course language
course duration
needed to educate
for credit at your university
Курс предлагает слушателям различные точки зрения на проблему государственного языка как особой формы (функции, сферы) коммуникации. Рассматривает текст Закона «О государственном языке РФ» (от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ) с точки зрения лингвистической составляющей. Демонстрирует модели реализации государственной языковой политики в России и других государствах, в том числе изменение этих моделей в разные исторические периоды
Курс определяет возможный перечень признаков феномена «государственный язык» относительно сходных речевых явлений – деловой стиль современного литературного языка, официальный язык, документный язык, правовая коммуникация и др.
Основная цель курса – предложить проблемный материал о феномене «государственный язык» для формирования собственного представления о нем. Задачи курса: ввести в круг общетеоретических проблем, возникающих в связи с определением государственного языка; дать понятие языковой политики; продемонстрировать различные этапы в истории становления языковой политики в русском государстве; показать общие и специфические подходы в формулировке государственной языковой политики в различных странах; познакомить с содержанием Закона «О государственном языке Российской Федерации».
Курс рассчитан на широкий круг слушателей, имеющих отношение к различным формам государственной коммуникации: на работников и руководителей государственных учреждений, на студентов-филологов, студентов-юристов, студентов-историков, студентов-политологов и студентов-социологов всех форм обучения, на всех, интересующихся проблемами государственной языковой политики.
Курс включает в себя видеолекции, тексты лекций, список обязательной литературы, ридеры, задания для самоконтроля и для экзаменационной аттестации.
http://rg.ru/2005/06/07/yazyk-dok.html
http://rg.ru/2006/11/29/russkij-dok.html
- Общие представления о культуре речи (теория и практика).
- Общие представления о теории русского литературного языка (понятие литературного языка, признаки, понятие нормы).
- Общие представления о функциональном стиле русского литературного языка.
- Общие представления об основных событиях в истории России и мировой истории XVIII – начала XXI века.
Темы и разделы курса:
1. Что такое государственный язык? Разные точки зрения (отрицание существования особого языка (деловой стиль литературного); функция от литературного; только статус, стандартизированная коммуникация между государством и гражданином). Государственная коммуникация и ее структура. Государственный язык и официальный язык.
Цель: Ввести в круг общетеоретических проблем, возникающих в связи с определением государственного языка.
2. Государственный язык как объект языковой политики: общие вопросы. Языковая политика: определение, цели, задачи, виды, объекты, содержание. Языковая политика в многонациональном государстве. Языковая политика и языковое планирование.
Цель: Дать понятие «языковой политики» как системы идеологических, социокультурных, легитимизированных принципов и практических мероприятий в решении языковых проблем в государстве.
3. История языковой политики в России. Основные вехи, содержание, принципы и социокультурные основания. Личность в истории русской языковой политики.
Цель: Продемонстрировать различные этапы в истории становления государственной языковой политики в русском государстве (XVIII-XXI вв.). Показать принципы, лежащие в основе разных подходов в решении языковых проблем в многонациональной России на разных этапах государственного строительства.
4. Особенности языковой политики в зарубежных странах (например: Франция, Швейцария, Китай и др.).
Цель: Показать общие и специфические подходы в формулировке государственной языковой политики в странах современной европейской цивилизации. Обозначить общие и частные проблемы.
5. Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» (от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ). Предыстория принятия Закона. Цели Закона, его принципиальные позиции. Недостатки содержания и формулировок Закона. Филологи о несовершенстве Закона.
Цель: Познакомить с содержанием и целями Закона. Осветить критику указанного ФЗ со стороны филологического сообщества. Обозначить круг проблем, возникающих при знакомстве и – главное - применении Закона.
6. Сферы применения государственного языка (по Закону). Деловой язык как ядро государственного языка. Краткая история русского делового языка, его стилевые особенности и характеристики. «Официальный язык», «язык канцелярии», «деловой язык», «документный язык» и др. – терминологическое разнообразие и разные подходы в описании.
Цель: Продемонстрировать разнородность и разножанровость современного делового языка как стилевую подсистему русского литературного языка и ядро государственного. Показать исторические предпосылки и закономерности большинства характеристик современного русского делового языка. Показать соотношение понятий «современный деловой язык» и «государственный язык».
