наверх

Государственный язык в России и за рубежом

  • 10 недель

    длительность курса

  • от 5 до 6 часов в неделю

    понадобится для освоения

  • 2 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

Государственный язык объединяет разные народности и социальные группы в единую нацию. Государственный язык обеспечивает единое общественное, коммуникативное, информационное пространство, обеспечивая единство страны. При этом функционирование языка в качестве государственного провозглашается и обеспечивается прежде всего правовыми и организационными мерами, изучению которых посвящен данный курс.

В результате обучения должны сложиться представления о том, что представляет собой понятие государственного языка с теоретической и практической точек зрения, как обеспечивается закрепление и функционирование языка в качестве государственного

 

О курсе

Язык становится государственным тогда, когда его статус закрепляется в законе или в конституции, то есть когда язык получает особый правовой статус. На онлайн-курсе мы будем рассуждать о языке не с точки зрения структуры языка, особенностей грамматики и лексики, не с точки зрения языка как такового, а с точки зрения того, как язык функционирует в обществе и как регулируется использование языка в качестве государственного.

В рамках нашего курса будем обсуждать, почему и как языку придается статус государственного языка и этот вопрос регламентируются правовыми нормами. Для того, чтобы ответить на вопрос почему, мы как раз и вынуждены обратиться к социальному значению языка, функционированию языка в обществе, а также изучить тот юридический инструментарий, который используется в нашем законодательстве и разработан в теории правового регулирования для того, чтобы урегулировать такие сложные и деликатные вопросы, как речевое поведение.

Требования

- Общие представления о культуре речи (теория и практика).
- Общие представления о теории русского литературного языка (понятие литературного языка, признаки, понятие нормы).
- Общие представления о функциональном стиле русского литературного языка.
- Общие представления об основных событиях в истории России и мировой истории XVIII – начала XXI века.

 

Программа курса

Тема 1. Введение. Борьба языков и государственный язык 

Тема 2. Государственная языковая политика и правовое положение языков в истории России.

Тема 3. Обзор основных источников правового регулирования статуса государственного языка в РФ.

Тема 4. Государственные и официальные языки в России: правовой ландшафт.

Тема 5. Где закон требует обязательного использования государственного языка.

Тема 6. Как закон требует использовать государственный язык.

Тема 7. Право и обязанность знать государственный язык.

Тема 8. Государственный язык – язык права.

Тема 9. Правовой статус языков за рубежом.

Тема 10. Нарушения закона о языке, их выявление и наказание.

Результаты обучения

Ожидаемые результаты: слушатель формулирует свое мнение о феномене «государственный язык», определяет перечень его дефиниций, знает проблемные зоны в определении и применении Закона о государственном языке РФ (№53-ФЗ от 2005 г.), имеет представление о языковой политике государства, о связи государственного языка и языковой политики государства.

Формируемые компетенции

ОКБ-5 – способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе и политической организации общества, использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в процессе обучения и в профессиональной деятельности;
ОКБ-7 – способность понимать сущность и значение информации в развитии общества, готовность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, работать с компьютером как средством управления информацией, в том числе в глобальных компьютерных сетях, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;
ПК-8 – владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований;
ПК-9 – владение базовыми навыками создания на основе стандартных методик и действующих нормативов различных типов текстов;
ПК-11 – умение организовать самостоятельный профессиональный трудовой процесс;
ОКБД-2 – осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности;
ОКБД-3 – стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства.

Белов Сергей Александрович

Кандидат юридических наук
Должность: декан юридического факультета, заведующий кафедрой конституционного права, доцент кафедры конституционного права, директор НИИ проблем государственного языка

Похожие курсы