наверх

Психология медиакоммуникаций цифровой эпохи

 width=
  • 21 неделя

    длительность курса

  • от 7 до 8 часов в неделю

    понадобится для освоения

  • 3 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

В рамках онлайн-курса «Психология медиакоммуникаций цифровой эпохи» изучаются теоретические аспекты психологии массовой коммуникации XXI века и формируются навыки использования эффективных технологий практической деятельности медиа специалистов,  как в условиях развития информационного общества, так и при повсеместной цифровизации контента.

О курсе

Курс нацелен на решение широкого круга социально-психологических проблем функционирования масс-медиа в цифровой среде, а также на анализ актуальных и значимых для профессионального сообщества проблем противостояния асоциальным и манипулятивным интенциям акторов различного типа, соотносимых с задачами, представленными в Доктрине информационной безопасности РФ.
Курс полностью соответствует содержанию дисциплины "Психология журналистики".

В рамках данного курса

Изучаются: 

  • основные понятия психологии журналистики как научно-практической дисциплины;
  • эффективные практики масс-медиа XXI века.

Рассматриваются:

  • исторические этапы развития сферы творчества в целом и эффективные технологии творческой медиадеятельности;
  • новейшие исследования в области журналистики;
  • специфика журналистского мышления;
  • вопросы сегментирования аудитории СМИ;
  • особенности диалогового взаимодействия с различными подгруппами аудитории СМИ и сотрудничества с гражданскими журналистами;
  • основные тенденции развития информационной деятельности в условиях повсеместной цифровизации контента традиционных СМИ и сетевых коммуникаций;
  • способы противостояния асоциальным проявлениям в современной медиасфере.

В рамках изучения организационно-управленческих вопросов в области журналистики в курсе анализируются особенности деятельности СМИ в условиях повсеместной интернетизации общества и цифровизации контента масс-медиа.

В курсе также дается описание новейших методов моделирования массово-коммуникационной деятельности для взаимодействия с различными социальными институтами российского общества.

Формат

Курс включает видеолекции по темам раздела (с презентациями), аналитические, проблемные,  творческие учебные, контрольные задания и тесты. По итогам освоения всего материала курса проводится контрольное тестирование обучающихся.

Требования

Слушатели могут осваивать курс без предварительной подготовки.

Программа курса

Раздел 1. Психологические исследования массмедиа
1.1. Введение в психологию массовой коммуникации
1.2. Психология журналистики и смежные науки
1.3. Психологические исследования в журналистике
1.4. Историко-философские традиции рассмотрения творчества
Раздел 2. Человек как создатель и потребитель продукции СМИ
2.1. Характеристики творческих способностей журналиста
2.2. Журналистское произведение: от замысла – к реализации
2.3. Ценностная база журналиста и его профессиональной деятельности
2.4. Аудитория как массово-коммуникационная общность
2.5. Типология аудитории СМИ
2.6. Эффективность информационной деятельности: психологический аспект
Раздел 3. Социально-технологический подход как фактор развития диалоговых отношений в журналистике
3.1. Мобильные возможности СМИ
3.2. Социально-психологическое моделирование деятельности коммуникаторов
3.3. Игрореализация в современной медийной деятельности

Результаты обучения

  • анализировать и систематизировать с точки зрения реализации социально-психологических аспектов функционирования СМИ разные типы информации и информационные потоки для создания убеждающих медиатекстов;
  • прогнозировать эффективность их восприятия, используя современные подходы и принципы социально-психологического моделирования деятельности коммуникаторов различного типа;
  • осуществлять подготовку медиапродукта в разных знаковых системах (вербальная, аудио-, видео, графика, анимация);
  • применять психологические знания для решения прикладных задач по оценке возможностей организации эффективных диалоговых отношений с реальной и потенциальной аудиторией СМИ;
  • выявлять манипулятивные интенции различных субъектов информационной деятельности, анализировать социально-психологические/посткоммуникативные последствия их воздействия на массовую аудиторию, создавать контр-аргументирующие тексты;
  • применять приемы психологической саморегуляции и самопомощи в стрессогенных обстоятельствах массово-коммуникационной деятельности;
  •  организовывать и реализовывать инновационные проекты создания медиапродуктов.

Формируемые компетенции

  1. способность анализировать с психологических позиций явления современной медиапрактики и на основе этого осуществлять широкий спектр разнообразных действий, способствующих применению инновационных подходов и креативных технологий при создании медиатекстов;
  2. готовность решать профессиональные задачи, связанные с анализом конкретных коммуникативных ситуаций, с которыми сталкиваются журналисты-профессионалы и руководители средств массовой информации (СМИ);
  3.  способность организовывать и проводить психологические исследования в области изучения аудитории массмедиа, использовать знания механизмов восприятия массовой информации для моделирования оптимальных видов текстов и организации интерактивного общения с представителями различных типологических групп аудитории.

Олешко Владимир Федорович

Д-р филос. наук
Должность: профессор, заведующий кафедрой периодической печати и сетевых изданий УрФУ

Ефимов Александр Александрович


Должность: заведующий отделом технических средств обучения УГИ

Олешко Евгений Владимирович

Д-р филол. наук
Должность: доцент кафедры периодической печати и сетевых изданий

Бессонов Станислав Игоревич


Должность: редактор газеты «Уральский Федеральный»

Похожие курсы