наверх

История и методология науки

видеоролик о курсе
  • 16 недель

    длительность курса

  • от 6 до 7 часов в неделю

    понадобится для освоения

  • 3 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

Цель курса «История и методология науки» – показать специфику науки как знания и как деятельности.

О курсе

Курс рассматривает исторические и методологические аспекты науки. Его задача – показать, что несмотря на историческую изменчивость, существуют определенные критерии научности, в частности, требование реализовывать определенную – научную – методологию, что при всей строгости и объективности научного знания, оно не может обойтись без субъективного произвола исследователя.

Формат

Курс содержит 16 тем. Каждая тема содержит три раздела – лекцию, практическое занятие, самостоятельную работу. Лекционный раздел включает видеоролик, презентацию, конспект, глоссарий, тест и список рекомендуемой литературы. Раздел «Практическое занятие» состоит из методических рекомендаций по изучению темы и заданий, которые должны помочь разобраться в теме и закрепить полученное знание, а также содержит список литературы, к которой можно и нужно обратиться. Самостоятельная работа предполагает задание, направленное на расширение и/иди углубление рассматриваемой темы.

Требования

Не требует специальной подготовки

Программа курса

Программа курса включает 16 тематических занятий, каждое из которых предполагает лекционные материал, практические задания и задание для самостоятельной работы учащегося:

Тема 1. Сущность и особенности науки. Научная картина мира

Тема 2. Эволюция подходов к изучению научного знания

Тема 3. Классификация наук. Уровни научного познания

Тема 4. Наука в общекультурном контексте. Этика науки

Тема 5. Идеалы и нормы научного исследования

Тема 6. Формы научного познания

Тема 7. Представление о методе и методологии науки

Тема 8. Научное творчество

Тема 9. Проблема начала науки и вариативность периодизации

Тема 10. Пранаука. Первые научные программы Античности и их развитие в эпоху Средневековья

Тема 11. Становление классической науки: Возрождение и научная революция XVI-XVIII веков

Тема 12. Классическая наука и ее кризис на рубеже XIX-XX веков

Тема 13. Трансформации науки ХХ столетия и научно-техническая революция

Тема 14. Главные характеристики и особенности современной науки

Тема 15. Методологический плюрализм и междисциплинарная методология современной науки

Тема 16. Специфика современной научной картины мира

Результаты обучения

Знание критериев научного познания (как деятельности) и знания (как результата этой деятельности). Понимание сущности науки. Знание специфики разных этапов развития научного знания. Владение научной методологией. Понимание специфики современной науки.

Похожие курсы