наверх
  • 16 недель

    длительность курса

  • около 6 часов в неделю

    понадобится для освоения

  • 3 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

Курс предназначен для тех, кто осваивает педагогический вид деятельности в профессиональной сфере. Материалы курса помогут сформировать представление об исторических культурных, идейных истоках педагогики, ее теоретических основах и современном состоянии, а также познакомиться с основами практической деятельности воспитания, обучения, развития.

О курсе

Педагогическая деятельность как профессиональная может осуществляться в разной среде, по отношению к людям различного возраста, занятий, иметь своеобразие целей, способов осуществления. Независимо от этих различий воспитание и обучение, например, в образовательных организациях общего среднего, высшего, профессионального, дополнительного образования имеют сходные закономерности, принципы, арсенал способов и средств, которые применяет педагог. Это же относится и к просветительской деятельности. В связи с этим при освоении педагогического вида профессиональной деятельности важно иметь представление о ее ценностных, теоретических основах, уметь проектировать и правильно осуществлять основные действия воспитания, обучения, развития для достижения поставленных целей. Цель настоящего курса – освоение теоретических и практических основ деятельности преподавания, воспитания, развития при осуществлении целостного образовательного процесса. Для этого:

  • первый вводный раздел курса представляет общую характеристику педагогической деятельности, ее функции, структуру, особенности и соответствующие этому профессиональные требования и признаки профессионального мастерства. Для обеспечения научно выверенной педагогической деятельности, осмысленного отношения к ней здесь же содержится характеристика педагогики как науки, ее истоков и исторической эволюции;
  • второй раздел курса помогает освоить психологические основы воспитания, обучения и личностного развития на основе знакомства с психологическими особенностями обучающихся разного возраста, понимания роли и способов развития мотивации, педагогического взаимодействия, задействования педагогической рефлексии;
  • третий раздел курса в наибольшей степени ориентирован на практическую деятельность преподавания и помогает освоить структуру всех компонентов процесса обучения, их цели и способы осуществления. Особое внимание уделяется технологическому подходу к обучению и применению наиболее актуальных педагогических технологий;
  • четвертый раздел знакомит с основами воспитания в педагогической деятельности, его методами, средствами, системой воспитательного процесса.

Закрепить учебный материал, освоенный с помощью видеолекций, презентаций, текстов, рекомендуемых дополнительных источников, помогают вопросы для самоконтроля, тренировочные и контрольные задания в форме тестов, решения кейсов (ситуационных задач), написания эссе. Итоговая аттестация проводится в форме интегрированного теста.

Формат

Освоение курса включает:

  • еженедельную проработку видеолекций: просмотр, изучение сопровождающих лекции схем и таблиц, презентаций, работу с интерактивным текстом лекций с последующими ответами на вопросы для самопроверки и обсуждением на форуме;
  • выполнение по каждой теме курса тренировочных учебных заданий практикумов (решение текстовых кейсов и видеокейсов, тестов для самоконтроля, проектных заданий);
  • этапную подготовку итогового педагогического проекта по разработке учебной программы курса (проекта учебного занятия);
  • прохождение итоговой аттестации в форме выполнения итогового контрольного теста, а также представления и защиты текстового и иллюстрированного отчета по выполнению педагогического проекта (учебной программы или проекта учебного занятия).

  1. Загрекова Л. В. Дидактика: учебное пособие для студентов вузов / Л. В. Загрекова, В. В. Николина. – М.: Высшая школа, 2007. – 382  с.
  2. Зимняя И. А.  Педагогическая психология. Учебник для вузов. / И.А.Зимняя. Изд. второе, доп., испр. и перераб.— М.: Университетская книга, Логос, 2009. — 384 с.
  3. Педагогика. Педагогические теории,системы, технологии: Учеб.для студ.высш. и сред. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов и др.; Под ред. С.А.Смирнова – 4-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.-512с.
  4. Попова, И. В. Актуальные аспекты педагогической инноватики в высшем профессиональном образовании: учеб. пособие / И. В. Попова. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2009. – 192 с.
  5. Сластенин В.А. и др. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.       заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н.    Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2013. - 576 с.
  6. Современные технологии профессионально-ориентированного образования.: учеб. пособие / Г.В. Сорвачева, И.В.Попова и др.; Под ред. Г.В.Сорвачевой. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2009. – 232 с.
  7. Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.Г.Фокин. – 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 240 с.

Требования

Для успешного освоения «Основ педагогической деятельности» необходимо освоение знаний в рамках курсов высшего образования: «Философия», «Общая психология», «История России».

