наверх
  • Русский

    язык курса

  • 10 недель

    длительность курса

  • от 4 до 5 часов в неделю

    понадобится для освоения

  • 2 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

 

Уважаемые слушатели, некоторые материалы данного курса доступны для ознакомительного просмотра. Чтобы получить доступ ко всем материалам курса, необходимо оплатить доступ к материалам. 

Цель курса – развить навыки понимания письменного и устного публицистического текста, умения извлекать и интерпретировать информацию разных уровней из печатного новостного текста, телевизионной публицистики (интервью, ток-шоу, авторские программы) и коммуникативной среды нового типа (блоги и посты)

О курсе

Курс состоит из введения, где вы узнаете об общих характеристиках медиаречи и ее основных функциях, и трех блоков, посвященных печатному новостному тексту, телевизионной публицистике и коммуникативной среде нового типа.

Вы узнаете, как работать с информационными жанрами (заметка, репортаж), познакомитесь с правилами работы с информацией и активно освоите эти правила, узнаете об инфографике и научитесь совмещать вербальный и невербальные коды (фотография, графика, схемы и т.д.).

Вы узнаете, как подготовиться к проведению/участию в интервью; активно освоите основные сценарии диалога-расспроса и обмена мнениями, а также сможете оценить достоинства и недостатки речевого поведения участников ток-шоу.

В третьем блоке мы выясним, можно ли говорить о записи в блоге и посте в социальной сети как об особых жанрах, а также попробуем выявить характерные черты языковой личности русскоязычного блогера и автора постов. Вы сможете смоделировать собственную языковую виртуальную личность, опираясь на изученные модели и стратегии самопрезентации.

Формат

Курс включает просмотр видео, практику, задания на взаимопроверку еженедельно.

Требования

Уверенное владение всеми стилями современного русского языка; общегуманитарные представления о тексте, его творце и реципиенте; представление об основных средствах языковой и речевой выразительности и умение ими пользоваться.

Программа курса

Модуль 1. Общая характеристика медиаречи

Модуль 2. Заметка

Модуль 3. Репортаж

Модуль 4. Заголовочный комплекс и система позиционирования медитекста

Модуль 5. Диалог на ТВ

Модуль 6. Полилог на ТВ

Модуль 7. Диалог со зрителем, рассказ от первого лица (авторские программы и документальные фильмы)

Модуль 8. Запись в блоге (микроблоге) и пост в социальной сети как синтетические современные жанры

Модуль 9. Сущностные черты языковой личности русскоязычного блогера и автора постов

Модуль 10. Главные интенции блогера и автора постов и ведущие стратегии их реализации

Результаты обучения

В результате прохождения курса вы научитесь:
- извлекать смысл из современных публицистических текстов и интерпретировать его на основе дискурсивного подхода;
- создавать публицистические тексты разных жанров;
- представлять результаты своей работы в открытом публичном пространстве, работать с партнерами, участвовать в дискуссиях, вести блог и проходить собеседование при приеме на работу.

Формируемые компетенции

ПК-1 Понимание роли СМИ как части системы массовых коммуникаций, основных социальных функций журналистики в контексте исторического и современного опыта отечественных и мировых СМИ.
ПК-2 Понимание специфики журналистской профессии, основных социальных ролей журналиста, знание базовых характеристик профессии и структуры личности журналиста.
ПК-3 Понимание смысла социальной ответственности журналистики и журналиста в обществе, важности информационной безопасности общества.
ПК-6 Понимание основных принципов формирования системы СМИ, общее представление о современном состоянии системы СМИ России с точки зрения ее базовых структурных компонентов (основные типы и виды газет, журналов, телевидения, радио, Интернет-СМИ), основные организационные формы (концерны, медиахолдинги, издательские дома и т.п.), а также ориентация в инфраструктуре СМИ.
ПК-7 Ориентация в главных чертах различных видов и типов СМИ, их базовых типологических признаках.
ПК-14 Понимание роли аудитории в процессе потребления и производства массовой информации, общее представление об основных характеристиках аудитории современных российских СМИ, знание методов ее изучения.
ПК-22 Знание особенностей, задач и методов, технологии и техники процесса создания журналистских публикаций, понимание смысловой и структурно-композиционной специфики журналистского текста как результата индивидуальной или коллективной творческой журналисткой работы в условиях ее высокой технологичности.
ПК-25 Знание современной жанровой и стилевой структуры СМИ, наиболее распространенных форматов печатных изданий, телерадиопрограмм, Интернет-СМИ и др.
ПК-26 Знание фонетических, лексических, грамматических, семантических, стилистических норм современного русского языка в целом и особенностей их применения в практике современных СМИ.
ОПК-М-12 Умение анализировать тексты СМИ.
ОПК-М-14 Умение использовать в процессе профессиональной деятельности современные информационные технологии.

Направления подготовки

Отзывы о курсе

Коньков Владимир Иванович

Доктор филологических наук
Должность: профессор кафедры речевой коммуникации

Попова Татьяна Игоревна

Доктор филологических наук
Должность: профессор кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания

Колесова Дарья Владимировна

Кандидат филологических наук
Должность: доцент кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания

Похожие курсы