наверх

Цифровая морская археология

  • Русский

    язык курса

  • от 14 до 18 недель

    длительность курса

  • от 2 до 4 часов в неделю

    понадобится для освоения

  • 2 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

Курс позволит познакомить слушателей с основными этапами формирования морской археологии как научной субдисциплины. Он направлен на формировании у слушателей базовых знаний из области морских археологических исследований как на современном этапе, так и в прошлом.

О курсе

Задачи курса:

  • сформировать знания и практические навыки по истории морской археологии;
  • дать основы теоретических проблем дисциплины ;
  • сформировать профессиональные компетенции в области научно-исследовательской работы в области морской археологии;
  • приобрести навыки работы в библиотеке, поиска необходимой информации в библиотечных и электронных каталогах, в сетевых ресурсах;
  • приобрести навыки подготовки обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографии по тематике исследований различных аспектов морской археологии;
  • овладеть элементарными методами исторического познания;
  • усвоить навыки работы с различными источниками исторической информации.

Требования

Курс опирается на школьный курс «Истории».

Программа курса

Раздел 1. История морской археологии

  1. Введение: предмет, цель и задачи курса, основные категории и понятия
  2. Ранние исследования (с древнейших времен до конца XIX в.)
  3. Зарождение подводной археологии (1900-1930-е гг.)
  4. Создание акваланга и работы первого поколения подводных археологов (конец 1940-х – 1960-е гг.)
  5. Морские и подводные археологические исследования в 1970-2010-х гг.

 Раздел 2. Теоретическая основа морской археологии

  1. Классическая и процессуальная археология
  2. Антропология кораблекрушений. Морской культурный ландшафт.
  3. Теории процесса формирования морских археологических памятников

 Раздел 3. Основные направления полевых исследований в морской археологии

  1. Археология затопленных ландшафтов континентального шельфа
  2. Археология заболоченных участков и озёрных поселений
  3. Глубоководная археология
  4. Археология портов и гаваней
  5. Корабельная археология и археология кораблекрушений. Эксперимент в морской археологии.

 Раздел 4. Особенности археологических исследований под водой

  1. Организация работ под водой
  2. Гидроакустчиеские методы дистанционного обследования
  3. Геофизические методы дистанционного обследования
  4. Методы визуального обследования
  5. Подводные раскопки. Выводы к курсу.

 

Формируемые компетенции

  • ПК-1 – способен к анализу и обобщению результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов;
  • ОПК-3 – способен использовать в исторических исследованиях тематические сетевые ресурсы, базы данных, информационно-поисковые системы;
  • ПК-3 – способен владеть современными методологическими принципами и методическими приемам исторического исследования;

Направления подготовки

Знания

  • знать историю морской археологии: цели и задачи ее изучения;
  • знать современные взгляды и оценки методологических основ морской археологии;
  • знать основные этапы и закономерности развития морского дела в прошлом;
  • знать понятия и классификации исторического источника;
  • знать основные методы получения исторического знания;

Умения

  • анализировать и излагать в наиболее общих чертах историю морской археологии;
  • проводить хронологические параллели между конкретными историческими процессами;
  • выделить историческую информацию, необходимую для решения той или иной проблемы, выбрать соответствующий источник;
  • сделать вывод и сформулировать решение проблемы на основе анализа как имеющейся ситуации, так и дополнительно собранной информации;
  • самостоятельно выявлять и раскрывать причинно-следственные связи между историческими явлениями и событиями;
  • давать оценку историческим явлениям, обосновывать свое отношение к историческим событиям и их участникам, творениям культуры;
  • обоснованно высказывать суждения о дискуссионных проблемах морской археологии;
  • увязать полученные знания с проблемами современного развития Мира и России (экономическая, культурная, социальная, политическая жизнь и т.д.).

Навыки

  • выявления и постановки актуальных проблем истории;
  • работы со специальной литературой по научной проблеме;
  • публичных выступлений;
  • формирования собственных оценок исторического процесса и современности;
  • анализа и описания исторических фактов.

Курс разработан в рамках реализации Cоглашения с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации о предоставлении из федерального бюджета грантов в форме субсидий № 2020-11-МП-0001-ОК 228

Вахонеев Виктор Васильевич

Кандидат исторических наук.
Должность: Директор научно-образовательного центра «Археологические исследования» Севастопольского государственного университета, и.о. старшего научного сотрудника группы подводной археологии Института истории материальной культуры РАН.

Похожие курсы