7. СМИ, реклама, подготовка и проведение выборов и референдумов как сферы использования русского литературного языка в качестве государственного (по Закону). Речевые особенности указанных сфер, проблемы, возникающие при применении норм литературного языка в них. Понятие «государственного попечительства» в сферах СМИ и рекламы.
Цель: Рассмотреть основные проблемы, связанные с использованием (нарушением, осознанным искажением, игрой и др.) норм литературного языка в сферах СМИ и рекламы. Указать противоречия в Законе, повлекшие за собой невозможность реализации части его положений относительно указанных сфер.
8. Государственный язык РФ и русский литературный язык: сходства, различия, точки соприкосновения. Критерии русского литературного языка и государственного языка РФ – возможный алгоритм определения дефиниций. Государственный язык и культура речи: соотношение понятий и речевых феноменов.
Цель: Сформулировать перечень дефиниций государственного языка относительно литературного, указать общее и отличное в понимании русского литературного языка и государственного языка РФ. Определить объем понятия «культура речи» относительно понятия «государственный язык».
9. Проблема определения норм государственного языка РФ относительно норм русского литературного языка. Закон и Постановление правительства РФ о нормах русского литературного языка при его использовании в качестве государственного. Неясность определений норм государственного языка, приведенных в Законе и Постановлении. Справочная литература во исполнение Закона о русском языке как государственном. Критика списка словарей, изложенного в приказе Минобрнауки (№ 195 от 08 июня 2009 г.) «Об утверждении списка грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка»: недостаточность и некорректность предложенного списка.
Цель: Дать определение норм русского литературного языка и государственного языка в сравнительном аспекте. Продемонстрировать некорректность определения норм русского литературного языка при его использовании в качестве государственного, данного в «Постановлении Правительства РФ (от 23 ноября 2006 г. N 714) «О порядке утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, правил русской орфографии и пунктуации». Информировать о 4-х справочниках и словарях, изложенных в Приказе Минобрнауки №195.
10. Перспективы развития русского литературного языка как государственного языка РФ. Русский язык и другие языки: а) России; б) мира. «Язык межнационального общения» – термин из прошлого или будущего? Перспективы теоретического осмысления проблемы государственного языка РФ в связи с государственной политикой современной России.
Цель: Показать необходимость разноаспектного (лингвистического, юридического, социального, культурно-исторического и т.д.) исследования феномена «государственный язык РФ» в изменившейся политико-государственной ситуации России нач. XXI в. Продемонстрировать «социальный запрос» в современной России на единое коммуникативное пространство в рамках государственной коммуникации. Определить место и статус русского языка как государственного во взаимоотношениях со странами бывшего СССР.
Ожидаемые результаты: слушатель формулирует свое мнение о феномене «государственный язык», определяет перечень его дефиниций, знает проблемные зоны в определении и применении Закона о государственном языке РФ (№53-ФЗ от 2005 г.), имеет представление о языковой политике государства, о связи государственного языка и языковой политики государства.
ОКБ-5 – способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе и политической организации общества, использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в процессе обучения и в профессиональной деятельности;
ОКБ-7 – способность понимать сущность и значение информации в развитии общества, готовность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, работать с компьютером как средством управления информацией, в том числе в глобальных компьютерных сетях, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;
ПК-8 – владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований;
ПК-9 – владение базовыми навыками создания на основе стандартных методик и действующих нормативов различных типов текстов;
ПК-11 – умение организовать самостоятельный профессиональный трудовой процесс;
ОКБД-2 – осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности;
ОКБД-3 – стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства.
course language
course duration
needed to educate
for credit at your university
Доктор филологических наук
Position: профессор кафедры русского языка
Доктор филологических наук
Position: доцент кафедры русского языка
It is possible to get a certificate for this course.
A participant certificate is usually issued upon reaching 60 % of the overall rating, subject to the delivery of works before a hard deadline. The honors certificate is usually issued upon reaching 90 % of the overall rating, subject to the delivery of the work before the soft deadline.