наверх
  • 16 недель

    длительность курса

  • около 6 часов в неделю

    понадобится для освоения

  • 3 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

Курс предназначен для тех, кто осваивает педагогический вид деятельности в профессиональной сфере. Материалы курса помогут сформировать представление об исторических культурных, идейных истоках педагогики, ее теоретических основах и современном состоянии, а также познакомиться с основами практической деятельности воспитания, обучения, развития.

О курсе

Педагогическая деятельность как профессиональная может осуществляться в разной среде, по отношению к людям различного возраста, занятий, иметь своеобразие целей, способов осуществления. Независимо от этих различий воспитание и обучение, например, в образовательных организациях общего среднего, высшего, профессионального, дополнительного образования имеют сходные закономерности, принципы, арсенал способов и средств, которые применяет педагог. Это же относится и к просветительской деятельности. В связи с этим при освоении педагогического вида профессиональной деятельности важно иметь представление о ее ценностных, теоретических основах, уметь проектировать и правильно осуществлять основные действия воспитания, обучения, развития для достижения поставленных целей. Цель настоящего курса – освоение теоретических и практических основ деятельности преподавания, воспитания, развития при осуществлении целостного образовательного процесса. Для этого:

  • первый вводный раздел курса представляет общую характеристику педагогической деятельности, ее функции, структуру, особенности и соответствующие этому профессиональные требования и признаки профессионального мастерства. Для обеспечения научно выверенной педагогической деятельности, осмысленного отношения к ней здесь же содержится характеристика педагогики как науки, ее истоков и исторической эволюции;
  • второй раздел курса помогает освоить психологические основы воспитания, обучения и личностного развития на основе знакомства с психологическими особенностями обучающихся разного возраста, понимания роли и способов развития мотивации, педагогического взаимодействия, задействования педагогической рефлексии;
  • третий раздел курса в наибольшей степени ориентирован на практическую деятельность преподавания и помогает освоить структуру всех компонентов процесса обучения, их цели и способы осуществления. Особое внимание уделяется технологическому подходу к обучению и применению наиболее актуальных педагогических технологий;
  • четвертый раздел знакомит с основами воспитания в педагогической деятельности, его методами, средствами, системой воспитательного процесса.

Закрепить учебный материал, освоенный с помощью видеолекций, презентаций, текстов, рекомендуемых дополнительных источников, помогают вопросы для самоконтроля, тренировочные и контрольные задания в форме тестов, решения кейсов (ситуационных задач), написания эссе. Итоговая аттестация проводится в форме интегрированного теста.

Формат

Курс состоит из четырех разделов, включающих 11 тем. Наиболее объемные темы 1 и 3 разделены для удобства освоения на несколько частей. Каждая тема содержит видеолекцию, текстовые материалы, краткий словарь основных терминов и понятий, список рекомендуемых источников, вопросы для самоконтроля и итоговые контрольные задания, тесты.

Информационные ресурсы курса – это широкий круг связанных с различными педагогическими аспектами источников, содержащихся в каждой из тем. К их числу относятся труды классиков педагогической мысли, общепризнанные учебные издания по педагогике, важные научные публикации, современные и актуальные интернет-источники.

Требования

Для освоения курса необходимы знания школьной программы по всемирной и отечественной истории, обществознанию. Желательно предварительное или параллельное освоение в рамках высшего образования курсов «Философия», «Общая психология», «История России».

Программа курса

Раздел 1. Введение в педагогическую деятельность

Тема 1. Педагогическая деятельность и педагогическая профессия. Сущность педагогического мастерства

  • Общая характеристика педагогической деятельности
  • Профессиональные характеристики педагога
  • Профессиональное мастерство педагога

Тема 2. Педагогика как наука

Тема 3. Из истории педагогической теории и практики

  • Основные вехи развития педагогической теории и практики
  • Компетентностная парадигма образования

Раздел 2. Психологические основы педагогической деятельности воспитания, обучения и развития

Тема 4. Категория личности в психологии

Тема 5. Психологические особенности обучающихся разного возраста

Тема 6. Обучение и воспитание как педагогическое взаимодействие

Тема 7. Развитие мотивации учебной деятельности

Тема 8. Педагогическая рефлексия как средство профессионального самосовершенствования педагога

Раздел 3. Дидактические основы педагогической деятельности

Тема 9. Процесс обучения: основные дидактические характеристики

Тема 10. Технологический подход к обучению

Раздел 4. Воспитание в педагогическом процессе

Тема 11. Основы воспитания в педагогической деятельности

Формируемые компетенции

Результатом обучения является способность проектировать и осуществлять психологически и дидактически обоснованную деятельность воспитания, обучения, развития на основе реализации следующих компетенций:

  • готовность осуществлять профессионально-педагогическую деятельность, опираясь на научные основы педагогики, осознание культурной и социальной значимости педагогической профессии;
  • готовность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизиологических и индивидуальных особенностей обучающихся;
  • готовность к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса;
  • готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами сферы образования;
  • готовность реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
  • способность использовать современные методы, технологии обучения и диагностики;
  • способность решать задачи воспитания обучающихся;
  • способность использовать средства воспитания и обучения, возможности образовательной среды для достижения результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
  • готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса;
  • способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность, инициативность, самостоятельность обучающихся;
  • способность проектировать образовательные программы;
  • способность проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития.

Попова Ирина Васильевна

Канд. ист. наук
Должность: доцент, директор Центра педагогического и дополнительного образования / Институт естественных наук и математики

Лебедева Юлия Владимировна

Канд. психол. наук
Должность: доцент кафедры педагогики и психологии образования / Уральский гуманитарный институт

сертификат об окончании курса

Сертификат

Сертификат выдается при выполнении всех внутренних условий курса, обозначенных на странце "Прогресс", прохождении итогового контроля с прокторингом и итоговым прогрессом не ниже чем отметка "Удовлетворительно".

Похожие курсы