наверх

История России. Часть 1

  • Русский

    язык курса

  • 11 недель

    длительность курса

  • от 4 до 5 часов в неделю

    понадобится для освоения

  • 2 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

Дисциплина «История России» относится к циклу обязательных дисциплин. Основной принцип репрезентации учебного материала в курсе - содержательная вариативность и разноформатность интерактивных заданий.

О курсе

В этом курсе благодаря материалам ведущих специалистов СПбПУ Вы познакомитесь с насыщенной историей России во всём её многообразии. Вас ждут уникальные лекции, лонгриды, подкасты, онлайн-тренажеры и многое другое.

Содержание онлайн-курса «История России» соответствует «Концепции преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки, реализуемых в образовательных организациях высшего образования» (утверждена Экспертным советом по развитию исторического образования 15.02.2023 г.) и базовому учебно-методическому комплексу дисциплины (модуля) «История России». Первая часть курса охватывает историю российского государства с IX до XX века и предлагает тщательно подобранный и проиллюстрированный фактический материал, который сформирует цельный образ истории с пониманием ее специфических проблем, позволит синхронизировать российский исторический процесс с общемировым, а также развить умения работы с историческими источниками и научной литературой.

Наряду с анализом актуальных вопросов российской истории онлайн-курс даст представления об оценках исторических событий и явлений, позволит выработать навыки критического мышления (умения определять и обосновывать свое отношение к историческим и современным событиям, их участникам).

Формат

Основной принцип репрезентации учебного материала в курсе - содержательная вариативность и разноформатность интерактивных заданий: 

  • курсы в курсе: дополнительные небольшие модули ( на данный момент доступен модуль по истории культуры)
  • сочетание оригинальных интерактивных заданий и общедоступных виртуальных музеев;
  • визуализация за счет оригинальных иллюстраций, связывающих все дополнительные (не обязательные к выполнению) интерактивные задания в один сюжет. Своего рода исторический графический роман; 
  • динамические карты на каждый урок;
  • биографические подкасты по каждому уроку;
  • лонгриды – по историографическим дискуссиям или сложным теоретическим вопросам;
  • видео лекции с ориентацией на освещение истории России с разных ракурсов.
  • История России с древнейших времен до начала ХХ века: учеб. пособие / под ред. А.Э. Алакшина, С.В. Кулика, С.Б. Ульяновой, 2019
  • История России. Новейшая и современная история: учеб. пособие / под ред. С.В. Кулика, С.Б. Ульяновой, А.Э. Алакшина, 2020
  • Российское историческое общество https://historyrussia.org

Программа курса

Модуль 1. Теоретические вопросы курса. История Руси, России в IX-XVII вв.

1.1. Общие вопросы курса

1.2. Народы и государства на территории совре-менной России в древности. Русь в IX — первой трети XIII вв.

1.3. Русь в XIII–XV вв.

1.4. Русь в XIII–XV вв.

Модуль 2: Россия в XVIII-XIX вв.

2.1. Россия в XVIII в.

2.2. Российская империя в XIX в.

Результаты обучения

Планируемые результаты изучения дисциплины

знания:

  • основные направления, проблемы, теории и методы истории;
  • движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества;
  • различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории;
  • основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

умения:

  • логически мыслить, вести научные дискуссии;
  • работать с разноплановыми источниками;
  • осуществлять эффективный поиск информации и критики источников;
  • получать, обрабатывать и сохранять источники информации;
  • преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
  • формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
  • извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения.

навыки:

  • определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории, опираясь на знание мировой и российской истории, социокультурных традиций России и мира
  • оценочной деятельности (умения определять и обосновывать свое отношение к историческим и современным событиям, их участникам);
  • приемы исторического описания (рассказа о событиях, процессах, явлениях) и объяснения (раскрытие причин и следствий событий, выявление в них общего и различного, определение их характера, классификация и др.

Формируемые компетенции

Способность воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах.

Направления подготовки

01.00.00 Математика и механика
02.00.00 Компьютерные и информационные науки
03.00.00 Физика и астрономия
04.00.00 Химия
05.00.00 Науки о земле
06.00.00 Биологические науки
07.00.00 Архитектура
08.00.00 Техника и технологии строительства
09.00.00 Информатика и вычислительная техника
10.00.00 Информационная безопасность
11.00.00 Электроника, радиотехника и системы связи
12.00.00 Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии
13.00.00 Электро- и теплоэнергетика
14.00.00 Ядерная энергетика и технологии
15.00.00 Машиностроение
16.00.00 Физико-технические науки и технологии
17.00.00 Оружие и системы вооружения
18.00.00 Химические технологии
19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии
20.00.00 Техносферная безопасность и природообустройство
21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия
22.00.00 Технологии материалов
23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта
24.00.00 Авиационная и ракетно-космическая техника
25.00.00 Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники
26.00.00 Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта
27.00.00 Управление в технических системах
28.00.00 Нанотехнологии и наноматериалы
29.00.00 Технологии легкой промышленности
30.00.00 Фундаментальная медицина
31.00.00 Клиническая медицина
32.00.00 Науки о здоровье и профилактическая медицина
33.00.00 Фармация
34.00.00 Сестринское дело
35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство
36.00.00 Ветеринария и зоотехния
37.00.00 Психологические науки
38.00.00 Экономика и управление
39.00.00 Социология и социальная работа
40.00.00 Юриспруденция
41.00.00 Политические науки и регионоведение
42.00.00 Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело
43.00.00 Сервис и туризм
44.00.00 Образование и педагогические науки
45.00.00 Языкознание и литературоведение
46.00.00 История и археология
47.00.00 Философия, этика и религиоведение
48.00.00 Теология
49.00.00 Физическая культура и спорт
50.00.00 Искусствознание
51.00.00 Культуроведение и социокультурные проекты
52.00.00 Сценические искусства и литературное творчество
53.00.00 Музыкальное искусство
54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусств
55.00.00 Экранные искусства

Ульянова Светлана Борисовна

Доктор исторических наук, профессор
Должность: профессор кафедры общественных наук

Аладышкин Иван Владимирович

К.и.н., доцент
Должность: доцент Высшей школы общественных наук Гуманитарный институт, зам директора ГИ по ЭОР

Красноженова Елена Евгеньевна

Д.и.н., профессор
Должность: профессор

Новиков Максим Дмитриевич

Кандидат исторических наук
Должность: преподаватель – Высшая школа общественных наук, Гуманитарный институт

портрет преподавателя

Сидорчук Илья Викторович

К.и.н., доцент
Должность: доцент

Серкова Вера Анатольевна

Доктор философских наук, профессор
Должность: профессор - Высшая школа общественных наук Гуманитарный институт

Бочаров Алексей Алексеевич

К.и.н.
Должность: доцент

Похожие курсы