-
19 недели
-
2 зачётных единицы
Курс ориентирован на развитие умений пользоваться инструментами теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) при поиске решений практических и профессиональных задач и осознанно генерировать идеи по совершенствованию и улучшению технических систем, используемых и создаваемых на машиностроительных предприятиях.
О курсе
Содержание курса направлено на изучение основ теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), теоретической базой которой являются законы развития технических систем. ТРИЗ – уникальный инструмент для:
- поиска нетривиальных идей;
- выявления и решения творческих проблем;
- выбора перспективных направлений развития техники, технологии и снижения затрат на их разработку и производство;
- развития творческого мышления;
- формирования творческой личности и коллективов.
Курс предназначен, прежде всего, для студентов бакалавриата, специалитета и магистратуры очной, заочной и дистанционной форм обучения всех инженерных специальностей, а также для получения дополнительных знаний сотрудниками предприятий, занимающимися разработкой нестандартного оборудования. Изучение курса будет также полезно обучающимся, не имеющим специального инженерного образования, для повышения собственного творческого потенциала, а также – людям, чья деятельность связана с продвижением технической продукции. Лекционные занятия проводятся с использованием метода «Моделирование производственных процессов и ситуаций», предусматривающего имитацию реальных условий профессиональной деятельности, конкретных специфических операций, а также моделирование соответствующего рабочего процесса и создание интерактивной модели. Полученные знания, обучающиеся смогут применять при практической реализации инновационных проектов, связанных с разработкой и производством новых изделий.
В курсе используются методологические разработки Виссариона Григорьевича Сибирякова – Мастера ТРИЗ («Ключевые Технологии ТРИЗ»), председателя совета новосибирской городской Общественной Организации ТРИЗ «Ключевые Технологии», и упоминаются методологии GEN3 TRIZ (G3: ID), которые являются разработками компании GEN3 Partners (Boston, USA), авторы: Литвин С., Любомирский А., Сигаловская И., Яковенко С.
Еженедельно обучающимся предлагается изучить содержание ключевых тем 8-ми разделов курса (прослушать тематические видео-лекции, изучить соответствующие текстовые материалы с презентациями, включающими графические схемы и рисунки, выполнить творческие учебные задания и ответить на вопросы тестов самоконтроля усвоенных знаний). По завершению освоения тем разделов курса обучающиеся выполняют проектные задания на основе соответственных графических примеров.
Итоговыми контрольными мероприятиями являются:
- итоговая курсовая/проектная работа (в соответствии с индивидуальным заданием);
- итоговое тестирование;
Требования
Особых требований для прохождения курса нет.
Программа курса
Курс состоит из пятнадцати разделов и начинается с рассмотрения вопросов процесса создания инноваций, рассмотрению критериев и уровней инновационных изделий.
В разделах будут подробно рассмотрены вопросы:
- Исследование совершенствуемого объекта через системный оператор
- Функциональное исследование совершенствуемого объекта
- Понятие идеальности системы и методы достижения идеальности
- Понятие оперативного места и оперативного времени
- Представление задач через противоречие. Формулирование противоречий
- Инструменты устранения противоречий
- Причинно-следственный анализ исходно заданных недостатков
- Вещественно-полевые ресурсы в технических система
- Функционально-идеальное свёртывание технических систем
- Алгоритмы решения изобретательских задач
- Представление задач через типовые структурные модели
- Функционально ориентированный поиск
- Основные правила вепольного анализа
- Линии жизни технических систем
Все разделы подкреплены примерами практической деятельности разработчиков курса, имеющих большое количество реализованных проектов с реальным сектором экономики.
Результаты обучения
В результате освоения курса «ТРИЗ» обучающийся будет способен:
- использовать технику организации процесса разрешения сложных проблемных ситуаций, планировать применение инструментальных средств решения изобретательских задач и контролировать эффективность их использования;
- анализировать проблемные ситуации, выявлять и ранжировать ключевые задачи, а также применять технику их ускоренного решения (как индивидуально, так и в составе рабочей группы);
- проводить анализ внутреннего функционирования совершенствуемой системы, выявлять задачи ее дальнейшего развития с применением комплекса аналитических инструментов;
- проводить анализ внешнего функционирования совершенствуемых систем, определять совокупность реализуемых ими потребительских ценностей и сравнивать их с конкурирующими системами;
- решать поставленные задачи, в том числе по прогнозированию, с использованием типовых структурных моделей, методик переноса функций, использования базовых закономерностей развития систем;
- использовать методы интуитивного, систематического и направленного поиска решения нетривиальных задач;
- строить функциональные схемы исследуемых объектов, выявлять зоны излишних затрат и решать задачи по их снижению;
- использовать основные виды информационных средств поддержки процесса решения проблемных ситуаций и практических задач на основе принципов применения баз приемов устранения противоречий, стандартных решений, указателей физических эффектов;
- работать над поиском новых идей в коллективе и понимать функции участников творческого процесса.
По окончанию и успешному прохождению итоговых мероприятий данного курса может быть получен сертификат, который не является подтверждением получения уровня подготовки утвержденного Международной Ассоциацией ТРИЗ.
Формируемые компетенции
В процессе освоения дисциплины у студентов развиваются следующие компетенции.
Универсальные (общекультурные):
- ОК-1: культура мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке целей и выбору путей их достижения;
- ОК-2: способность использовать основные законы естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин в профессиональной деятельности;
- ОК-3: способность владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией;
- ОК-4: уметь разрабатывать технические задания на проектирование нестандартного оборудования, технологической оснастки, средств автоматизации процессов.
Профессиональные:
- ОП-1: способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности, соответствующие современному уровню науки и техники;
- ОП-2: способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности используя умения и навыки практического применения естественнонаучных, математических и общеинженерных знаний их идей и методов для моделирования и анализа сложных механических систем и процессов, поиска оптимальных решений и выбора наилучших способов их реализации;
- ОП-3: готовность использовать в практическом проектировании инновационные подходы, находить нестандартные решения инженерно-проектировочных задач, в условиях неполноты предпроектных данных;
- ОП-4: знать и применять методы и алгоритмы решения изобретательских задач;
- ОП-5: применять параметрические и комбинаторные методы решения изобретательских задач;
- ОП-6: искать нестандартные методы решения профессиональных задач;
- ОП-7: владеть методами решения изобретательских задач.