необязательно географ, ты можешь учиться на любой естественнонаучной или гуманитарной специальности), и надеешься успешно сдать зачёт;
• Просто интересуешься географией и хочешь блеснуть своими знаниями.
Из курса «География» ты узнаешь, как в современном мире происходят географические исследования и главное — зачем это делается; какие закономерности существуют в расположении материков и океанов и что из этого следует; почему климаты везде разные и где искать самый подходящий именно для тебя; какие бывают водные объекты на Земле; грозит ли человечеству экологическая катастрофа и о многом другом.
Курс устроен очень просто и понятно: сначала мы расскажем тебе о том, что и как изучает география (спойлер: географическую оболочку Земли), а потом пройдёмся по каждой из геосфер: литосфере, атмосфере, гидросфере и биосфере.
Проект реализован при финансовой поддержке Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество»
Курс состоит из 12 недель обучения.
Образовательные активности каждой недели включают:
Просмотр видеолекций
Ответы на вопросы после лекций (на закрепление материалов)
Работа с дополнительными источниками (чтение текстов, решение задач по теме недели)
Выполнение оцениваемого теста (ответы на вопросы, решение небольших задач) по итогам недели
Кроме того, студенты должны пройти итоговый тест по материалам всего курса для получения итоговой оценки.
Савцова Т.М. Общее землеведение : учебник для студентов учреждений высшего педагогического профессионального образования, обучающихся по направлению подготовки "Педагогическое образование" / Т.М. Савцова .– 6-е изд., стер .– Москва : Академия, 2013 .– 415, [1] с. 2. Власова Т.В.
Физическая география материков и океанов : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "География" / Т.В. Власова, М.А. Аршинова, Т.А. Ковалева .– 4-е изд., стер .– Москва : Академия, 2009 .– 637, [1] с. 3. Раковская Э.М.
Физическая география России : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Педагогическоле образование" : в 2 т. / Э.М. Раковская .– Москва : Академия, 2013.
Кравцов В.М. География Новосибирской области : учебное пособие для общеобразовательных учреждений / В.М.
Кравцов, Р.П. Донукалова .– 3-е изд., испр. и доп .– Новосибирск :ИНФОЛИО-пресс, 1999 .– 204, [1] с.
Максаковский В.П. Историческая география мира : [учебное пособие] : для студентов высших учебных заведений / В.П. Максаковский .— Изд. 2-е, испр .— Москва : URSS : ЛЕНАНД, 2015 .– 622 с.
Притула Т.Ю.Физическая география материков и океанов : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032500 "География" / Т.Ю.
Притула, В.А. Ерёмина, А.Н. Спрялин .– Москва : ВЛАДОС, 2004 .– 685 с.
Бобков А.А., Селивёрстов Ю.П. Землеведение. Учебник для вузов. М., Академ. Проект, 2006.– 537 с.
Ананьев Г.С., Леонтьев О.К. Геоморфология материков и океанов. М.,1987.
Введение в физическую географию. Учебное пособие для географических специальностей вузов / Под редакцией К.К. Маркова. 2-е изд. М.: Высшая школа, 1978. – 191 с.
Воронов А.Г, Дроздов Н.Н. Мяло Е.Г. Биогеография Мира. М.,1985.
Геренчук К.И. и др. Общее землеведение. Учебное пособие для студентов географических специальностей вузов. М., 1984. – 256 с.
Дроздов Н.Н., Мяло Е.Г. Экосистемы мира. М.: АО «Астра семь», 1997.
Мильков Ф.Н. Общее землеведение. Учебное пособие для студентов географических специальностей вузов. М.: Высшая школа, 1990. – 335 с.
Петкевич М.В. Введение в землеведение. Томск, 2002. – 129 с.
Петкевич М.В. Практические работы по землеведению. Томск, 2000. – 17 с.
Пряженникова О.Е. Практикум по физической географии России. Общий обзор. Ч. 1. Кемерово: Изд-во Кемеровского гос. ун-та, 2012. – 63 с.
