up
  • Russian

    course language

  • 10 weeks

    course duration

  • about 8 hours per week

    needed to educate

  • 3 credit points

    for credit at your university

Курс рассказывает об основах теории полёта ракет-носителей.

About

В рамках данного курса слушатели получат фундаментальные знания из области ракетной техники и теории реактивного движения. Основу курса составляют общепринятая схема разделения траектории движения ракеты на участки и программа управления на каждом из них.

В процессе обучения слушатели узнают об условиях полёта ракеты на всех этапах её движения (от старта до момента достижения целевой орбиты), а также о том, какие силы и моменты действуют на ракету в полёте и какими математическими моделями они описываются. Особое внимание в курсе уделяется выбору проектных характеристик ракеты, обеспечивающих выполнение целевой задачи. 

После теоретической подготовки слушателям будет предложено осуществить подбор ракеты-носителя из имеющихся прототипов, уточнить её проектные параметры для решения задачи выведения на целевую орбиту и рассчитать основные лётно-технические характеристики ракеты-носителя, включая программу управления по отдельным ступеням.

Format

Еженедельные занятия включают в себя просмотр видео-лекций, изучение иллюстрированных материалов с вопросами на самопроверку, а также выполнение тестовых заданий с автоматизированной проверкой результатов.

В курсе предусмотрено промежуточное контрольное тестирование по каждому разделу и итоговое контрольное тестирование по всему содержанию курса с автоматизированной проверкой результатов.

  1. Сихарулидзе, Ю. Г. Баллистика и наведение летательных аппаратов [Электронный ресурс] / Ю. Г. Сихарулидзе. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 407 с.
  2. Уманский, С. П. Ракеты-носители. Космодромы [Текст] / С. П. Уманский, под ред. Ю. Н. Коптева. – М.: Изд-во Рестарт+, 2001. – 216 с.
  3. Петухов, В. Г. Расчет траектории выведения ракеты-носителя: Учебно-методическое пособие по курсовой работе [Текст] / В. Г. Петухов. – М.: Издательство МАИ, 2011. – 61 с.
  4. Машиностроение. Энциклопедия. Ред совет: К. В. Фролов (пред.) и др. – М.: Машинстроение. Ракетно-космическая техника. Т. IV-22 / А. П. Аджян, Э. Л Аким, О. М. Алифанов и др.; под ред. В. П. Легостаева. В 2 кн. Кн. 1. 2012, 925 с.

Requirements

Для освоения теоретической и практической части курса требуются знания по физике и математике на уровне средней школы.

Course program

Модуль 1. Что такое ракета? Принцип реактивного движения. Этапы развития ракет и ракетной техники. Характеристики ракет. Структура ракеты.

Модуль 2. Основы теории реактивного движения. Уравнение Мещерского. Сила тяги. Реактивное ускорение. Формула Циолковского. Оценка энергетических возможностей. Понятие характеристической скорости.

Модуль 3. Модели атмосферы и поля тяготения Земли. Математическая модель атмосферы Земли. Модель поля тяготения Земли.

Модуль 4. Силы, действующие на ракету. Основные участки траектории полёта. Силы, действующие на ракету в полёте.

Модуль 5. Векторные уравнения движения ракеты-носителя. Системы координат. Векторные уравнения движения центра масс и относительно центра масс. Системы координат. Взаимная ориентация систем координат.

Модуль 6. Уравнения движения ракеты-носителя на оси траекторной системы координат. Пересчет общих уравнений движения на оси траекторной системы координат. Уравнения движения ракеты-носителя на оси траекторной системы координат для частного случая.

Модуль 7. Траектории выведения ступеней ракеты-носителя. Движение первой ступени ракеты-носителя. Программа управления при движении первой ступени ракеты-носителя. Движение второй ступени ракеты-носителя. Выбор программы управления углом тангажа.

Модуль 8. Подготовка исходных данных для расчёта лётных характеристик. Двухступенчатые ракеты-носители и космодромы. Выбор ракеты-носителя. Расчёт потребной скорости выведения летательного аппарата.

Модуль 9. Расчёт лётных характеристик. Расчёт траектории движения ракеты-носителя. Выбор номинальных законов управления. Определение избытка/недостатка топлива второй ступени.

Модуль 10. Итоговое тестирование.

Education results

В результате освоения курса слушатели будут иметь представление о ракетно-космической технике, а также знать основы теории движения ракет. Полученные знания позволят слушателям:

  • решать задачи моделирования движения первой ступени с учётом влияния атмосферы, вращения Земли;
  • решать краевую задачу для программы управления второй ступени ракеты-носителя;
  • анализировать полученные результаты математического моделирования и корректировать проектные параметры ракеты-носителя с учётом результатов баллистических расчётов;
  • оформлять отчётную документацию по результатам выполнения расчётной работы.

Formed competencies

  • Понимание целей и задач инженерной деятельности в современной науке и производстве, сущности профессии инженера как обязанности служить обществу и профессии, следуя кодексу профессионального поведения (ОПК-1 ФГОС 3+ 24.05.01) - средний уровень
  • Способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учётом основных требований информационной безопасности (ОПК-4 ФГОС 3+ 24.05.01) - средний уровень
  • Способность анализировать состояние и перспективы развития как ракетной и ракетно-космической техники в целом, так и её отдельных направлений, создавать математические модели функционирования объектов ракетной и ракетно-космической техники (ПК-2 ФГОС 3+ 24.05.01) - высокий уровень
  • Способность проводить техническое проектирование изделий ракетной и ракетно-космической техники с использованием твердотельного компьютерного моделирования в соответствии с единой системой конструкторской документации и на базе современных программных комплексов (ПК-4 ФГОС 3+ 24.05.01) – высокий уровень

Education directions

Отзывы о курсе

Храмов Андрей Александрович

Кандидат технических наук
Position: Доцент кафедры динамики полета и систем управления Самарского университета

Баяндина Тамара Александровна

Кандидат технических наук, Доцент
Position: Доцент кафедры динамики полета и систем управления Самарского университета. Доцент кафедры конструкции и проектирования летательных аппаратов Самарского университета

Фадеенков Павел Васильевич

Кандидат технических наук
Position: Доцент кафедры космического машиностроения Самарского университета

Ишков Сергей Алексеевич

Доктор технических наук, Профессор
Position: Профессор кафедры динамики полета и систем управления Самарского университета

Similar courses