наверх
  • 18 недель

    длительность курса

  • 2 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

Курс ориентирован на развитие умений пользоваться инструментами теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) при поиске решений практических и профессиональных задач и осознанно генерировать идеи по совершенствованию и улучшению технических систем, используемых и создаваемых на машиностроительных предприятиях.

О курсе

Содержание курса направлено на изучение основ теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), теоретической базой которой являются законы развития технических систем. ТРИЗ – уникальный инструмент для:

  • поиска нетривиальных идей;
  • выявления и решения творческих проблем;
  • выбора перспективных направлений развития техники, технологии и снижения затрат на их разработку и производство;
  • развития творческого мышления;
  • формирования творческой личности и коллективов.

Курс предназначен, прежде всего, для студентов бакалавриата, специалитета и магистратуры очной, заочной и дистанционной форм обучения всех инженерных специальностей, а также для получения дополнительных знаний сотрудниками предприятий, занимающимися разработкой нестандартного оборудования. Изучение курса будет также полезно обучающимся, не имеющим специального инженерного образования, для повышения собственного творческого потенциала, а также – людям, чья деятельность связана с продвижением технической продукции. Лекционные занятия проводятся с использованием метода «Моделирование производственных процессов и ситуаций», предусматривающего имитацию реальных условий профессиональной деятельности, конкретных специфических операций, а также моделирование соответствующего рабочего процесса и создание интерактивной модели. Полученные знания, обучающиеся смогут применять при практической реализации инновационных проектов, связанных с разработкой и производством новых изделий.

В курсе используются методологические разработки Виссариона Григорьевича Сибирякова – Мастера ТРИЗ («Ключевые Технологии ТРИЗ»), председателя совета новосибирской городской Общественной Организации ТРИЗ «Ключевые Технологии», и упоминаются методологии GEN3 TRIZ (G3: ID), которые являются разработками компании GEN3 Partners (Boston, USA), авторы: Литвин С., Любомирский А., Сигаловская И., Яковенко С.

Формат

Еженедельно обучающимся предлагается изучить содержание ключевых тем 8-ми разделов курса (прослушать тематические видео-лекции, изучить соответствующие текстовые материалы с презентациями, включающими графические схемы и рисунки, выполнить творческие учебные задания и ответить на вопросы тестов самоконтроля усвоенных знаний). По завершению освоения тем разделов курса обучающиеся выполняют проектные задания на основе соответственных графических примеров.

Итоговыми контрольными мероприятиями являются:

  • итоговая курсовая/проектная работа (в соответствии с индивидуальным заданием);
  • итоговое тестирование;

Программа курса

Курс состоит из пятнадцати разделов и начинается с рассмотрения вопросов процесса создания инноваций, рассмотрению критериев и уровней инновационных изделий.

В разделах будут подробно рассмотрены вопросы:

  • Исследование совершенствуемого объекта через системный оператор
  • Функциональное исследование совершенствуемого объекта
  • Понятие идеальности системы и методы достижения идеальности
  • Понятие оперативного места и оперативного времени
  • Представление задач через противоречие. Формулирование противоречий
  • Инструменты устранения противоречий
  • Причинно-следственный анализ исходно заданных недостатков
  • Вещественно-полевые ресурсы в технических система
  • Функционально-идеальное свёртывание технических систем
  • Алгоритмы решения изобретательских задач
  • Представление задач через типовые структурные модели
  • Функционально ориентированный поиск
  • Основные правила вепольного анализа
  • Линии жизни технических систем

Все разделы подкреплены примерами практической деятельности разработчиков курса, имеющих большое количество реализованных проектов с реальным сектором экономики.

