наверх
  • Русский

    язык курса

  • 18 недель

    длительность курса

  • от 7 до 8 часов в неделю

    понадобится для освоения

  • 2 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

Курс ориентирован на развитие умений пользоваться инструментами теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) при поиске решений практических и профессиональных задач и осознанно генерировать идеи по совершенствованию и улучшению технических систем, используемых и создаваемых на машиностроительных предприятиях.

О курсе

Содержание курса направлено на изучение основ теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), теоретической базой которой являются законы развития технических систем. ТРИЗ – уникальный инструмент для:

  • поиска нетривиальных идей;
  • выявления и решения творческих проблем;
  • выбора перспективных направлений развития техники, технологии и снижения затрат на их разработку и производство;
  • развития творческого мышления;
  • формирования творческой личности и коллективов.

Курс предназначен, прежде всего, для студентов бакалавриата, специалитета и магистратуры очной, заочной и дистанционной форм обучения всех инженерных специальностей, а также для получения дополнительных знаний сотрудниками предприятий, занимающимися разработкой нестандартного оборудования. Изучение курса будет также полезно обучающимся, не имеющим специального инженерного образования, для повышения собственного творческого потенциала, а также – людям, чья деятельность связана с продвижением технической продукции. Лекционные занятия проводятся с использованием метода «Моделирование производственных процессов и ситуаций», предусматривающего имитацию реальных условий профессиональной деятельности, конкретных специфических операций, а также моделирование соответствующего рабочего процесса и создание интерактивной модели. Полученные знания, обучающиеся смогут применять при практической реализации инновационных проектов, связанных с разработкой и производством новых изделий.

В курсе используются методологические разработки Виссариона Григорьевича Сибирякова – Мастера ТРИЗ («Ключевые Технологии ТРИЗ»), председателя совета новосибирской городской Общественной Организации ТРИЗ «Ключевые Технологии», и упоминаются методологии GEN3 TRIZ (G3: ID), которые являются разработками компании GEN3 Partners (Boston, USA), авторы: Литвин С., Любомирский А., Сигаловская И., Яковенко С.

Формат

Еженедельно обучающимся предлагается изучить содержание ключевых тем 8-ми разделов курса (прослушать тематические видео-лекции, изучить соответствующие текстовые материалы с презентациями, включающими графические схемы и рисунки, выполнить творческие учебные задания и ответить на вопросы тестов самоконтроля усвоенных знаний). По завершению освоения тем разделов курса обучающиеся выполняют проектные задания на основе соответственных графических примеров.

Итоговыми контрольными мероприятиями являются:

  • итоговая курсовая/проектная работа (в соответствии с индивидуальным заданием);
  • итоговое тестирование;


В курсе Вам доступна на бесплатной основе первая неделя курса для ознакомления с материалами и структурой курса для принятия решения о его полном освоении. Для получения доступа ко всем материалам курса с прохождением итоговой аттестации с прокторингом и получением подтвержденного сертификата, Вам необходимо провести оплату в размере 2800 рублей.

Требования

Особых требований для прохождения курса нет.

Программа курса

Тема 1. Процесс создания инноваций
Тема 2. Психологическая инерция
Тема 3. Системный оператор
Тема 4. Идеальность системы
Тема 5. Оперативная зона и оперативное время системы
Тема 6. Технические противоречия. Часть 1
Тема 7. Технические противоречия. Часть 2
Тема 8. Технические противоречия. Часть 3
Тема 9. Технические противоречия. Часть 4
Тема 10. Алгоритм технических противоречий
Тема 11. Вещественно-полевые ресурсы
Тема 12. Вепольный анализ

Результаты обучения

В результате освоения курса «ТРИЗ» обучающийся будет способен:

