course language
course duration
needed to educate
for credit at your university
for studying
Уважаемые слушатели, некоторые материалы данного курса доступны для ознакомительного просмотра. Чтобы получить доступ ко всем материалам курса, необходимо оплатить доступ к материалам.
Курс будет интересен для школьников и всех, кто только начинает знакомство с биоэтикой.
Биология – наука о живых организмах и системах, а у живых организмов есть интересы – то, что в их интересах, для них хорошо, а то, что против – плохо. Интересы разных организмов могут вступать в конфликт – и тогда в науке, фундаментальной и прикладной, встает вопрос: что делать можно и нужно, а что нельзя?
Про биоэтику говорят, что это современная междисциплинарная область исследований, дискуссий и даже международной и национальной законодательной регуляции. Эта дисциплина занимается такими сложными вопросами, как эвтаназия, создание ГМО, эксперименты на людях и животных и даже разработка бактериологического оружия. Но смысл всего этого сводится к тому, что в рамках этой дисциплины люди пытаются осмыслить и договориться между собой, как со всем живым (включая, конечно, и людей) поступать следует, а как не следует. Проще говоря – что хорошо, а что плохо. Наука о том, что такое хорошо, а что такое плохо во всех смыслах называется этика. При ответе на вопрос «Что такое хорошо, а что такое плохо?» первым делом нужно определить – для кого? Очень часто то действие, от которого одному хорошо, для другого как раз приводит к плохому. Тогда возникает этическая проблема – как поступить? При решении такой проблемы желательно достичь компромисса – чтобы всем было настолько хорошо, насколько это вообще в данной ситуации возможно. Курс предназначен для школьников и расскажет, какие ценности являются ключевыми и какими методами можно достигать компромиссов при принятии решений по этическим проблемам в биологии, экологии и биомедицине.
Форма обучения заочная (дистанционная). Еженедельные занятия будут включать просмотр тематических видеолекций, изучение дополнительных материалов и выполнение тестовых заданий с автоматизированной проверкой результатов, тестирование по пройденному материалу. Для получения сертификата необходимо выполнить все задания, тесты и написать финальный экзамен.
Курс рекомендован и будет полезен школьникам и студентам бакалавриата, магистратуры и аспирантуры
Модуль 1. Этика – что это такое?
Модуль 2. Этика в науке
Модуль 3. Особенности живых существ с точки зрения этики
Модуль 4. Биомедицинская этика
Модуль 5. Экологическая этика
В процессе осноения курса обучающийся научится:
1. Выявлять этические проблемы.
2. Определять, чьи интересы затрагивает та или иная проблема
3. Оценивать компромиссные решения выбранной проблемы.
В соответствии с ФГОС основной образовательной программы общего образования метапредметные результаты представлены следующими из универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
· анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты, идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
· выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
· формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности, ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
· определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
· обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
· определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
· выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
· выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
· составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
· определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
· систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
· осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
· оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
· находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
· работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
· устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
· определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
· анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
· свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
· оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
· обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
· фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной дейтельности. Обучающийся сможет:
· соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
· самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
· ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
Познавательные УУД
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
· выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
· объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
· выделять явление из общего ряда других явлений;
· определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
· строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
· строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
· излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
· самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
· вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
· делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
· определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
· создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
· строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
· строить доказательство: прямое, косвенное, от противного.
3. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
· находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
· ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
· устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
· резюмировать главную идею текста;
· критически оценивать содержание и форму текста.
4. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
· анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
· распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды.
5. . Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
· осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
· соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
· принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
· корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
· критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
· определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
· соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
· принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
· использовать вербальные/невербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
· делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
· целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы,
· выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
· выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи.
1. Об основных исторических вехах развития этичного отношения ко всему живому.
2. Об основных этических проблемах взаимодействия с людьми в биомедицине, в том числе как с биологическими объектами.
3. Об основных этических проблемах взаимодействия человека с другими организмами и окружающей средой.
1. Выявлять этические проблемы.
2. Определять, чьи интересы затрагивает та или иная проблема
3. Оценивать компромиссные решения выбранной проблемы.
1. Самой основной биоэтической терминологией на русском языке.
2. Общими навыками построения аргумента в защиту чьих-либо интересов.
3. Общими навыками сравнения и ранжирования интересов и прав как качественно, так и количественно.
course language
course duration
needed to educate
for credit at your university
for studying
Position: преподаватель
It is possible to get a certificate for this course.
The cost of passing the procedures for assessing learning outcomes with personal identification - 3600 Р.