наверх

Нарративная медицина

  • Русский

    язык курса

  • 12 недель

    длительность курса

  • 3 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

О курсе

Нарратив, определяемый как самостоятельно созданное повествование о некотором множестве взаимосвязанных событий, представленное читателю или слушателю в виде последовательности слов или образов, ценен для представителей гуманитарных наук. В последние три десятилетия ценность нарратива была осознана и в медицине. Медицина, рассматриваемая как историко-культурологический феномен, проявляет такие типичные нарративные черты, как темпоральность, сингулярность, причинность/случайность, интерсубъективность и, безусловно, этичность. 
Целью настоящего курса является определение места нарративной медицины в системы современных медицинских знаний, а также определение круга проблем, которые могут быть решены с помощью нарративной практики. 
Курс состоит из трех тематических блоков: 1) константы и переменные нарративной медицины; 2) происхождение нарративной медицины; 3) современная нарративная медицина.
В курсе предполагается рассмотреть следующие теоретические проблемы. Темпоральность (Temporality). Время в медицине. Время – необходимая медицинская координата в диагностике, профилактике, применении паллиативных средств или лечении. Сингулярность (Singularity). Пространство медицины. Логика познания в медицине. Определение пространства медицины. Принцип единичного (неповторимого, уникального) в медицине. Причинность/случайность (Causality/contingence). Фабулизация во взаимотношениях врача и пациента. Множественность фабул пациента. Интерсубъективность (Intersubjectivity). Коммуникативное объединение в медицине. Трансформирующий характер медицинских коммуникаций. Типы медицинских коммуникаций. Этичность (Ethicality). Граница между здравоохранением и литературоведением. Нарратив как форма этической теории.
В практической части курса (семинарские занятия) студентам предлагается написать несколько творческих работ по историческим и культурологическим материалам, связанным с медициной. Одна из творческих работ затрагивает проблемы искусственного интеллекта в морально-этическом поле медицинских знаний.
 

Формат

Форма обучения заочная (дистанционная).
Еженедельные занятия будут включать просмотр тематических видео-лекций и выполнение тестовых заданий с автоматизированной проверкой результатов.
Важным элементом изучения дисциплины является участие в обязательном задании - семинар.
В открытом доступе вы можете ознакомиться с видеолекциями первых двух недель, остальные материалы станут доступны после оплаты курса. 

Требования

Курс является общеобразовательным, и рассчитан на широкую аудиторию слушателей.

Программа курса

Тема 1. Введение. Медицинское использование нарративного подхода в узком и широком понимании.
Определение места нарративной медицины в системе современных медицинских знаний. Теоретическое осмысление с точки зрения философии. Значение экзистенциализма. Серен Кьеркегор (1813–1855). Кризис теоретической медицины. Утрата индивидуализации клинического подхода. Нарастание стандартизации в медицинских услугах. Вклад отечественных и зарубежных мыслителей в решение проблемы. Математики, логики и философы XX века, внесшие вклад в становление нарратологии: Бертран Артур Уильям Рассел, (Bertrand Arthur William Russell, 1872—1970), Нобелевская премия (1950); Людвиг Йозеф Иоганн Витгенштейн (Ludwig Josef Johann Wittgenstein,1889—1951); Карл Теодор Ясперс (Karl Theodor Jaspers; 1883—1969); Мартин  Хайдеггер (Martin Heidegger;1889—1976); Эдмунд Густав Альбрехт Гуссерль (Edmund Gustav Albrecht Husserl; 1859—1938). 

Тема 2. Язык медицины и феномен болезни – понятийные проблемы.
Представители русских школ филологов и лингвистов, определившие развитие нарратологии (В. Шкловский, Б. Томашевский, В. Пропп, М. Бахтин, В. Волошинов, Ю. Лотман, Б. Успенский). Особенности нарративного подхода в медицине. Нарративное направление как следствие протеста против дегуманизации медицины. Проблема влияния болезни на жизнь человека. Определения констант и переменных нарративной медицины. Литературоведческий подход в медицине. Нарратив как форма этической теории. Определение нарративной этики. Этические координаты нарратива в медицине. Понятия долга, доверия. Нарратив как жанр жизнеописания пациента. Принцип «выразить что-то, значит сделать навсегда и ответственно» в медицине. Нарратив как обязательство. Врач-слушатель как союзник пациента. Примеры. 

Тема 3. Константы нарративной медицины.
Темпоральность (Temporality) и сингулярность (Singularity) нарративной медицины. Определение и место нарратива в медицине. Работы Риты Шэрон. Время в медицине. Время – необходимая медицинская координата в диагностике, профилактике, применении паллиативных средств или лечении. Время как незаменимая составляющая лечебных отношений: время выслушать, время определить, время вылечить. Мера времени в медицине. Медицинское время как физический фактор. Теория хронона Вейника. Время проявления и осознания болезни. Противоречие медицинской практики и системы здравоохранения. Пространство медицины. Логика познания в медицине. Определение пространства медицины. Принцип единичного (неповторимого, уникального), коррелятивный нарративному знанию. Проблема обобществления болезни пациента. Примеры из медицинской практики. 

