наверх

Лингвистические подходы к дискурсу

  • Русский

    язык курса

  • 12 недель

    длительность курса

  • от 2 до 3 часов в неделю

    понадобится для освоения

  • 3 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

О курсе

Этот онлайн-курс представляет собой введение в лингвистический анализ дискурса — дисциплину, которая изучает языковые объекты, большие по размеру, чем предложение. Курс будет интересен студентам-филологам и лингвистам, учащимся вузов на старших курсах бакалавриата или в магистратуре. Мы узнаем, какие основные проблемы встают перед лингвистами, изучающими дискурс, и какие интересные результаты уже получены в рамках этого направления исследований.

Целью этого курса является ознакомление с тем, как лингвисты изучают дискурс — уровень языка, оперирующий языковыми объектами, большими по размеру, чем предложение. Мы обсудим основные научные проблемы, относящиеся к области лингвистических исследований дискурса, и некоторые интересные результаты, полученные в ходе таких исследований. В частности, мы:

— обнаружим аналитические перспективы, которые открываются при взгляде на язык как на деятельность;

— научимся описывать внутреннюю структуру дискурса и обсудим, от чего она может зависеть;

— узнаем, как структура дискурса может влиять на другие уровни языка — синтаксис, семантику слов и употребление грамматических категорий.

Слушатели должны владеть основными понятиями лингвистики, которые обычно излагаются в курсе «Введение в языкознание», а также обладать базовыми сведениями из области синтаксиса и семантики (например, прослушать курсы «Синтаксис современного русского языка» и «Лексикология современного русского языка». Каждую неделю будет проведена самостоятельная работа по материалам лекции — она будет проходить в формате теста или задания на взаимное оценивание.  В конце курса будет проведён экзамен в формате теста.

Формат

Курс состоит из коротких видеолекций от 10 до 15 минут, внутри которых встроены неоцениваемые вопросы. Видеолекции разделены на 10 тем. После освоения каждой темы будет представлено задание по её материалам: тест или задание на взаимное оценивание. В конце курса будет проведён экзамен в формате теста.

  1. Баранов А.Н., Г.Е.Крейдлин. 1992. Иллокутивное вынуждение в структуре диалога. - ВЯ, N 2, 84-99.
  2. Бахтин М.М. 1953/1986. Проблема речевых жанров. - М.М.Бахтин. Литературно-критические статьи. М.: Художественная литература, 428-472.
  3. ван Дейк, Т.А. 1989. Анализ новостей как дискурса. – Т.А. ван Дейк. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс, 111-160.
  4. Земская Е.А., М.В.Китайгородская, Е.Н.Ширяев. 1981. Русская разговорная речь. Общие вопросы. Словообразование. Синтаксис. М.: Наука.

Требования

Для освоения дисциплины необходим базовый курс «Введение в языкознание» или сходный по содержанию, читающийся на направлениях подготовки из группы 45.00.00 «Языкознание и литературоведение». Кроме этого, для освоения дисциплины рекомендуется знакомство с курсами, посвящёнными:

- синтаксису («Общий синтаксис» / «Синтаксис современного русского языка» / сходный по содержанию курс)

- семантике («Общая семантика» / «Семантика и лексиология» / «Семантика и лексикология современного русского языка» / сходный по содержаню курс)

Программа курса

1. Что такое дискурс?

2. Теория речевых актов

3. Лингвистическая прагматика

4.  Типология дискурса

5. Глобальная структура дискурса

6. Локальная структура дискурса

7. Дискурс и категории глагола

8. Механизм внимания в дискурсе. Падежное кодирование участников ситуации

9. Информационная структура

10. Кореференция

11. Дискурсивные маркеры

12. Итоговый экзамен

Результаты обучения

владение способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1[AK1] );

владение знаниями об истории лингвистических учений и современного состояния лингвистической науки (ОПК-3);

способность анализировать, сопоставлять и критически оценивать различные лингвистические направления, теории и гипотезы (ОПК-5);

способностью проводить самостоятельные исследования и получать новые научные результаты в области теории языка, лингвистики конкретных языков, прикладной и компьютерной лингвистики (ПК-1);

способностью проводить экспертный анализ различных типов устного и письменного дискурса с целью извлечения знаний, определения логической структуры и тональности текста, определения социолингвистических характеристик или эмоционального состояния говорящего, идентификации личности говорящего, его коммуникативных намерений и с другими прикладными целями, в том числе с целью ответа на входящие в компетенцию лингвиста вопросы при проведении экспертного исследования письменных текстов и фонограмм в процессе судопроизводства (ПК-12);

 

Формируемые компетенции

  • ПК-1 Студент способен использовать основные понятия и категории современной лингвистики в своей профессиональной деятельности;

  • ПК-2 Студент способен проводить формализацию лингвистических знаний, анализ и синтез.

Направления подготовки

Отзывы о курсе

Толдова Светлана Юрьевна

Кандидат филологических наук, Доцент
Должность: Доцент

Козлов Алексей Андреевич

Кандидат филологических наук, Доцент
Должность: Доцент

сертификат об окончании курса

Сертификат

Подробную информацию о сдаче экзамена и  получении сертификата смотрите по ссылке: https://openedu.ru/certificate/ 

Стоимость прохождения процедур оценки результатов обучения с идентификацией личности - 3600 Р.

Похожие курсы