up
  • Russian

    course language

  • 11 weeks

    course duration

  • 3 credit points

    for credit at your university

На курсе “Введение в цифровую медицину: от фундаментальной науки и космических технологий к персональной стратегии поддержания здоровья” профессора разных факультетов МГУ и ведущих медицинских университетов Москвы, а также главный внештатный специалист Минздрава России по информационным системам в здравоохранении, расскажут о ключевых направлениях цифровой трансформации медицины, здравоохранения, биомедицинских исследований и повседневной жизни пациентов.

About

Актуальное для каждого направление цифровой медицины Московский университет развивает в научных исследованиях, в медицинской деятельности и как самостоятельную учебную дисциплину.

Цель учебного курса состоит в формировании у слушателей понятийного аппарата и базовых представлений о принципах, направлениях, практике и перспективах внедрения цифровых технологий в медицине.

Учебной программой предусмотрено введение слушателей в основы цифровой медицины и здравоохранения как в область знаний и практическую деятельность, связанную с разработкой
и использованием цифровых технологий для оказания медицинской помощи и улучшения здоровья. Это включает в себя «мобильное» и «электронное» здравоохранение, что охватывает
применение интеллектуальных, мобильных, сетевых устройств и приложений для диагностики,
лечения и ухода за пациентами, а также для обеспечения здорового образа жизни человека.

Структура курса построена на основе самостоятельных авторских лекций каждого преподавателя, логически взаимосвязанных и последовательно развивающих друг друга исходя из общего представления о теоретических основах и практической реализации цифровых технологий в медицине.
Лекции систематизированы в 4 модуля, знакомящих слушателей с основами:
1. истории развития цифровой медицины, мобильного / электронного / цифрового здравоохранения;
2. медицинской биоинформатики и цифровыми технологиями создания новых лекарств, в лучевой диагностики, в неврологии и нейронауках;
3. медицинских информационных систем, обработки больших данных и медицинского искусственного интеллекта, телемедицины и медицинской робототехники;
4. цифровых технологий в космической медицине, социально-экономических развития и философского осмысления цифровой трансформации здравоохранения.

В практикумах по окончании лекций раскрываются базовые цифровые технологии
медицинского назначения, доступные в настоящее время каждому слушателю.

Курс ориентирован на широкий круг слушателей, заинтересованных в получении знаний
по цифровой медицине – от учащихся медицинских классов общеобразовательных школ,
студентов и свободных слушателей до представителей профессионального медицинского
сообщества. Содержание лекций и заданий дает возможность освоить курс студентам всех
основных направлений подготовки.

Заинтересованные студенты смогут участвовать в увлекательном процессе создания и
передачи новых знаний на стыке фундаментальной медицины с математикой, инженерными,
естественными и гуманитарными науками.

Format

Форма обучения – заочная (дистанционная). Курс состоит из 9 лекций и итоговой аттестации. Еженедельные занятия включают просмотр тематических видеолекций, состоящих из
фрагментов продолжительностью от 8 до 20 минут и выполнение тестовых заданий с автоматизированной проверкой результатов.

Возможно написание эссе – творческих работ в формате сочинения с рассуждениями по предложенным темам, которое должно содержать полные, развёрнутые ответы, подкреплённые примерами из лекций и/или личного опыта, знаний или наблюдений.

Курс заканчивается итоговой аттестацией в виде интерактивного контроля выполнения тестов и задач с ответом. Финальная оценка результатов обучения формируется на основе данных итогового тестирования и еженедельного контроля. 

Requirements

Курс является общеобразовательным и рассчитан на широкую аудиторию слушателей без предварительной подготовки с уровнем знаний в объёме основного общего образования.

Course program

Онлайн-курс состоит из девяти лекций и итоговой аттестации:
1. Число и цифра в истории медицины.
2. Мониторинг здоровья - M-Health, как необходимый компонент персонализированной медицины и питания.
3. Системы ИИ в медицине. Состояние в мире и в России.
4. Цифровые технологии в лучевой диагностике.
5. Медицинская биоинформатика и математическая биология.
6. Парадигма докинга: суперкомпьютерная разработка лекарств и цифровые технологии в медицине.
7. Цифровизация здравоохранения в Российской Федерации.
8. Цифровая медицина на эволюционной шкале цифровой экономики: на пути к четвертой промышленной революции.
9. Философия цифровой медицины.

Education results

Результатом освоения программы дисциплины является формирование у слушателей
ключевых компетенций по цифровой медицине по 4 основным направлениям – информационные, коммуникативные, технические и пользовательские. Соответствующие знания, умения и навыки, мотивация и ответственность позволят слушателям достичь цифровой медицинской грамотности в целях поддержания личного здоровья и полноценного участия в общественном здравоохранении с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Курс может быть использован для учебного процесса в вузах по программам среднего профессионального и высшего образования (бакалавров, магистров и специалистов) в качестве элективного курса или включен в обязательную программу подготовки.

Желаем удачи в освоении материалов курса!

Formed competencies

УК-4(коммуникация). Способен: применять современные коммуникативные технологии, в
том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия.
УK-6 (самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение)). Способен: определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки и образования в течение всей жизни.
УК-8(безопасность жизнедеятельности). Способен: создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов.
УK-9(инклюзивная компетентность). Способен: использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах.
ОПК-1(диагностические инструментальные методы обследования). Знать:основные медицинские изделия, предусмотренные порядком оказания медицинской помощи, современные цифровые технологии в приложении к решению задач обследования пациента.
Уметь: применять медицинские изделия, предусмотренные порядком — оказания медицинской помощи, а также проводить обследование пациента с применением цифровых технологий.
OПK-2(информационная грамотность). Знать: основные современные концепции информатизации здравоохранения и автоматизации управления
здравоохранением, виды информационных технологий и основные задачи и области примененя цифровой медицины.

