наверх
  • Русский

    язык курса

  • 16 недель

    длительность курса

  • от 4 до 5 часов в неделю

    понадобится для освоения

  • 3 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

Online курс «Организационное поведение», подготовленный на базе НИУ ВШЭ, предоставляет возможность удаленно ознакомиться с основными подходами и результатами исследований, нацеленными на понимание поведения людей в организационной среде. Объектом внимания в рамках курса являются индивидуально-личностные, организационно-управленческие и институционально-культурные факторы, влияющие на установки и поведение людей на рабочем месте.

О курсе

Целью освоения онлайн курса «Организационное поведение» является обеспечение глубокого и разностороннего представления о предмете и основных направлениях развития исследований организационного поведения.

Задачами освоения дисциплины являются:

- анализ групп факторов, влияющих на поведение людей в организационной среде;

- формирование понимания неоднозначности социальных процессов в организации;

- представление возможных противоречий «экономических» и «социальных» аспектов управленческой деятельности;

- знакомство как с классическими теориями и концепциями, объясняющими поведение человека в организационном контексте, так и с современными направлениями российских и зарубежных исследований.

Формат

Работа над онлайн-курсом «Организационное поведение» предполагает изучение материалов видеолекций и работу с дополнительной литературой. Каждой из 10 тем онлайн-курса соответствует видеолекция общей продолжительностью до 90 минут. Лекции разделены на фрагменты от 10 до 15 минут. В конце каждой темы слушателю предлагается выполнить оцениваемое задание из тестовых вопросов. В конце онлайн-курса – экзамен в форме тестовых вопросов. 

Дополнительно в курс интегрирована онлайн игра, представляющая интерактивную имитацию процессов, связанных с ролью HR (специалиста по управлению персоналом). Игра предполагает использование основных понятий, представленных в материалах видеолекций онлайн курса.

  • Роббинз С.П. Основы организационного поведения. М.: ИД Вильямс, 2006. 
  • Балабанова Е.С. Организационное поведение: Учебно-методическое пособие. М.: «Лика», 2010.
  • Балабанова Е.С. Лидерство, власть и влияние в организации: Учебно-методическое пособие. М.: «Лика», 2010.
  • Майерс Д. Социальная психология. СПб: Питер, 2007.
  • Общая социология / Под ред. А.Г. Эфендиева. М.: Инфра-М., 2007.

Требования

Специального уровня подготовки не требуется. Более эффективно освоение курса при наличии базовых знаний в области теории и истории менеджмента, общей социологии, социальной психологии.

Программа курса

Неделя 1. Поведение человека в организации: основные виды.
Неделя 2. Личность в организации: психологические характеристики.
Неделя 3. Личность в организации: психические состояния и процессы восприятия.
Неделя 4. Ценности и установки работников в организации.
Неделя 5. Группы в организации.
Неделя 6. Лидерство в организации.
Неделя 7. Власть и влияние в организации.
Неделя 8. Организационная культура.
Неделя 9. Практики управления человеческими ресурсами в организации и поведение сотрудников.
Неделя 10. Влияние социальной макросреды на формирование организационного поведения.

Результаты обучения

После завершения этого курса слушатели

  • получат представление об основных направлениях, подходах к анализу поведения работников в организациях
  • узнают о влиянии различных факторов на конкретные виды поведения сотрудников и эффективность их трудовой деятельности
  • смогут отличить популярные, стереотипные объяснения поведения людей на рабочем месте от научно обоснованных.

Формируемые компетенции

Курс вносит вклад в формирование следующих компетенций (согласно ФГОС ВПО по направлению подготовки «Менеджмент»):

  • Владение культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-5);
  • Готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
  • Стремление к личностному и профессиональному саморазвитию (ОК-10);
  • Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12);
  • Способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-13);
  • Способность учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности (ОК-20);
  • Способность использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач (ПК-4);
  • Способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);
  • Способность участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию (ПК-13);

Направления подготовки

Отзывы о курсе

Рекомендованная литература:

  • Балабанова Е.С. Организационное поведение: учебник. М.: ИНФРА-М, 2022. – 592 с. ISBN 978-5-16-015732-0. DOI 10.12737/1048688

  • Эфендиев А. Г., Балабанова Е. С., Ребров А. В. Управление человеческими ресурсами и эффективность компаний: есть ли связь? // Российский журнал менеджмента. 2014. Т. 12. № 1. С. 39-68

  • Эфендиев А.Г., Балабанова Е.С., Ярыгина Е.О. Почему они уходят? Факторы, влияющие на намерения российских работников сменить место работы // Экономическая социология. 2012. Т. 13. № 4. С. 48-80

  • Балабанова Е.С., Деминская В.Э. Руководитель как трансформационный лидер: роль личностных качеств и управленческих практик // Российский журнал менеджмента. 2017. Т. 15. № 3. С. 263-288

  • Балабанова Е.С., Эфендиев А.Г. «Голос» работника в российских бизнес-организациях: концептуализация и результаты эмпирического анализа // Мир России: Социология, этнология. 2015. Т. 24. № 3. С. 61-87

  • Балабанова Е.С., Боровик М.Э., Деминская В.Э. «Враждебное» поведение руководителя: проявления, предпосылки и последствия // Российский журнал менеджмента. 2018. Т. 16. № 3. С. 309-336

  • Балабанова Е.С., Баранова Д.А., Деминская В.Э. Надролевое поведение работника: проявления, предпосылки и последствия // Вестник СПбГУ. Социология. 2017. Т. 10. Вып. 2. С. 185–200

  • Эфендиев А.Г., Балабанова Е.С., Любых Ж.С. Участие российских работников в процессе принятия решений в отечественных и иностранных компаниях // Социологические исследования, 2014. № 12. С. 41-50

  • Балабанова Е. С., Эфендиев А. Г., Гоголева А. С., Сорокин П. С. Инновационное поведение сотрудников российских и иностранных компаний // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2019. Т. 12. Вып. 3. С. 215–233

  • Попкова К.В., Балабанова Е.С. Мотивация труда творческих работников: нормативные представления и реальность трудовой жизни // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2021. № 3. С. 290-315

Балабанова Евгения Сергеевна

Доктор социологических наук, Профессор
Должность: Профессор кафедры общей социологии Департамента социологии, заместитель директора Центра исследований социальной организации труда и деловой сферы, Факультет социальных наук

Сертификат

Стоимость доступа ко всем материалам курса, возможности пройти экзамен с прокторингом и получить сертификат составляет 3600 рублей.

Сертификат участника обычно выдается при достижении 60% от общего рейтинга при условии сдачи работ до жесткого дедлайна. Сертификат с отличием, как правило, выдается при достижении 90% от общего рейтинга при условии сдачи работ до мягкого дедлайна.

Похожие курсы