наверх

Язык, культура и межкультурная коммуникация

  • Русский

    язык курса

  • 15 недель

    длительность курса

  • 3 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

О курсе

Предлагаемый курс лекций раскрывает проблемы международной и межкультурной коммуникации с особым вниманием к тем изменениям в жизни человечества, которые вызваны главными современными процессами: научно-технической революцией, предоставившей небывалые возможности для общения людей, и глобализацией как ее следствием.

Новые условия жизни, с одной стороны, дают новый взгляд на роль национальных языков и культур, в том числе и как одного из главных препятствий на пути глобализации, а с другой стороны, по-новому раскрывают как их сущность, так и их влияние на человека, одновременно творца и творения родного языка и культуры.

Цель изучения курса

  1. Подготовить слушателей к эффективному межкультурному и международному общению.
  2. Способствовать оптимальному формированию языковой и межкультурной компетенции.

Задачи курса:

  1. Разъяснить и обосновать особую актуальность проблем межкультурной коммуникации в современную эпоху.
  2. Определить соотношение языка и культуры, их роль в межкультурной коммуникации вообще и в преподавании иностранных языков в особенности.
  3. Определить факторы, способствующие межкультурной коммуникации и затрудняющие ее.
  4. Раскрыть особую роль сопоставительного изучения языков и культур.
  5. Выявить скрытые трудности речепроизводства и коммуникации с особым вниманием к 1) коммуникационным или лексико-фразеологическим ограничениям, регулирующим пользование языком, 2) ложной «эквивалентности» слов разных языков, обусловленной различиями культурных представлений о предметах и явлениях реальности, 3) национально обусловленным различиям в сфере реального речевого использования языковых единиц (узус).

Формат

Форма обучения заочная (дистанционная)
Еженедельные занятия будут включать просмотр тематических видео-лекций и выполнение тестовых заданий с автоматизированной проверкой результатов.
Важным элементом изучения дисциплины является написание творческих работ в формате сочинения-рассуждения по заданным темам, которое должно содержать полные развернутые ответы, подкрепленные примерами из лекций и/или личного опыта, знаний или наблюдений.
В открытом доступе вы можете ознакомиться с видеолекциями первых двух недель, остальные материалы станут доступны после оплаты курса. 

Требования

Курс является общеобразовательным, не требует специальной подготовки и рассчитан на широкую аудиторию слушателей.

Рабочие языки курса: русский. 

Программа курса

Курс состоит из 10 лекций:

  1. Обоснование курса. Определение терминов-понятий.
  2. Барьеры на пути коммуникации: языковой и культурный.
  3. Преодоление барьеров. Преподавание и изучение иностранных языков. Перевод. Комментирование
  4. Соотношение языка и культуры. Язык – зеркало, хранитель, орудие культуры.
  5. Война и мир языков и культур.
  6. Язык, культура и национальный характер.
  7. Язык и идеология.
  8. Язык, культура и национальная безопасность.
  9. Судьбы национальных языков и культур в эпоху глобализации.
  10. Глобальный язык. Чем этот статус грозит его носителям – англоязычным народам.

Результаты обучения

Знания

По итогам обучения слушатели курсов должны:

  • иметь представление о культурологическом, вернее, культурно-антропологическом взгляде на человека, его образ жизни, идеи, взгляды, обычаи, систему ценностей, восприятие мира – своего и чужого;
  • знать, как культура – посредством языка – влияет на поведение человека, его мировосприятие, его жизнь;
  • знать, что изучение языка как средства межкультурной международной коммуникации невозможно без одновременного самого пристального изучения мира и культуры того народа, который использует этот язык для повседневного, реального и естественного общения;
  • осознать важность соизучения иностранных языков и культур с родным языком и культурой как необходимого условия эффективности международного общения.

Умения

По итогам обучения слушатели курсов должны уметь лучше, эффективнее, успешнее общаться на родном и иностранном языке при условии понимания:

  • взаимосвязи, взаимовлияния и взаимодействия языка и культуры;
  • роли языка и культуры как, с одной стороны, барьеров, разделяющих народы и, с другой стороны, – щитов, защищающих национальную самобытность, идентичность народов;
  • той огромной роли, которую язык и культура играют в жизни человека, в его поведении и общении с другими людьми – носителями других языков и других культур.