Уметь: решать стандартные задачи цифровой медицины и электронногос здравоохранения с использованием информационных ресурсов, информационно-коммуникационных технологий с учетом основных требований информационной безопасности.

Education directions

01.00.00 Математика и механика
02.00.00 Компьютерные и информационные науки
07.00.00 Архитектура
08.00.00 Техника и технологии строительства
09.00.00 Информатика и вычислительная техника
10.00.00 Информационная безопасность
11.00.00 Электроника, радиотехника и системы связи
12.00.00 Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии
13.00.00 Электро- и теплоэнергетика
14.00.00 Ядерная энергетика и технологии
15.00.00 Машиностроение
16.00.00 Физико-технические науки и технологии
17.00.00 Оружие и системы вооружения
18.00.00 Химические технологии
19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии
20.00.00 Техносферная безопасность и природообустройство
21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия
22.00.00 Технологии материалов
23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта
24.00.00 Авиационная и ракетно-космическая техника
25.00.00 Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники
26.00.00 Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта
27.00.00 Управление в технических системах
28.00.00 Нанотехнологии и наноматериалы
29.00.00 Технологии легкой промышленности
30.00.00 Фундаментальная медицина
31.00.00 Клиническая медицина
32.00.00 Науки о здоровье и профилактическая медицина
33.00.00 Фармация
34.00.00 Сестринское дело
35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство
36.00.00 Ветеринария и зоотехния
37.00.00 Психологические науки
38.00.00 Экономика и управление
39.00.00 Социология и социальная работа
40.00.00 Юриспруденция
41.00.00 Политические науки и регионоведение
42.00.00 Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело
43.00.00 Сервис и туризм
44.00.00 Образование и педагогические науки
45.00.00 Языкознание и литературоведение
46.00.00 История и археология
48.00.00 Теология
49.00.00 Физическая культура и спорт
50.00.00 Искусствознание
51.00.00 Культуроведение и социокультурные проекты
52.00.00 Сценические искусства и литературное творчество
53.00.00 Музыкальное искусство
54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусств
55.00.00 Экранные искусства

Отзывы о курсе

Контактная информация:

Почтовый адрес: 119234, Москва, Ломоносовский пр. д. 27 корп. 1, комната Г-729
Телефон: +7 (495) 938-21-39
Емейл тех.поддержкиsupport@distant.msu.ru

Зарубина Татьяна Васильевна

Доктор медицинских наук, профессор
Position: главный внештатный специалист Минздрава России по внедрению информационных систем в медицине, заместитель директора ФГБУ «ЦНИИОИЗ Минздрава России» по информатизации в здравоохранении, заведующий кафедрой медицинской кибернетики и информатики РНИМУ им. Н.И. Пирогова.

Атьков Олег Юрьевич

Член-корреспондент РАН, доктор медицинских наук, профессор
Position: лётчик-космонавт СССР

Воеводин Владимир Валентинович

Член-корреспондент РАН, доктор физико-математических наук, профессор
Position: заведующий кафедрой суперкомпьютеров и квантовой информатики (СКИ) факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ имени М.В.Ломоносова

Буравкова Людмила Борисовна

Член-корреспондент РАН, доктор медицинских наук, профессор
Position: заместитель директора по научной работе Института медико-биологических проблем РАН.

Медведев Олег Стефанович

Доктор медицинских наук, профессор
Position: заведующий кафедрой фармакологии факультета фундаментальной медицины МГУ

Копылов Филипп Юрьевич

Доктор медицинских наук, профессор
Position: директор Института персонализированной медицины Первого МГМУ имени И.М. Сеченова

Котов Олег Валериевич

Кандидат медицинских наук
Position: летчик-космонавт Российской Федерации, заместитель директора Института медико-биологических проблем РАН

Головин Алексей Викторович

Доктор химических наук, профессор факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ
Position: руководитель направления "Биологическая информация" депозитария живых систем "Ноев ковчег"

Лапидус Лариса Владимировна

Доктор экономических наук, профессор кафедры экономики инноваций экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Position: директор Центра социально-экономических инноваций экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, директор Центра компетенций цифровой экономики Международной ассоциации корпоративного образования (МАКО)

Логинов Василий Анатольевич

Доктор медицинских наук
Position: профессор кафедры экологической и экстремальной медицины МГУ имени М.В. Ломоносова

Синицын Валентин Евгеньевич

Доктор медицинских наук, профессор
Position: заведующий кафедрой лучевой диагностики и терапии факультета фундаментальной медицины МГУ, заведующий отделом лучевой диагностики МНОЦ МГУ имени М.В.Ломоносова

Сулимов Владимир Борисович

Доктор физико-математических наук
Position: заведующий лабораторией вычислительных систем и прикладных технологий программирования Научно- исследовательского вычислительного центра МГУ

Брызгалина Елена Владимировна


Position: заведующая кафедрой философии образования МГУ, член комиссии по биоэтике МГУ им. М.В. Ломоносова, локального этического комитета МНОЦ МГУ и локального этического комитета НЦЗД Минздрава РФ

Similar courses