наверх

Качественные методы в социологическом исследовании

  • Русский

    язык курса

  • 10 недель

    длительность курса

  • от 4 до 5 часов в неделю

    понадобится для освоения

  • 2 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

О курсе

Онлайн-курс направлен на то, чтобы вы смогли научиться основам качественного исследования. Такие качественные методы социологии, как, например, глубинные интервью, этнографические наблюдения, фокус-группы, используются в работе в самых разных областях.

С ними работают:

  • маркетологи;
  • UX дизайнеры;
  • общественные организации;
  • культурная индустрия;
  • HR-менеджеры;
  • аналитики медиа и т.д.;

Работая с человеческими историями, глубинными интерпретациями, контекстами и нарративами, «качественники», используя не очень большой объём данных, вскрывают повседневность, обнаруживают дискурсивные и поведенческие паттерны, слышат «голоса» людей, видят разные «жизненные миры» и умеют рассказывать о них.

Каждая тема сопровождается тестами. Кроме того, в курсе предусмотрены практические задания в формате взаимного (peer-to-peer) оценивания. Разрабатывая дизайн исследования, гайд для полуструктурированного интервью, проводя интервью, наблюдения, кодирование качественных данных, вы сможете на практике научитесь организовывать и проводить качественное исследование.

Курс доступен всем студентам вузов. Наиболее полезен он будет для студентов бакалавриата или тех магистрантов, которые не получили социологическую подготовку в рамках бакалавриата.

Данный онлайн-курс будет интересен:

  • новичкам в социологических исследованиях;
  • опытным исследователям, которые смогут найти для себя еще одну интерпретацию качественной социологии;
  • всем, кто хочет научиться грамотно собирать и анализировать качественные данные.

Формат

Курс состоит из коротких видеолекций от 8 до 15 минут длиной. На каждой неделе будет представлен оцениваемый тест из 10 вопросов, практическое задание в формате взаимного оценивания.

  1. Denzin, Norman K., Lincoln, Yvonna S. (2005). The Sage Handbook of Qualitative Research. Thousand Oaks: Sage, 3rd ed.
  2. Leavy, Patricia (ed.) (2014). The Oxford Handbook of Qualitative Research.
  3. Штейнберг И., Шанин Т., Ковалев Е., & Левинсон А. Качественные методы. Полевые социологические исследования. СПб.: Алетейя, 2009.
  4. Полевая кухня: как провести исследование / Под ред. Н. Гончаровой. - Ульяновск: Изд-во «Симбирская книга», 2004. 

Требования

Данный курс разработан для тех, кто хочет получить базовые знания том, как проводить социологическое исследование качественными методами, и развить основные навыки сбора и анализа данных. Курс является вводным для освоения навыков качественного исследователя, поэтому специальных требований к слушателям нет.

Программа курса

  1. Качественное исследование в социальных науках: методологические основания
  2.  Дизайн качественного исследования
  3. Этнографическая стратегия и участвующее наблюдение
  4. Интервью в качественном исследовании
  5. Фокусированное групповое интервью (фокус-группы): особенности организации и проведения
  6. Качественный анализ данных: общий обзор
  7. Биографический метод
  8. Кейс-стади
  9. Оценка и презентация результатов качественного исследования и жанры качественного письма
  10. Этика качественного социологического исследования

Результаты обучения

Cпособность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9), способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ПК-1), умение использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-5), способность использовать методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-11)

Формируемые компетенции

  • УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач;
  • УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений;
  • ОПК-2 Способен к социологическому анализу и научному объяснению социальных явлений и процессов на основе научных теорий, концепций, подходов;
  • ОПК-3 Способен принимать участие в социологическом исследовании на всех этапах его проведения;
  • ПК-1 Способен самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий;
  • ПК-2 Способен участвовать в составлении и оформлении профессиональной научно-технической документации, научных отчетов, представлять результаты социологических исследований с учетом особенностей потенциальной аудитории;
  • ПК-4 Умеет обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций.

Направления подготовки

Отзывы о курсе

Омельченко Елена Леонидовна

Доктор социологических наук, Профессор
Должность: Профессор департамента социологии, Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения, НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург

Крупец Яна Николаевна

Кандидат социологических наук, Доцент
Должность: Доцент департамента социологии, заместитель директора Центра молодежных исследований

сертификат об окончании курса

Сертификат

Предусмотрен сертификат.

Сертификат участника обычно выдается при достижении 60% от общего рейтинга при условии сдачи работ до жесткого дедлайна. Сертификат с отличием, как правило, выдается при достижении 90% от общего рейтинга при условии сдачи работ до мягкого дедлайна.

Похожие курсы