  • использовать технику организации процесса разрешения сложных проблемных ситуаций, планировать применение инструментальных средств решения изобретательских задач и контролировать эффективность их использования;
  • анализировать проблемные ситуации, выявлять и ранжировать ключевые задачи, а также применять технику их ускоренного решения (как индивидуально, так и в составе рабочей группы);
  • проводить анализ внутреннего функционирования совершенствуемой системы, выявлять задачи ее дальнейшего развития с применением комплекса аналитических инструментов;
  • проводить анализ внешнего функционирования совершенствуемых систем, определять совокупность реализуемых ими потребительских ценностей и сравнивать их с конкурирующими системами;
  • решать поставленные задачи, в том числе по прогнозированию, с использованием типовых структурных моделей, методик переноса функций, использования базовых закономерностей развития систем;
  • использовать методы интуитивного, систематического и направленного поиска решения нетривиальных задач;
  • строить функциональные схемы исследуемых объектов, выявлять зоны излишних затрат и решать задачи по их снижению;
  • использовать основные виды информационных средств поддержки процесса решения проблемных ситуаций и практических задач на основе принципов применения баз приемов устранения противоречий, стандартных решений, указателей физических эффектов;
  • работать над поиском новых идей в коллективе и понимать функции участников творческого процесса.

По окончанию и успешному прохождению итоговых мероприятий данного курса может быть получен сертификат, который не является подтверждением получения уровня подготовки утвержденного Международной Ассоциацией ТРИЗ.

Формируемые компетенции

В процессе освоения дисциплины у студентов развиваются следующие компетенции.
Универсальные (общекультурные):

  • ОК-1: культура мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке целей и выбору путей их достижения;
  • ОК-2: способность использовать основные законы естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин в профессиональной деятельности;
  • ОК-3: способность владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией;
  • ОК-4: уметь разрабатывать технические задания на проектирование нестандартного оборудования, технологической оснастки, средств автоматизации процессов.

Профессиональные:

  • ОП-1: способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности, соответствующие со­временному уровню науки и техники;
  • ОП-2: способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности используя умения и навыки практического применения естественнонаучных, математических и общеинженерных знаний их идей и методов для моделирования и анализа сложных механических систем и процессов, поиска оптимальных решений и выбора наилучших способов их реализации;
  • ОП-3: готовность использовать в практическом проектировании ин­новационные подходы, находить нестандартные решения инженерно-проектировочных задач, в условиях неполноты предпроектных данных;
  • ОП-4: знать и применять методы и алгоритмы решения изобретательских задач;
  • ОП-5: применять параметрические и комбинаторные методы решения изобретательских задач;
  • ОП-6: искать нестандартные методы решения профессиональных задач;
  • ОП-7: владеть методами решения изобретательских задач.

Направления подготовки

05.00.00 Науки о земле
07.00.00 Архитектура
08.00.00 Техника и технологии строительства
09.00.00 Информатика и вычислительная техника
10.00.00 Информационная безопасность
11.00.00 Электроника, радиотехника и системы связи
12.00.00 Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии
13.00.00 Электро- и теплоэнергетика
14.00.00 Ядерная энергетика и технологии
15.00.00 Машиностроение
16.00.00 Физико-технические науки и технологии
17.00.00 Оружие и системы вооружения
18.00.00 Химические технологии
19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии
20.00.00 Техносферная безопасность и природообустройство
21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия
22.00.00 Технологии материалов
23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта
24.00.00 Авиационная и ракетно-космическая техника
25.00.00 Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники
26.00.00 Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта
27.00.00 Управление в технических системах
28.00.00 Нанотехнологии и наноматериалы
29.00.00 Технологии легкой промышленности

Отзывы о курсе

Овчинникова Валентина Андреевна


Должность: заместитель проректора по проектному обучению и дополнительному профессиональному образованию, ректорат УрФУ

Сибиряков Виссарион Григорьевич

Кандидат технических наук
Должность: мастер ТРИЗ "Ключевые технологии ТРИЗ"

​Куликов Константин Иванович


Должность: ТРИЗ-консультант "Ключевые технологии ТРИЗ"

Похожие курсы