Результаты обучения

В результате освоения курса «ТРИЗ» обучающийся будет способен:

  • использовать технику организации процесса разрешения сложных проблемных ситуаций, планировать применение инструментальных средств решения изобретательских задач и контролировать эффективность их использования;
  • анализировать проблемные ситуации, выявлять и ранжировать ключевые задачи, а также применять технику их ускоренного решения (как индивидуально, так и в составе рабочей группы);
  • проводить анализ внутреннего функционирования совершенствуемой системы, выявлять задачи ее дальнейшего развития с применением комплекса аналитических инструментов;
  • проводить анализ внешнего функционирования совершенствуемых систем, определять совокупность реализуемых ими потребительских ценностей и сравнивать их с конкурирующими системами;
  • решать поставленные задачи, в том числе по прогнозированию, с использованием типовых структурных моделей, методик переноса функций, использования базовых закономерностей развития систем;
  • использовать методы интуитивного, систематического и направленного поиска решения нетривиальных задач;
  • строить функциональные схемы исследуемых объектов, выявлять зоны излишних затрат и решать задачи по их снижению;
  • использовать основные виды информационных средств поддержки процесса решения проблемных ситуаций и практических задач на основе принципов применения баз приемов устранения противоречий, стандартных решений, указателей физических эффектов;
  • работать над поиском новых идей в коллективе и понимать функции участников творческого процесса.

По окончанию и успешному прохождению итоговых мероприятий данного курса может быть получен сертификат, который не является подтверждением получения уровня подготовки утвержденного Международной Ассоциацией ТРИЗ.

Формируемые компетенции

В процессе освоения дисциплины у студентов развиваются следующие компетенции.
Универсальные (общекультурные):
  • ОК-1: культура мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке целей и выбору путей их достижения;
  • ОК-2: способность использовать основные законы естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин в профессиональной деятельности;
  • ОК-3: способность владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией;
  • ОК-4: уметь разрабатывать технические задания на проектирование нестандартного оборудования, технологической оснастки, средств автоматизации процессов.
Профессиональные:
  • ОП-1: способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности, соответствующие со­временному уровню науки и техники;
  • ОП-2: способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности используя умения и навыки практического применения естественнонаучных, математических и общеинженерных знаний их идей и методов для моделирования и анализа сложных механических систем и процессов, поиска оптимальных решений и выбора наилучших способов их реализации;
  • ОП-3: готовность использовать в практическом проектировании ин­новационные подходы, находить нестандартные решения инженерно-проектировочных задач, в условиях неполноты предпроектных данных;
  • ОП-4: знать и применять методы и алгоритмы решения изобретательских задач;
  • ОП-5: применять параметрические и комбинаторные методы решения изобретательских задач;
  • ОП-6: искать нестандартные методы решения профессиональных задач;
  • ОП-7: владеть методами решения изобретательских задач.

Направления подготовки

05.00.00 Науки о земле
07.00.00 Архитектура
08.00.00 Техника и технологии строительства
09.00.00 Информатика и вычислительная техника
10.00.00 Информационная безопасность
11.00.00 Электроника, радиотехника и системы связи
12.00.00 Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии
13.00.00 Электро- и теплоэнергетика
14.00.00 Ядерная энергетика и технологии
15.00.00 Машиностроение
16.00.00 Физико-технические науки и технологии
17.00.00 Оружие и системы вооружения
18.00.00 Химические технологии
19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии
20.00.00 Техносферная безопасность и природообустройство
21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия
22.00.00 Технологии материалов
23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта
24.00.00 Авиационная и ракетно-космическая техника
25.00.00 Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники
26.00.00 Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта
27.00.00 Управление в технических системах
28.00.00 Нанотехнологии и наноматериалы
29.00.00 Технологии легкой промышленности

Овчинникова Валентина Андреевна


Должность: старший преподаватель кафедры Металлорежущие станки и инструменты УрФУ

Сибиряков Виссарион Григорьевич

Кандидат технических наук
Должность: мастер ТРИЗ "Ключевые технологии ТРИЗ"

​Куликов Константин Иванович


Должность: ТРИЗ-консультант "Ключевые технологии ТРИЗ"

сертификат об окончании курса

Сертификат

Сертификат выдается при достижении 70% в итоговом прогрессе и оплате прохождения мероприятий по оценке результатов обучения с идентификацией личности.

Похожие курсы