course language
course duration
needed to educate
for credit at your university
Курс предназначен для тех, кто осваивает педагогический вид деятельности в профессиональной сфере. Материалы курса помогут сформировать представление об исторических культурных, идейных истоках педагогики, ее теоретических основах и современном состоянии, а также познакомиться с основами практической деятельности воспитания, обучения, развития.
Педагогическая деятельность как профессиональная может осуществляться в разной среде, по отношению к людям различного возраста, занятий, иметь своеобразие целей, способов осуществления. Независимо от этих различий воспитание и обучение, например, в образовательных организациях общего среднего, высшего, профессионального, дополнительного образования имеют сходные закономерности, принципы, арсенал способов и средств, которые применяет педагог. Это же относится и к просветительской деятельности. В связи с этим при освоении педагогического вида профессиональной деятельности важно иметь представление о ее ценностных, теоретических основах, уметь проектировать и правильно осуществлять основные действия воспитания, обучения, развития для достижения поставленных целей. Цель настоящего курса – освоение теоретических и практических основ деятельности преподавания, воспитания, развития при осуществлении целостного образовательного процесса. Для этого:
Закрепить учебный материал, освоенный с помощью видеолекций, презентаций, текстов, рекомендуемых дополнительных источников, помогают вопросы для самоконтроля, тренировочные и контрольные задания в форме тестов, решения кейсов (ситуационных задач), написания эссе. Итоговая аттестация проводится в форме интегрированного теста.
Освоение курса включает:
Для успешного освоения «Основ педагогической деятельности» необходимо освоение знаний в рамках курсов высшего образования: «Философия», «Общая психология», «История России».
Тема 1. Введение в педагогическую деятельность.
Педагогическая профессия и педагогическая деятельность. Цель, содержание, особенности профессионально-ориентированной педагогической деятельности. Профессионально-педагогическая культура. Структура педагогических компетенций. Профессионально-педагогической мастерство.
Практикум педагогической рефлексии.
Тема 2. Научно-педагогические основы педагогической деятельности.
Педагогика как наука: объект-предметная область, базовые понятия, закономерности воспитания и развития личности, педагогические принципы. Педагогика в системе антропологического знания. Междисциплинарные связи педагогики. Отрасли педагогики. История и современность педагогической теории и практики.
Практикум по авторским педагогическим системам.
Тема 3. Психологические основания педагогической деятельности обучения, развития, воспитания.
Возрастная психология. Педагогическая психология. Мотивация учебной деятельности. Гендерные аспекты педагогики. Педагогическая конфликтология. Стрессоустойчивость педагога.
Практикум решения психолого-педагогических задач.
Тема 4. Дидактические основания педагогической деятельности в процессе обучения.
Структура и субъекты процесса обучения; педагогическое целеполагание; содержание образования; методы, формы, средства, приемы обучения; контрольно-оценочный компонент образовательного процесса. Учебно-методическое сопровождение процесса как условие обеспечения образовательного процесса. Технологический подход к обучению. Актуальные технологии обучения.
Методика преподавания различных дисциплин: универсальные аспекты и дисциплинарные особенности.
Практикум проектирования учебных программ (учебных занятий).
Практикум выбора и проектирования технологий обучения.
Практикум проектирования контрольно-оценочных процедур.
В результате освоения курса обучающийся будет способен:
РО 1. Демонстрировать основанную на педагогическом знании и аксиологическом комплексе педагогическую рефлексию.
РО 2. Проектировать рабочую программу курса, отдельное учебное занятие.
РО 3. Осуществлять для достижения педагогических целей дидактически обоснованные выбор и применение методов, форм, средств, приемов обучения, воспитания и развития.
РО 4. Обоснованно применять технологии активного обучения, информационно-коммуникационные образовательные технологии.
РО 5. Осуществлять дидактически обоснованные выбор и применение методов, форм, средств контрольно-оценочных процедур в образовательном процессе.
РО 6. Осуществлять учебно-методическое сопровождение обучения, воспитания и развития.
Результатом обучения является способность проектировать и осуществлять психологически и дидактически обоснованную деятельность воспитания, обучения, развития на основе реализации следующих компетенций:
Курс обеспечивает формирование профессиональных компетенций в рамках педагогического вида деятельности, например:
course language
course duration
needed to educate
for credit at your university
Канд. ист. наук
Position: доцент, директор Центра педагогического и дополнительного образования / Институт естественных наук и математики
Канд. психол. наук
Position: доцент кафедры педагогики и психологии образования / Уральский гуманитарный институт