Романова Э.П., Куракова Л.И.. Ермаков Ю.Г. Природные ресурсы мира. М.: Изд-во Моск. ун-га, 1993.
Тархов Р.А. и др. География: учебник. М.: Советский спорт, 2008 – 344 с.
Уайт Г. География. Ресурсы и окружающая среда. М.,1990.
Трухин В.И. и др. Общая и экологическая геофизика. м.: Физматлит, 2005.– 571 с.
Шальнев И.А. и др. Физическая география мира и России. Ставрополь: СКФУ, 2014.– 140 с.
Физическая география материков и океанов: лабораторный практикум/ Ставрополь: СКФУ, 2016.– 168 с.
Общее среднее или профессиональное среднее образование
Курс состоит из 12 недель обучения:
Модуль 1. География сегодня
О чём этот курс?
Зачем нужно изучать географию?
Какие методы используются в географии?
Что изучает география?
Модуль 2. Географическая оболочка
По каким законам развивается географическая оболочка?
Географическая зональность
Высотная поясность
Что такое природный территориальный комплекс?
Откуда берутся географические знания?
Модуль 3. Материковая и океаническая земная кора
Из чего состоит земная кора?
Как устроены материки?
Как расположены материки?
Материки, части света, континенты — в чём разница?
Модуль 4. Рельеф суши и океанического дна
Какие бывают равнины?
Равнины или горы — как определить по карте?
Как устроено дно Мирового океана?
Как распределены высоты по Земле?
Модуль 5. Острова — участки суши в океане
Остров Санникова и другие
Какие бывают острова?
Модуль 6. Состав и строение атмосферы
Как менялся состав атмосферы?
Как устроена атмосфера?
Модуль 7. Климаты Земли
Что такое климат?
Радиационные факторы климата
Тепловой режим атмосферы
Как распределяется атмосферное давление?
Атмосферная циркуляция во внетропических широтах
Атмосферная циркуляция в тропиках
Как распределяются осадки на Земле?
Как подстилающая поверхность влияет на климат?
Какие бывают климаты на Земле?
Модуль 8. Мировой океан
Сколько в мире океанов и морей?
От чего зависят свойства морской воды?
Как движется вода в Мировом океане?
Модуль 9. Воды суши
Куда текут реки?
Как питаются реки?
Какие бывают озёра?
Происхождение и типы болот
Ледники. Самая красивая лекция в этом курсе
Многолетняя мерзлота
Подземные воды
Модуль 10. Биосфера
Что такое биосфера?
Биомасса и биопродуктивность
Как распространены организмы на Земле?
Модуль 11. Почвы
Почва: живая или нет?
Из чего состоит почва?
Как образуется почва?
Какие бывают почвы?
Модуль 12. Ноосфера
Как ноосфера влияет на географическую оболочку?
Антропогенные и культурные ландшафты
Глобальные экологические проблемы
Итоговая лекция
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: объект и предмет изучения, методы исследования основных наук географического цикла; общегеографические учения, теории и гипотезы; геосистемы как объект изучения 3 физической географии; понятие о географической оболочке, ее структуре, развитии, функционировании;
Уметь: давать географическую характеристику геосистем разного иерархического уровня; ориентироваться по карте мира и России; анализировать экологические проблемы с позиций географического мышления;
Владеть: навыками использования географических источников для решения естественнонаучных задач, приёмы и необходимый инструментарий комплексного географического анализа.
ОПК-1.2 Использует базовые естественно-научные знания и математический аппарат для анализа данных и информации
course language
course duration
needed to educate
for credit at your university
Стоимость — 3600 рублей. Оплатить обучение можно через раздел "Мои курсы" в личном кабинете. Преподаватель отвечает на вопросы на форуме
Кандидат географических наук
Position: доцент кафедры общей и региональной геологии Геолого-геофизического факультета НГУ