наверх

Функционирование русского языка в странах СНГ и национальных республиках РФ

1 мая - 19 июня 2017 г.
Курс уже начался
Запись на курс закрыта
Подпишитесь на новости и узнайте дату следующего запуска
Курс дает представление о положении русского языка в странах СНГ и национальных республиках РФ (тюркоязычная и финно-угорская языковые группы), об особенностях его изучения в учреждениях различных уровней образования, функционировании русскоязычных издательств, средств массовой информации, особенностях правового регулирования, современном состоянии методики обучения русскому языку

О курсе

На лекциях особое внимание уделяется статистическим, нормативным, учебным, методическим, научно-образовательным аспектам использования русского языка, а также основным проблемам современной лингводидактики.

Курс «Функционирование русского языка в странах СНГ и национальных республиках РФ» рассчитан на руководителей и сотрудников государственных учреждений и образовательных структур, осуществляющих деятельность в области продвижения российского образования, науки, культуры, а также на широкий круг слушателей, интересующихся вопросами функционирования русского языка в РФ.

Формат

Курс включает видеолекции, практические задания по проведению исследований функционирования языка в странах СНГ и национальных республиках, проектные задания по планированию гуманитарных мероприятий, направленных на продвижение русскоязычного образования, анализу веб-сайтов объединений русистов, составлению концепций продвижения русскоязычных СМИ в странах СНГ, оцениванию ситуации с преподаванием русского языка в национальных республиках. Методический блок курса включает задания, направленные на развитие у учащихся саморефлексии в области изучения иностранных языков.

Избранные эссе победителей II Всемирного фестиваля русского языка МАПРЯЛ (3 шт.)

Требования

Опыт координации международных проектов по продвижению русского языка, культуры, образования. Знание основных компонентов системы обучения (знания, умения, навыки и др.), знание речевых аспектов языка (говорение, чтение, аудирование, письмо).

