up
  • Russian

    course language

  • 14 weeks

    course duration

  • from 2 to 3 hours per week

    needed to educate

  • 3 credit points

    for credit at your university

 

Узнайте об основных принципах построения организаций, рассмотренных как в теории, так и на практике.

About

Теория организации - это одна из базовых управленческих дисциплин, находящихся на стыке социологии, экономики, психологии, социальной антропологии и других. Этот предмет изучает, как устроена организация, как она функционирует, как рождается, живет, меняется и умирает. В этом смысле теория организации является обязательной основой и ключом к понимаю всех частных управленческих наук, таких как общий менеджмент, производственный менеджмент, управление персоналом, маркетинг и так далее.
С другой стороны, теория организации не является строго теоретической дисциплиной. Модели и технологии из этого курса активно используются консультантами по всему миру для проведения диагностики организаций, повышения эффективности организационных структур или управления организационными изменениями. В курсе будут активно разбираться практические примеры использования всех изучаемых моделей. Одна из главных задач этого курса – показать его участникам, как результаты фундаментальных исследований в области теории организации могут быть использованы в реальной практике управления.

Format

Видеолекции; самостоятельная работа с источниками; тесты.

  1. Мильнер Б.З. Теория организации. М.: ИНФРА-М, 2003 (или более позднее издание).
  2. Дафт Р. Теория организации: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Менеджмент организации". М.: ЮНИТИ, 2012.
  3. Щербина В.В. Социальные теории организации: словарь. М.: ИНФРА-М, 2000.

Requirements

Курс подходит для широкого числа слушателей без специальной подготовки.

Course program

  1. Понятие и сущность организации.
  2. Классические виды организационных структур.
  3. Современные типы организационных структур.
  4. Контекстуальный подход: стратегия и структура.
  5. Контекстуальный подход: технология, размер и стадия жизненного цикла.
  6. Контекстуальный подход: культура и внешняя среда.
  7. Энвайронментальные концепции организации.
  8. Энвайронментальные концепции: продолжение.
  9. Организационное развитие.
  10. Организационное развитие: продолжение.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН:

Неделя 1.
- Понятие и сущность организации.
- Место ТО в системе наук.
- Понятие организации.
- Эволюция теории организации.
- Функции организации как социальной системы.
- Естественная, искусственная системы.
- Классификация типов организации (Ч. Барнард, А.И. Пригожин).

Неделя 2.
- Классические виды организационных структур. Определение организационной структуры, формальная и неформальная структура.
- Структурные характеристики организации.
- Линейная структура управления.
- Функциональная и линейно-функциональная структуры.
- Дивизиональная структура.
- Сравнение функциональной и дивизиональной структур.

Неделя 3.
- Современные типы организационных структур.
- Функциональные связи.
- Проектная структура.
- Матричная структура.
- Современные комплексные организации.
- Модели организации Г. Минцберга.

Неделя 4.
- Контекстуальный подход: стратегия и структура.
- Ситуационные модели, контекстные переменные.
- Модель Чандлера.
- Модель Портера.
- Модель Майлза и Сноу.
- Типология стратегических целей В.И. Герчикова.
- Модель структурного соответствия.

Неделя 5.
- Контекстуальный подход: технология, размер и стадия жизненного цикла.
- Технология: модель Дж. Вудворд.
- Технология: кастомизированное производство.
- Технология сервиса.
- Размер: исследование Астонской группы.
- Нормативные характеристики организаций разных размеров.
- Модель жизненных циклов Адизеса.
- Функции менеджмента на разных стадиях жизненного цикла.

Неделя 6.
- Контекстуальный подход: культура и внешняя среда.
- Культура организации и структура.
- Понятие внешней среды, микро- и макроокружение.
- Проблема границ организации.
- Открытая и закрытая системы.
- Размерности и типы внешней среды.
- Ситуационная модель Дункана.

Неделя 7.
- Энвайронментальные концепции организации.
- Модель Бернса и Сталкера (Дафт).
- Неоинституциональная теория: базовый подход.
- Реакции организации на институциональное давление.
- Институциональный изоморфизм: соревновательный и институциональный "миры организаций".
- Парадокс Стокдейла.

Неделя 8.
- Энвайронментальные концепции: продолжение.
- Организационная экология: базовые положения.
- Основные выводы организационных экологов.
- Теория ресурсной зависимости: классический подход.
- Теория ресурсной зависимости: современная версия.
- Итоги: реакция организации на изменения внешней среды.

Неделя 9.
- Организационное развитие. Типы организационных изменений.
- Критерии организационного развития.
- Основные модели организационного развития.
- Структурно-ситуационная модель.
- Инновационная концепция развития организации: процесс изменений.
- Инновационная концепция развития организации: методы осуществления изменений.
- Инновационная модель В.С. Дудченко. Супер-цели.

Неделя 10.
- Организационное развитие: продолжение.
- Неоинституциональная теория организационного развития.
- Развитие с позиций организационной экологии.
- Развитие организации в теории жизненных циклов.
- Поддержание жизнеспособности "долгоживущих" организаций.
- Школа социальных систем.
- Оценка эффективности организационной структуры.

Education results

По завершении курса слушатели смогут решать задачи по:

  • формированию организационной и управленческой структуры организаций;
  • разработке и реализации проектов, направленных на развитие организации;
  • сбору, обработке и анализу информации о факторах внешней и внутренней среды организации для принятия управленческих решений.

Formed competencies

В результате успешного освоения курса слушатели получат навыки:

  • анализировать и оценивать состояние конкретной организации с использованием изученных теоретических моделей;
  • распознавать основные типы организационных структур;
  • выявлять проблемы в структуре и организации и предлагать обоснованные и конструктивные предложения по ее совершенствованию;
  • диагностировать основные типы организационных культур;
  • анализировать влияние различных факторов на конкретные виды поведения сотрудников и эффективность их трудовой деятельности.

Education directions

Отзывы о курсе

Ребров Алексей Владимирович

Кандидат социологических наук, Доцент
Position: Доцент, Департамент социологии, Кафедра экономической социологии, Факультет социальных наук

Similar courses