Формируемые компетенции

В результате изучения дисциплины у студентов формируются следующие общепрофессиональные компетенции:
37.00.00 Психологические науки
На уровне бакалавриата:
37.03.02 Конфликтология

  • ® способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (OK-6);
  • способность проводить исследования по проблемам конфликтного и мирного взаимодействия в обществе, анализировать конфликт и мир с использованием различных методологических и теоретических подходов, выявлять элементы конфликтов и мира, определять детерминирующие факторы и закономерности конфликтного и мирного взаимодействия (ПК-2);

На уровне магистратуры:
37.04.02 Конфликтология

  • готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);
  • способностью разрабатывать социальные программы, снижающие уровень конфликтогенности в социальных сообществах и укрепляющие систему безопасности, расширяющие пространство мирного взаимодействия (ПК-11);
  • способностью разрабатывать социальные проекты, направленные на укрепление социально-партнерских отношений в социально-трудовой сфере и обществе в целом (ПК-12).

39.00.00 Социология и социальная работа
На уровне бакалавриата:
39.03.01 Социология

  • готовность K саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (OK-3);
  • способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые и профессионально профилированные знания основ философии и социально-гуманитарных наук (ОПК-2);

На уровне магистратуры:
39.04.01 Социология

  • способность и готовность использовать знание методов и теорий социальных M гуманитарных HAYK при осуществлении — экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности (ПК-8).

41.00.00 Политические науки и регионоведение
На уровне бакалавриата:

41.03.01 Зарубежное регионоведение

  • способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народов России и зарубежья, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (OK-3);
  • способность учитывать характер исторически сложившихся социальноэкономических, политических и правовых систем при рассмотрении особенностей политической культуры и менталитета народов региона специализации (ОПК-6);
  • способность описывать общественно-политические реалии стран(ы) региона специализации с учетом их (ее) лингвострановедческой специфики (ПК-4);

На уровне магистратуры:
41.04.01 Зарубежное регионоведение

  • готовность K работе в многонациональном и поликультурном коллективе, проявлять толерантное отношение к межкультурным и межрелигиозным различиям (OK-4);
  • способность объяснять причины возникновения и исторической динамики основных региональных конфликтов, предлагать научно обоснованные рекомендации по их деэкскализации и урегулированию (ОПК-3);
  • способность учитывать в практической и исследовательской деятельности этнокультурные, этноконфессиональные и этнопсихологические параметры, определяющие менталитет населения различных регионов мира (ОПК-4).

42.00.00 Средства массовой информации и информационнобиблиотечное дело
На уровне бакалавриата:

42.03.02 Журналистика

  • способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-7);
  • способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры c применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-22);

На уровне магистратуры:
42.04.02 Журналистика

  • готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-2);

43.00.00 Сервис и туризм
На уровне бакалавриата:

43.03.03 Гостиничное дело

  • готовность к сервисной деятельности в соответствии с этнокультурными, историческими и религиозными традициями, к выявлению потребностей потребителя, формированию гостиничного продукта, развитию клиентурных отношений (ПК-6);

На уровне магистратуры:
43.04.03 Гостиничное дело

  • готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-2);

44.00.00 Образование и педагогические науки
На уровне бакалавриата:

44.03.01 Педагогическое образование

  • способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3);
  • готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6);

На уровне магистратуры:
44.04.01 Педагогическое образование

  • готовность взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия (ОПК-3);
  • способностью изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения (ПК-17);
  • способностью разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций (ПК-19);

45.00.00 Языкознание и литературоведение
На уровне бакалавриата:

45.03.02 Лингвистика

  • способность ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и учитывать ценностно-смысловые ориентации различных — социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме (ОК-1);
  • способность руководствоваться принципами культурного релятивизма и этическими нормами, предполагающими отказ от этноцентризма и уважение своеобразия иноязычной культуры и ценностных ориентаций иноязычного социума (ОК-2);
  • владение навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов (ОК-3);
  • готовность K работе в коллективе, социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых HOPM, проявлять уважение к людям, нести ответственность за поддержание доверительных партнерских отношений (ОК-4);
  • владение культурой мышления, способность к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеет культурой устной и письменной речи (ОК-7);
  • способность применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для своего интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования (OK-8);
  • способность K осознанию своих прав и обязанностей как гражданин своей страны; готовность использовать действующее законодательство; готовность и стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (OK-10);
  • готовность к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; способность критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства саморазвития (ОК-11);
  • способность к пониманию социальной значимости своей будущей профессии, владение высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12);
  • владение этическими и нравственными нормами поведения, принятыми в инокультурном социуме; готовность использовать модели социальных ситуаций, типичные сценарии взаимодействия участников межкультурной коммуникации (ОПК-4);
  • готовность преодолевать влияние стереотипов и осуществлять межкультурный диалог в общей и профессиональной сферах общения (ОПК9);
  • способность оценивать качество исследования в своей предметной области, соотносить новую информацию с уже имеющейся, логично и последовательно представлять результаты собственного исследования (ОПК17);
  • владение необходимыми интеракциональными и контекстными знаниями, позволяющими преодолевать влияние стереотипов и адаптироваться к изменяющимся условиям при контакте с представителями различных культур (ПК-16);
  • способность моделировать возможные ситуации общения между представителями различных культур и социумов (ПК-17);