Тема 4. Переменные нарративной медицины.
Причинность, случайность и интерсубъективность (Causality, contingence, intersubjectivity). Фабулизация во взаимоотношениях врача и пациента. Множественность фабул пациента. Поиск причинности и опасная неизвестность. Врачебный дар фабулизации. Дифференцированный диагноз как результат серии креативных фабулизаций. Востребованность дара фабулизации. Историко-медицинские примеры. Коммуникативное объединение в медицине. Трансформирующий характер медицинских коммуникаций. Типы медицинских коммуникаций. Акт рассказывания или написания как нападение. Модель искреннего диалога. Словесная реализация терапевтических отношений. Роль текстов во взаимоотношениях врача и пациента. Параллелизм медицины и литературы. Примеры. 

Тема 5. Болезни древних людей.
Построение нарратива на основе древних останков. Виды разложения мертвого тела. Естественная мумификация. Особые случаи сохранения мертвых тел. Реконструкция образа как медицинский нарратив. Человек из Гроболле – диагноз как нарратив. Понятие о лице болезни. Кости как источник наррации. Работы Д.Г. Рохлина. Кости как консерванты древних болезней. Палеопатология как часть нарративной медицины. Статистика древних болезней. Ошибки нарративного подхода к болезням древних людей. Работа Р. Вирхова. Реализация медицинского нарратива в культуре. Пациент Люси – 3 млн лет. Тирольский ледяной человек – 5 тыс. лет. Принцесса Укока – IV век до н.э. Успехи современной медицины и построения нарратива болезней древних людей. Ассоциативная идеологизация медицинского знания. Государство – дом для граждан, тело – дом для органов. Человеческое тело как общество. Физическая механика социальной жизни. Вклад французских просветителей. Общество – коллективная телесность. Тело и диктатура – реализация на практике во времена Французской революции. Болезнь Марата. История власти как история болезни государственного организма. Правители – врачи или опекуны? Иоанн Грозный и зарождение аптекарского дела в России. Первая царская аптека. Аптекарский приказ. А.П. Чехов  «Врачебное дело в России». Нарративность Смутного времени. Чем болели Борис Годунов и принц датский? Медицинские реформы Петра 1. Александр Македонский как пациент. Мультивалентность медицинского нарратива Александра. Современное состояние проблемы. 

Тема 6. Болезни в поэтических образах.
Почему поэтические тексты интересны в нарративной медицине? Значение философии Платона для определения поэтического медицинского нарратива. Мультивалентность поэтического образа болезни. Вклад сэра Уильяма Ослера (William Osler, 1849–1919). Поэзия аптекаря Джона Китса (1795–1821). «Последние песни» и болезнь Н.А. Некрасова (1821–1878). Факторы эмоциональной диспропорции поэта с хронической болезнью. Ограничения для формирования медицинского нарратива в стихах. Схема поэтического образа хронической болезни. Образ подагрика в произведениях античного поэта Лукиана из Самосаты (ок. 120—после 180 гг. н.э.) Острая форма болезни. Схема поэтического образа острой болезни. Поэтические образы стенокардии. Сердечные болезни в поэзии И.Ф. Анненского (1855-1909),А. Ахматовой (1889-1966), И. Бродского (1940-1996),Б.Л. Пастернака (1890-1960). Природная стихия как отношение к болезни поэтов разных национальностей. «Черный человек» Сергея Есенина и хокку от японского врача-поэта Мидзухара Сюоси (1892–1981). 

Тема 7. Болезни в прозе.
Схема различных вариантов отражения болезней в прозаических произведениях. Работа Л.Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича» и ее анализ Г.А. Захарьиным. Вклад А.П. Чехова в описание переживаний пациента. Вариант 1, или «врач – автор произведения». Проблема врачей-писателей. Нарративность словаря «Врачи-писатели» Л.Ф. Змеева (1832–1901. Вариант 2, или «врач – читатель прозы». Ретроспективная диагностика. Анализ шутки в одном действии А.П. Чехова «Предложение». Общедоступность ретроспективной диагностики. Соотношение художественного и медицинского в произведении. Болезнь как метафора (по Сонтаг, 1977). 

Тема 8. Болезнь как метафора.
Метафоричность медицинского языка. Примеры. Использование метафор в описании болезней. Наиболее распространенные медицинские метафоры. Медицинские метафоры в быту и профессиональной деятельности. Словарь «Врачи-писатели» Л. Змеева – современное переосмысление. Фактор времени и пространства в метафоре болезни. Работы С. Сонтаг. Туберкулез в «Волшебной горе» (1924) Томаса Манна (1875-1955). Злокачественные новообразования в «Раковом корпусе» (1963-66) А.И. Солженицына (1918–2008). Сравнительная характеристика романов Манна и Солженицына. Оценка слушателей наиболее распространенным медицинским метафорам. 