Программа курса

Тема 1. Введение в педагогическую деятельность.

Педагогическая профессия и педагогическая деятельность. Цель, содержание, особенности профессионально-ориентированной педагогической деятельности. Профессионально-педагогическая культура. Структура педагогических компетенций. Профессионально-педагогической мастерство.

Практикум педагогической рефлексии.

 

Тема 2. Научно-педагогические основы педагогической деятельности.

Педагогика как наука: объект-предметная область, базовые понятия, закономерности воспитания и развития личности, педагогические принципы. Педагогика в системе антропологического знания. Междисциплинарные связи педагогики. Отрасли педагогики. История и современность педагогической теории и практики.

Практикум по авторским педагогическим системам.

 

Тема 3. Психологические основания педагогической деятельности обучения, развития, воспитания.

Возрастная психология. Педагогическая психология. Мотивация учебной деятельности. Гендерные аспекты педагогики. Педагогическая конфликтология. Стрессоустойчивость педагога.

Практикум решения психолого-педагогических задач.

 

Тема 4. Дидактические основания педагогической деятельности в процессе обучения.

Структура и субъекты процесса обучения; педагогическое целеполагание; содержание образования; методы, формы, средства, приемы обучения; контрольно-оценочный компонент образовательного процесса. Учебно-методическое сопровождение процесса как условие обеспечения образовательного процесса. Технологический подход к обучению. Актуальные технологии обучения.

Методика преподавания различных дисциплин: универсальные аспекты и дисциплинарные особенности.

Практикум проектирования учебных программ (учебных занятий).

Практикум выбора и проектирования технологий обучения.

Практикум проектирования контрольно-оценочных процедур.

Результаты обучения

В результате освоения курса обучающийся будет способен:

РО 1. Демонстрировать основанную на педагогическом знании и аксиологическом комплексе педагогическую рефлексию.

РО 2. Проектировать рабочую программу курса, отдельное учебное занятие.

РО 3. Осуществлять для достижения педагогических целей дидактически обоснованные выбор и применение методов, форм, средств, приемов обучения, воспитания и развития.

РО 4. Обоснованно применять технологии активного обучения, информационно-коммуникационные образовательные технологии.

РО 5. Осуществлять дидактически обоснованные выбор и применение методов, форм, средств контрольно-оценочных процедур в образовательном процессе.

РО 6. Осуществлять учебно-методическое сопровождение обучения, воспитания и развития.

Формируемые компетенции

Результатом обучения является способность проектировать и осуществлять психологически и дидактически обоснованную деятельность воспитания, обучения, развития на основе реализации следующих компетенций:

  • готовность осуществлять профессионально-педагогическую деятельность, опираясь на научные основы педагогики, осознание культурной и социальной значимости педагогической профессии;
  • готовность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизиологических и индивидуальных особенностей обучающихся;
  • готовность к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса;
  • готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами сферы образования;
  • готовность реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
  • способность использовать современные методы, технологии обучения и диагностики;
  • способность решать задачи воспитания обучающихся;
  • способность использовать средства воспитания и обучения, возможности образовательной среды для достижения результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
  • готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса;
  • способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность, инициативность, самостоятельность обучающихся;
  • способность проектировать образовательные программы;
  • способность проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития.

Навыки

Курс обеспечивает формирование профессиональных компетенций в рамках педагогического вида деятельности, например:

  • способность использовать знания основ психологии и педагогики в преподавании биологии, в просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня биолого-экологической грамотности общества (ПК-7, направление 060301); - способность планировать, организовывать и анализировать результаты своей педагогической деятельности (ПК-13 – направление 040301);
  • владение различными методиками преподавания химии для достижения наибольшей эффективности усвоения знаний учащимися с разным уровнем базовой подготовки (ПК-14 – направление 040301);
  • способность осуществлять педагогическую деятельность по профилю подготовки в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, а также участвовать в популяризации архитектуры и архитектурного образования в обществе (ПК-19- направление 070301);
  • способность осуществлять планирование образовательного процесса, выполнять методическую работу и самостоятельно проводить лекционные и практические занятия в общеобразовательных организациях, организациях профессионального образования, организациях дополнительного образования (ПК-13- направление 540301).

Попова Ирина Васильевна

Канд. ист. наук
Должность: доцент, директор Центра педагогического и дополнительного образования / Институт естественных наук и математики

Лебедева Юлия Владимировна

Канд. психол. наук
Должность: доцент кафедры педагогики и психологии образования / Уральский гуманитарный институт

Похожие курсы