Программа курса

Модуль 1. Русский язык в странах Содружества Независимых Государств: правовой статус и функционирование
Лекция 1. Правовой статус русского языка в странах СНГ.
Лекция 2. Владение русским языком в странах СНГ.
Лекция 3. Основные сферы функционирования русского языка в странах СНГ.
Лекция 4. Мероприятия, направленные на популяризацию русского языка в странах СНГ.
Экзаменационное задание: написать эссе не тему «Русский язык в странах СНГ: основные вызовы и точки роста».
Модуль 2. Русский язык в образовательном пространстве стран СНГ
Лекция 1. Русский язык в системе дошкольного и школьного образования стран СНГ.
Лекция 2. Русский язык в высшей школе стран СНГ.
Лекция 3. Деятельность национальных объединений русистов стран СНГ.
Экзаменационное задание: Вы – проректор по международным связям российского вуза. Составьте концепцию продвижения вашего вуза в страны СНГ, используя знания, полученные в ходе изучения модуля.
Модуль 3. Русский язык в общественной жизни стран СНГ
Лекция 1. Русскоязычные издательства в странах СНГ.
Лекция 2. Русскоязычные СМИ в странах СНГ.
Лекция 3. Российский кинопрокат в странах СНГ.
Экзаменационное задание: проанализируйте сайты русскоязычных издательств и СМИ в странах СНГ и составьте концепцию поддержки этих организаций со стороны России.
Модуль 4. Русский язык в национальных республиках Российской Федерации: правовой статус и функционирование
Лекция 1. Количественный и качественный состав владеющих русским языком в республиках РФ.
Лекция 2. Сферы функционирования русского языка в национальных республиках РФ.
Лекция 3. Миграционные процессы в национальных республиках (на примере тюркоязычных и финно-угорских языковых групп).
Лекция 4. Мероприятия, направленные на популяризацию русского языка в национальных республиках РФ.
Экзаменационное задание: написать эссе «Русский язык в современной социолингвистической ситуации в национальных республиках РФ».
Модуль 5. Русский язык как государственный в системе образования в национальных республиках РФ
Лекция 1. Дошкольные учреждения с изучением русского языка: структура, формы, методики.
Лекция 2. Школьное образование с преподаванием (полностью или частично) на русском языке. Углубленное изучение русского языка в школах.
Лекция 3. Функционирование русского языка в высшей школе.
Лекция 4. Развитие вузовской русистики в республиках РФ.
Экзаменационное задание: написать эссе на тему «Русский язык в системе образования в национальных республиках РФ».
Модуль 6. Русский язык в общественной жизни национальных республик РФ
Лекция 1. Деятельность национальных объединений русистов в республиках.
Лекция 2. Русский язык как государственный язык в СМИ.
Лекция 3. Русский язык как язык культуры в национальных республиках РФ.
Лекция 4. Литература на русском языке в республиках РФ.
Экзаменационное задание: написать эссе на тему «Русский язык в общественной жизни республики (на примере одной или двух республик)».
Модуль 7. Вариативность обучения
Лекция 1. Мы учим русскому языку всех одинаково или по-разному?
Лекция 2. Зависит ли вариативность обучения от условий обучения?
Лекция 3. Зависит ли вариативность обучения от особенностей учащихся (языковых, образовательных, возрастных, индивидуально-типологических)?
Лекция 4. В чем выражается индивидуальный стиль учебной деятельности?
Экзаменационное задание: напишите эссе о своем опыте изучения родного/иностранного языка.
Модуль 8. Основные направления в лингводидактике
Лекция 1. Что такое методическая концепция?
Лекция 2. Особенности языкового направления в лингводидактике.
Лекция 3. Особенности коммуникативного направления в лингводидактике.
Лекция 4. Особенности культуроведческого направления в лингводидактике.
Экзаменационное задание: напишите эссе на тему «Нужно ли знать теорию языка, чтобы овладеть им практически?»
Модуль 9. Языковое или лингвистическое направление в лингводидактике
Лекция 1. Как обучают нерусских детей русскому произношению?
Лекция 2. Как обучают нерусских детей русскому правописанию?
Лекция 3. Как сформировать у нерусских детей лексические навыки?
Лекция 4. Как обучать нерусских детей русской грамматике?
Экзаменационное задание: Напишите эссе о трудностях, которые Вы испытывали при изучении грамматики иностранного языка, и том, как Вы их преодолевали.
Модуль 10. Речевое или коммуникативное направление в лингводидактике
Лекция 1. Как обучать нерусских детей аудированию?
Лекция 2. Как обучать нерусских детей чтению?
Лекция 3. Как обучать нерусских детей говорению?
Лекция 4. Как обучать нерусских детей письму?
Экзаменационное задание: напишите эссе о своем опыте овладения речью на неродном/иностранном языке.

Результаты обучения

Изучение курса поможет студентам узнать о специфике использования русского языка в странах СНГ и национальных республиках России, о ключевых проблемах, связанных с его функционированием, познакомиться с кейсами по популяризации русского языка, оценить свои возможности в области анализа данных о языковой политике, составления программ гуманитарного сотрудничества с опорой на представленные данные. Курс также рассматривает актуальные вопросы методики преподавания русского языка с позиции их вариативности в зависимости от действия разных факторов.

Формируемые компетенции

ОКБ-4 – способность понимать значение культуры как формы человеческого бытия и руководствоваться в своей деятельности принципами толерантности, диалога и сотрудничества, готовность к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям;
ОКБ-12 – способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
ОКБ-13 – способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных и социальных наук;
ОКБ-14 – осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности, стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства;
ПК-2 – знание основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации; понимание сущности и значения информации в развитии современного общества;
ПК-7 – владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований.
  • 10 недель

    длительность курса

  • 5 часов в неделю

    понадобится для освоения

  • 2 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

Московкин Леонид Викторович

Доктор педагогических наук
Должность: профессор

Коротышев Александр Владимирович

Кандидат филологических наук
Должность: директор секретариата (РОПРЯЛ)

Юсупова Зульфия Фирдинатовна

Кандидат педагогических наук
Должность: доцент КФУ

Мухаметшина Резеда Фаилевна

Доктор педагогических наук
Должность: профессор КФУ

сертификат об окончании курса

Сертификат

Похожие курсы