На уровне магистратуры:
45.04.02 Лингвистика

  • способность ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и учитывать ценностно-смысловые ориентации  различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме (ОК-1);
  • способность руководствоваться принципами культурного релятивизма и этическими нормами, предполагающими отказ от этноцентризма и уважение своеобразия иноязычной культуры и ценностных ориентаций иноязычного социума (ОК-2);
  • владение навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов (ОК-3);
  • готовность к работе в коллективе, социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых HOPM, проявлять уважение к людям, нести ответственность за поддержание доверительных партнерских отношений (ОК-4);
  • владение культурой мышления, способность к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеет культурой устной и письменной речи (ОК-8);
  • способность применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для CBOETO интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования (ОК-9);
  • способность к пониманию социальной значимости своей будущей профессии, владение высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-16).
  • владение этическими и нравственными нормами поведения, принятыми в инокультурном социуме (ОПК-10);
  • готовность преодолевать влияние стереотипов и осуществлять межкультурный диалог в общей и профессиональной сферах общения (ОПК9);

46.00.00 Истрия и археология
На уровне бакалавриата:

46.03.01 История

  • способность к разработке информационного обеспечения историкокультурных и историко-краеведческих аспектов в тематике деятельности организаций и учреждений культуры (ПК-14);

На уровне магистратуры:
46.04.01 История

  • способность к разработке информационного обеспечения историко-культурных и историко-краеведческих аспектов в тематике деятельности организаций и учреждений культуры (ПК-13);

47.00.00 Философия, этика и религиоведение
На уровне бакалавриата:

47.03.01 Философия

  • способность к планированию, организации и управлению своей профессиональной деятельностью и работой различных коллективов (ПК-9);

На уровне магистратуры:
47.04.01 Философия

  • готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-5);

51.00.00 Культуроведение и социокультурные проекты
На уровне бакалавриата:

51.03.01 Культурология

  • способность применять культурологические знания в профессиональной деятельности и социальной практике (ОПК-2);
  • способность выполнять консультативные функции в социокультурной сфере (ПК-8);

На уровне магистратуры:
51.04.01 Культурология

  • способность применять культурологические знания в профессиональной деятельности и социальной практике (ОПК-2);
  • способность строить межличностные и межкультурные коммуникации, владение навыками и приемами профессионального общения (ОПК-5).

На уровне подготовки кадров высшей квалификации направлений
37.00.00 Психологические науки, 39.00.00 Социология и социальная
работа, 41.00.00 Политические науки и регионоведение, 42.00.00 Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело, 43.00.00 Сервис и туризм, 44.00.00 Образование и педагогические науки,45.00.00 Языкознание и — литературоведение, 46.00.00 Истрия и археология, 47.00.00 Философия, этика и религиоведение, 51.00.00 Культуроведение и социокультурные проекты у аспирантов формируется следующая универсальная компетенция:

  • способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерирование новых идей при решении исследовательских и практических задач, B том числе в междисциплинарных областях (УК-1). 

Направления подготовки

Отзывы о курсе

Контактная информация:

Почтовый адрес: 119234, Москва, Ломоносовский пр. д. 27 корп. 1, комната Г-729
Телефон: +7 (495) 938-21-39
Емейл тех.поддержкиsupport@distant.msu.ru

Тер-Минасова Светлана Григорьевна

Доктор филологических наук, заслуженный профессор МГУ имени М.В. Ломоносова
Должность: заслуженный профессор МГУ имени М.В. Ломоносова, президент факультета иностранных языков и регионоведения МГУ, заведующая кафедрой теории преподавания иностранных языков

Сертификат

Электронный сертификат слушателю выдается при достижении 41% от итоговой оценки за курс и успешной итоговой аттестации. Сертификат с отличием, как правило, выдается при достижении 82% от итоговой оценки за курс и успешной аттестации с баллом за итоговый тест от 82%.

Сертификат участника обычно выдается при достижении 60% от общего рейтинга при условии сдачи работ до жесткого дедлайна. Сертификат с отличием, как правило, выдается при достижении 90% от общего рейтинга при условии сдачи работ до мягкого дедлайна.

Похожие курсы