наверх

Основы педагогической деятельности

видеоролик о курсе
30 октября 2017 - 28 февраля 2018 г.
Старт через 11 дней
38 дней
До конца записи

Курс ориентирован на освоение теоретико-методологических и практических основ педагогической деятельности, которая реализуется в рамках решения задач образования и просвещения, направленных на освоение различных научно-предметных и профессиональных областей.

О курсе

Теоретическая часть курса предусматривает формирование представлений о содержании педагогического мастерства; о научных основах, психологических основаниях обучения, воспитания и развития, о системных характеристиках процесса обучения и педагогической деятельности.  

В прикладной части курса осваиваются дидактические основы процесса обучения в зависимости от категории обучающихся, целей, содержания образования, выбора методов, форм и средств обучения. Курс позволяет ознакомиться с основным арсеналом психологических и методических приемов в педагогической практике, освоить практические умения проектирования образовательного процесса, применения инструментов актуальных технологий обучения, осуществления контрольно-оценочного компонента.

Формат

Освоение курса включает:

  • еженедельную проработку видеолекций: просмотр, изучение сопровождающих лекции схем и таблиц, презентаций, работу с интерактивным текстом лекций с последующими ответами на вопросы для самопроверки и обсуждением на форуме;
  • выполнение по каждой теме курса тренировочных учебных заданий практикумов (решение текстовых кейсов и видеокейсов, тестов для самоконтроля, проектных заданий);
  • этапную подготовку итогового педагогического проекта по разработке учебной программы курса (проекта учебного занятия);
  • прохождение итоговой аттестации в форме выполнения итогового контрольного теста, а также представления и защиты текстового и иллюстрированного отчета по выполнению педагогического проекта (учебной программы или проекта учебного занятия).

  1. Загрекова Л. В. Дидактика: учебное пособие для студентов вузов / Л. В. Загрекова, В. В. Николина. – М.: Высшая школа, 2007. – 382  с.
  2. Зимняя И. А.  Педагогическая психология. Учебник для вузов. / И.А.Зимняя. Изд. второе, доп., испр. и перераб.— М.: Университетская книга, Логос, 2009. — 384 с.
  3. Педагогика. Педагогические теории,системы, технологии: Учеб.для студ.высш. и сред. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов и др.; Под ред. С.А.Смирнова – 4-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.-512с.
  4. Попова, И. В. Актуальные аспекты педагогической инноватики в высшем профессиональном образовании: учеб. пособие / И. В. Попова. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2009. – 192 с.
  5. Сластенин В.А. и др. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.       заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н.    Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2013. - 576 с.
  6. Современные технологии профессионально-ориентированного образования.: учеб. пособие / Г.В. Сорвачева, И.В.Попова и др.; Под ред. Г.В.Сорвачевой. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2009. – 232 с.
  7. Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.Г.Фокин. – 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 240 с.

Требования

Для успешного освоения «Основ педагогической деятельности» необходимо освоение знаний в рамках курсов высшего образования: «Философия», «Общая психология», «История России».

Программа курса

Тема 1. Введение в педагогическую деятельность.

Педагогическая профессия и педагогическая деятельность. Цель, содержание, особенности профессионально-ориентированной педагогической деятельности. Профессионально-педагогическая культура. Структура педагогических компетенций. Профессионально-педагогической мастерство.

Практикум педагогической рефлексии.

 

Тема 2. Научно-педагогические основы педагогической деятельности.

Педагогика как наука: объект-предметная область, базовые понятия, закономерности воспитания и развития личности, педагогические принципы. Педагогика в системе антропологического знания. Междисциплинарные связи педагогики. Отрасли педагогики. История и современность педагогической теории и практики.

Практикум по авторским педагогическим системам.

 

Тема 3. Психологические основания педагогической деятельности обучения, развития, воспитания.

Возрастная психология. Педагогическая психология. Мотивация учебной деятельности. Гендерные аспекты педагогики. Педагогическая конфликтология. Стрессоустойчивость педагога.

Практикум решения психолого-педагогических задач.

 

Тема 4. Дидактические основания педагогической деятельности в процессе обучения.

Структура и субъекты процесса обучения; педагогическое целеполагание; содержание образования; методы, формы, средства, приемы обучения; контрольно-оценочный компонент образовательного процесса. Учебно-методическое сопровождение процесса как условие обеспечения образовательного процесса. Технологический подход к обучению. Актуальные технологии обучения.

Методика преподавания различных дисциплин: универсальные аспекты и дисциплинарные особенности.

Практикум проектирования учебных программ (учебных занятий).

Практикум выбора и проектирования технологий обучения.

Практикум проектирования контрольно-оценочных процедур.

Результаты обучения

В результате освоения курса обучающийся будет способен:

РО 1. Демонстрировать основанную на педагогическом знании и аксиологическом комплексе педагогическую рефлексию.

РО 2. Проектировать рабочую программу курса, отдельное учебное занятие.

РО 3. Осуществлять для достижения педагогических целей дидактически обоснованные выбор и применение методов, форм, средств, приемов обучения, воспитания и развития.

РО 4. Обоснованно применять технологии активного обучения, информационно-коммуникационные образовательные технологии.

РО 5. Осуществлять дидактически обоснованные выбор и применение методов, форм, средств контрольно-оценочных процедур в образовательном процессе.

РО 6. Осуществлять учебно-методическое сопровождение обучения, воспитания и развития.

  • 16 недель

    длительность курса

  • около 6 часов в неделю

    понадобится для освоения

  • 3 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

Похожие курсы