Тема 9. Изобразительный и музыкальный нарративы в медицине.
Изображения как метафора болезни. Создание изобразительного медицинского нарратива – путь к лечению. Вклад Пифагора во врачевание музыкой. Мировая струна. Современные теория восприятия музыки. Гармония по Гансу Кайзеру. Биологические основы восприятия музыки. Гипотезы музыкального языка. Вероятностная модель языка В.В. Налимова (1910–1996). Искусственные языки. Конструирование языков. Язык сольресоль. Музыкотерапия. А есть ли «эффект Моцарта»? Лечение музыкой. 

Тема 10. Нарративность медицинской практики.
Болезнь как феномен человеческой жизни. Обживаемый сюжет болезни. Нарратив в качестве «оценочного листа» болезни. Проблемы использование нарратива в практической медицине. Неприятие нарратива врачами. Нарративные черты судебной медицины. Судебно-медицинский эксперт как нарратор. Примеры. Дела Марфы Собакиной, документы Аптекарского приказа, Боярский суд. Влияние медицинского нарратива на общественную жизнь. Появление аптек в России как следствие нарративного подхода к медицинским проблемам. Мултанское жертвоприношение. Творчество В.Г. Короленко (1853–1921) и Мултанское дело. Писатель Л.Н. Андреев (1871–1919) как судебный репортер. Связь с творчеством. Дело Скитских. Этичность медицинского нарратива. 

Тема 11. Феномен симуляции болезни.
Феноменологический подход к симуляции болезни. Значение работ Эдмунда Гуссерля (1859-1938) для нарративной медицины. Условия самомоделирования болезни. Виды и типы симуляции болезни. Проявления сингулярности, интерсубъективности и темпоральности в симуляции.  Стандартное и нарративное определения симуляции. Определение симуляции в терминах нарративной медицины. Цель симуляции болезни. Симуляция как языковая ошибка составления медицинского нарратива. Пути проявления. Средства художественной изобразительности, нарративность и  симуляция. Примеры. Рассказ «Мысль» Леонида Андреева. 

Тема 12. Цифровизация и искусственный интеллект в нарративной медицине.
Седая древность числа и цифры в медицине. Вклад пифагореизма в развитие науки. Первые логические машины.  Парацельс как представитель первых «исчисляющих» медиков. Альберт Великий и механический слуга. Проблема перевода физиологических параметров в декартовы координаты. Анатомические изображения как цифровые срезы. Грегор Мендель как первый применивший подход Big Data в генетики. От механического льва Леонардо до медицинского робота Da Vinci. Вклад Н.И. Пирогова в будущую цифровизацию медицины. Оцифровка основных параметров организма человека – проблемы и перспективы. Слабый и сильный пласты искусственного интеллекта в медицине. Различные «угодья» освоения медицинского пространства искусственным интеллектом. Медицинская робототехника – направления и развитие. Роботы Карела Чапека. Три закона робототехники А. Азимова как ключевой этап в применении искусственного интеллекта в медицине. Нарративность медицины как движущая сила стратегических путей развития искусственного интеллекта. 

Результаты обучения

Знать:

  • основные этапы и общие закономерности культурологического становления и развития врачевания и медицины в различных странах мира с древнейших времен до нашего времени;
  • отличительные черты развития врачевания и медицины в различных исторических периодах и культурных пластах;
  • достижения и новации русских писателей в области взаимоотношений пациент-врач в процессе поступательного развития отечественной духовной культуры;
  • вклад выдающихся деятелей искусства и культуры мира в переосмысление медицинской практики.

Владеть:

  • актуальной проблематикой современной медицины;
  • стратегическими подходами к решению основных гуманитарных вопросов теоретической медицины;
  • навыками ведения дискуссий и диспутов по важнейшим вопросам современной медицины;
  • навыками использования в своей профессиональной деятельности и бытовом общении знаний по истории медицины, философии естествознания, культуры и врачебной этики, приобретенные в процессе обучения.

Уметь:

  • анализировать исторический материал и ориентироваться в историческом процессе поступательного развития врачевания и медицины от истоков до современности;
  • понимать логику и закономерности развития медицинской мысли и деятельности на различных этапах истории человечества и применять эти знания в своей практике и быту;
  • постоянно совершенствовать и углублять свои знания о путях соприкосновения истории, философии и культуры с медицинской практикой;
  • стремиться к повышению своего культурного уровня;
  • достойно следовать в своей деятельности идеям гуманизма и общечеловеческих ценностей.

Формируемые компетенции

УК-5. Способность в контексте профессиональной деятельности использовать знания об основных понятиях, объектах изучения и методах естествознания
УК-6. Способность анализировать и оценивать философские проблемы для формирования мировоззренческой позиции
ОПК-4. Способность и готовность реализовать этические и деонтологические принципы в профессиональной деятельности
 

Направления подготовки

Знания

 

Умения

 

Навыки

 

Отзывы о курсе

Логинов Василий Анатольевич

Доктор медицинских наук
Должность: профессор кафедры экологической и экстремальной медицины МГУ имени М.В. Ломоносова

Похожие курсы