наверх

Экология и окружающая среда

25 сентября - 31 декабря 2020 г.
Старт через 42 дня
108 дней
До конца записи
  • 10 недель

    длительность курса

  • от 4 до 5 часов в неделю

    понадобится для освоения

  • 2 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

О курсе

Целью и задачей онлайн-курса является формирование у обучающихся объективное представление об основных понятиях экологии и проблемах охраны окружающей среды, получение обучающимися знаний, составляющих основу аутэкологии, демэкологии, синэкологии, а также знаний об основных экологических проблемах в современном мире, теоретических знаний о строении, составе и минерально-сырьевых ресурсах литосферы планеты Земля, а также об экологических проблемах их освоения, формировании у обучающихся комплекса знаний о принципах рационального использования и охраны природных вод, изучение базовых понятий об экологических функциях почвенного покрова и основных законах  его формирования, базовых понятий о строении, функциях и основных законах формирования и эволюции биосферы, получение знаний о видах антропогенного воздействия, в том числе о химическом и радиационном загрязнении окружающей среды, основных поллютантах и опасности этих видов воздействия, получении представлений о современном состоянии нормативно-правовой базы в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности, роли и задач экологического мониторинга в обеспечении благоприятной среды обитания человека и сохранения качества окружающей среды, получении представлений об особенностях экологической обстановки в различных регионах, основных экологических проблемах и путях их решения.

 

Программа курса

Тема 1. «Экология, геоэкология, природопользование»

Тема 2. «Окружающая среда: Литосфера»

Тема 3. «Окружающая среда: атмосфера и гидросфера»

Тема 4. «Окружающая среда: педосфера»

Тема 5. «Окружающая среда: биосфера» 

Тема 6. «Антропогенное воздействие и загрязнение окружающей среды» 

Тема 7. «Правовые основы охраны окружающей среды и экологический мониторинг»

Тема 8. «Экологический менеджмент и устойчивое развитие» 

Тема 9. «Региональные основы экологии» 

Результаты обучения

Задачи учебных занятий:

- освоить понятия, используемые в рамках общей экологии, геоэкологии и природопользования;

- получить представление о существующих подходах к основным концепциям и их трактовкам;

- знать и понимать экологические проблемы, связанные с взаимодействием особей, популяций, сообществ живых организмов и экосистем с окружающей средой. 

- освоить основные понятия, используемые в геологии и географии в области изучения литосферы;

- получить представление о происхождении, структуре и составе планеты Земля, формах нахождения химических элементов;

- знать классификацию и понимать основные механизмы образования полезных ископаемых; 

- понимать основные экологические проблемы, связанные с разработкой и переработкой полезных ископаемых.

- освоить основные понятия, используемые в гидрометеорологии;

- получить представление о существующих гидрометеорологических процессах на суше и море, о круговороте воды в природе, о циклонической деятельности в атмосфере;

- понимать основные экологические проблемы, связанные с использованием природных вод;

- разбираться в роли Мирового океана для окружающей среды и экологии;

- иметь представление о гидробиологических особенностях водоемов и океана;

- иметь представление о современных методах изучения атмосферы и гидросферы

-  освоить основные понятия, используемые в почвоведении;

- знать экологические функции почв на уровне экосистемы и биосферы в целом;

- получить представление о почвах разных природных зон;

- получить представление о плодородии почв как основе биологической продуктивности естественных и агроэкосистем; 

- понимать основные экологические проблемы участия почв в эмиссии и стоке парниковых газов.

- освоить основные понятия, используемые в рамках общей экологии, экологии растений и биогеохимии;

- получить представление об основным концепциях, трактовках, лежащих в основе биогеоценологии;

- знать об экологических проблемах взаимодействия особей, популяций, сообществ живых организмов с окружающей средой; 

- понимать проблемы, связанные с антропогенным воздействием на биогеоценозы и растительный покров, последствия и пути решения этих проблем.

- знать классификацию основных видов антропогенного (техногенного) воздействия и их краткую характеристику;

- получить представление о химическом загрязнении окружающей среды, основных видах и источниках загрязняющих веществ;

- понимать основные особенности миграции и аккумуляции поллютантов в компонентах ландшафта;

- представлять последствия химического загрязнения окружающей среды;

- знать источники, причины и последствия радиационного загрязнения окружающей среды. 

- знать классификацию основных видов антропогенного (техногенного) воздействия и их краткую характеристику;

- получить представление о химическом загрязнении окружающей среды, основных видах и источниках загрязняющих веществ;

- понимать основные особенности миграции и аккумуляции поллютантов в компонентах ландшафта;

- представлять последствия химического загрязнения окружающей среды;

- знать источники, причины и последствия радиационного загрязнения окружающей среды. 

- обозначить предпосылки устойчивого развития и изучить основные задачи экологической составляющей;

- разбираться в основных методах и принципах экологического менеджмента в целях условиях устойчивого развития;

- освоить основные подходы при оценке экологических рисков и ущербов;

- получить знания о целях и задачах экологической политики, культуры и этики;

- уметь применять принципы циклической экономики и управления отходами при принятии решений;

- иметь представление о методах и критериях оценки жизненного цикла товара с точки зрения его экологической безопасности.

 - разбираться в экологических проблемах промышленно развитых регионов и  возможных методах управления для улучшения состояния окружающей среды;

- знать основные экологические проблемы, связанные с функционированием урбанизированных образований;

- уметь оценивать перспективы развития урбанизированных образований и подобрать метод дальнейшего экологического менеджмента в данной ситуации;

- получить знания о мерах по рациональному устройству территории в целях улучшения экологической обстановки;

- познакомиться со спецификой экосистем полярных областей (Арктики и  Антарктиды) и  различными вариантами их загрязнений;

- познакомиться с основными принципами экологического туризма и экстерналиями.

 

Формируемые компетенции

- использовать полученные знания в различных сферах деятельности;
- создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности

Направления подготовки

05.03.06 Экология и природопользование
05.04.06 Экология и природопользование
Курс формирует и развивает представления об основных понятиях экологии и проблемах охраны окружающей среды вне зависимости от специальности и направления подготовки обучающегося и, таким образом, подходит для всех направлений подготовки.
портрет преподавателя

Опекунова Марина Германовна

Доктор географических наук, профессор
Должность: Профессор

портрет преподавателя

Опекунов Анатолий Юрьевич

Доктор геол.-мин. наук
Должность: Профессор

портрет преподавателя

Федорова Ирина Викторовна

Кандидат географических наук, доцент
Должность: Доцент

портрет преподавателя

Русаков Алексей Валентинович

Доктор географических наук
Должность: Профессор

портрет преподавателя

Чуков Серафим Николаевич

Доктор биологических наук, ст.н.с.
Должность: Профессор

портрет преподавателя

Арестова Ирина Юрьевна

Кандидат географических наук
Должность: Доцент

портрет преподавателя

Кукушкин Степан Юрьевич

Кандидат географических наук
Должность: Доцент

портрет преподавателя

Шалунова Екатерина Петровна


Должность: Старший преподаватель

портрет преподавателя

Черкашева Александра Георгиевна


Должность: старший преподаватель

Похожие курсы