наверх
  • Русский

    язык курса

  • 20 недель

    длительность курса

  • около 7 часов в неделю

    понадобится для освоения

  • 4 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

Курс максимально приближен к научно-исследовательской деятельности магистранта и нацелен на помощь в написании магистерской диссертации. Основные модули и темы курса воспроизводят основные элементы магистерского научного исследования и этапы работы над магистерской диссертацией. Курс имеет основную и вариативную часть. Каждый модуль курса разделен на две темы, одна из которых относиться к общей проблематике философии науки, а вторая – посвящена конкретной проблеме магистерского исследования в области технических наук, естественнонаучного знания, социальных и гуманитарных наук.

О курсе

Курс «Философия и методология науки» посвящен актуальным проблемам философии науки на основе проведения научного исследования. В курсе представлен вариант формирования универсальных компетенций на основе объединения ключевых проблем философии науки с практикой осуществления научного исследования в области социальных и гуманитарных наук, естественных наук и технических наук. Магистерская диссертация предполагает определенный уровень научного исследования. В таком исследование есть аспекты, которые имеют отношение к ключевым проблемам философии науки.

Замысел курса, таким образом, представляет собой последовательное раскрытие философской и методологической проблематики на основе определенных разделов магистерской диссертации. Данный замысел поможет применить философские знания для разработки концепции, обосновании научной новизны и значимости исследования магистранта.

Формат

Каждый модуль включает в себя две темы. Каждая вторая тема предполагает вариативную часть. Структура темы: видеолекция, видеофрагмент, текстовая лекция, текстовый фрагмент, учебное задание, тест. Завершает курс итоговое задание.

Требования

Степень бакалавра

Программа курса

Модуль 1. Введение

Тема 1. Что такое наука, и какое она имеет отношение к выбранной профессии.

Тема 2. Для чего и как пишется магистерская диссертация.

Модуль 2. Определить приоритеты

Тема 1. Специфика научного знания.

Тема 2. Цель научного исследования.

Модуль 3. Кому это надо

Тема 1. Парадигмы современной науки.

Тема 2. Актуальность исследования.

Модуль 4. Границы

Тема 1. Предметная сфера науки

Тема 2. От темы до объекта и предмета.

Модуль 5. Что было до

Тема 1. Научная традиция.

Тема 2. Степень разработанности проблемы.

Модуль 6. Новое

Тема 1. Абсолютная и относительная новизна

Тема 2. Новизна исследования.

Модуль 7. Выбор пути

Тема 1. Методология в науке.

Тема 2. Методологический синтез или выбор одного метода.

Модуль 8. С чего начать

Тема 1. Экспликация цели в задачи.

Тема 2. Постановка задач.

Модуль 9. Архитектоника

Тема 1. От избранного метода к структуре.

Тема 2. Структура диссертации и материал.

Модуль 10. Дискурсивность науки

Тема 1. Процедуры аргументации.

Тема 2. Обоснование основных тезисов исследования.

Модуль 11.  Критерии истинности

Тема 1. Верификация в науке.

Тема 2. Апробация результатов.

Модуль 12. Итоги

Тема 1. Концептуализация в науке.

Тема 2. Работа над ошибками, выводы и перспективы.

Модуль 13. Репрезентация

Тема 1. Формы репрезентации научного знания.

Тема 2. Защита.

Итоговое задание

Результаты обучения

  • Выявлять философские проблемы науки в научном исследовании
  • Определять и формулировать научную новизну исследования
  • Анализировать, выбирать и применять научную методологию
  • Осуществлять подготовку к защите научного исследования

Формируемые компетенции

  • способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
  • готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);
  • способностью к самостоятельному освоению и использованию новых методов исследования, к освоению новых сфер профессиональной деятельности (ОК-3);
  • способностью формировать ресурсно-информационные базы для осуществления практической деятельности в различных сферах (ОК-4);
  • способностью самостоятельно прибретать и использовать, в том числе с помощью информационных технологий, новые знания и умения, непосредственно не связанные со сферой профессиональной деятельности (ОК-5).

Направления подготовки

01.00.00 Математика и механика
02.00.00 Компьютерные и информационные науки
03.00.00 Физика и астрономия
04.00.00 Химия
05.00.00 Науки о земле
06.00.00 Биологические науки
07.00.00 Архитектура
08.00.00 Техника и технологии строительства
09.00.00 Информатика и вычислительная техника
10.00.00 Информационная безопасность
11.00.00 Электроника, радиотехника и системы связи
12.00.00 Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии
13.00.00 Электро- и теплоэнергетика
14.00.00 Ядерная энергетика и технологии
15.00.00 Машиностроение
16.00.00 Физико-технические науки и технологии
18.00.00 Химические технологии
19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии
20.00.00 Техносферная безопасность и природообустройство
21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия
22.00.00 Технологии материалов
23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта
27.00.00 Управление в технических системах
28.00.00 Нанотехнологии и наноматериалы
29.00.00 Технологии легкой промышленности
37.00.00 Психологические науки
38.00.00 Экономика и управление
39.00.00 Социология и социальная работа
41.00.00 Политические науки и регионоведение
42.00.00 Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело
43.00.00 Сервис и туризм
44.00.00 Образование и педагогические науки
45.00.00 Языкознание и литературоведение
46.00.00 История и археология
47.00.00 Философия, этика и религиоведение
48.00.00 Теология
49.00.00 Физическая культура и спорт
50.00.00 Искусствознание
51.00.00 Культуроведение и социокультурные проекты
54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусств

Отзывы о курсе

Замощанский Иван Игоревич

Кандидат философских наук, доцент
Должность: директор Центра развития универсальных компетенций УрФУ, бизнес-тренер

Пырьянова Ольга Анатольевна

Кандидат философских наук
Должность: доцент Центра развития универсальных компетенций УрФУ

Селезнев Владислав

Кандидат философских наук
Должность: доцент кафедры философии ИСПН, УрФУ

Калганова Татьяна


Должность: PhD Napier University. Департамент электроники и компьютерного инжиниринга Колледжа инженерии, дизайна и физических наук Университета Брунеля

Никульшин Яков


Должность: Магистр физики, докторант. Институт сверхпроводимости, Департамент Физики, Университет Бар-Илан, Израиль

Похожие курсы