наверх

Охрана окружающей среды

  • Русский

    язык курса

  • 15 недель

    длительность курса

  • 3 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

Целевая аудитория: студенты МГУ и других вузов естественнонаучных специальностей (биологи, почвоведы, географы, геологи, химики), старшие школьники и абитуриенты, интересующиеся теми же дисциплинами и желающие обучаться на соответствующих факультетах ВУЗов, экологически обеспокоенные граждане разного возраста (в основном взрослые), имеющие как минимум школьную подготовку по биологии и экологии и желающие самостоятельно разобраться в экологических проблемах страны, мира, своего родного города. 

В чём состоит их гарантированное Конституцией право на здоровую среду обитания, то они теряют, отдавая его разного рода хозяйствующим субъектам, вроде застройщиков, «благоустроителей» и пр. агентам экологического ущерба.
 

О курсе

Курс даёт представление о современном уровне знаний по охране природы, показывает широкие возможности, сложность, красоту и интеллектуальную привлекательность фундаментальных исследований в области экологии. Он рассказывает о работах «переднего края науки» по данной проблематике на примере главнейших глобальных проблем — охраны биоразнообразия и вымирания видов; территориальной охране природы; демографическим проблемам человечества; производству продуктов питания; энергетическим проблемам человечества; урбанизации как проблеме (загрязнение, преобразование ландшшафта, фрагментация местообитаний и пр.); урбанизации как возможности экологически устойчивого развития («Экополис»); изменения климата; мировая динамика и её моделирование в рамках концепции «пределов роста»: кризис vs устойчивое развитие. 
Обсуждается предмет, цели и задачи охраны природы как научно-практической дисциплины. Её значение для фундаментальной экологической теории определяется:
1) пониманием сообществ как мозаики нарушений на разных стадиях зарастания, и устойчивости экосистем как динамического баланса между нарушением и восстановлением растительности (фауна соответствующих территорий играет ключевую роль в обоих процессах);
2) исследованием механизмов устойчивости и жизнеспособности популяций в нарушенных и фрагментируемых местообитаниях, достигающейся вопреки ресурсной, средовой и демографической стохастичности. Включая наш собственный вид, Homo sapiens, с его производством и потреблением, «дробящим» и фрагментирующим природные ландшафты.
Обсуждаются наиболее общие причины экологического кризиса:
а) выгодность умеренных нарушений для хозяйства и природы одновременно,
б) экономические стимулы и другие социальные факторы, постоянно подталкивающие выйти за оптимум антропогенной нагрузки, промысла биоресурсов и пр. параметров трансформации экосистем,
в) «контуров разрушения» – положительных обратных связей, запускающихся, когда нарушение перейдёт допустимый предел и способствующих ещё большему нарушению.
Охарактеризованы факторы а) – в) для современной эпохи, определяющиеся глобальный характер экологического кризиса. Ведущим фактором развития кризиса оказывается потребительское давление, а не «демографический взрыв» – по мере развития промышленной и урбанистической инфраструктуры человечества второй тормозит, первый, наоборот, набирает скорость.
Обсуждаются пределы роста мирового хозяйства, выход за которые в 1980-е годы вызвал нынешний кризис, возможности экологически устойчивого развития. Показано, что последнее недостижимо просто количественным ограничением роста мировой экономики, но качественными изменением её структуры:
1) последовательным ограничением свободы предпринимательства, всё более полной компенсацией экологических и социальных рисков, «производимых» одновременно с товарами, что делает выгодным переход от рыночной стихии к плановому хозяйству.
2) Смена ориентиров поведения хозяйствующих субъектов и потребителей от краткосрочного выигрыша к долгосрочному, от максимизации прибыльности вложений к долгосрочной устойчивости существования. Необходимые условия этого созданы процессом 1; что позволяет «вместить» мировое хозяйство в условия устойчивости Германа Дейли.
3) Сопряжённо с изменением структуры производства меняется потребление: от решения проблемы частными средствами, когда ты конкурируешь с множеством делающих то же самое, к вложениям в развитие общественной инфраструктуры, работа которой предоставляет те же возможности всем и на равных. Устранение конкуренции, кроме большей эффективности использования, определяет (при прочих равных) меньшую затрату ресурсов и меньший экологический ущерб.
4) Улучшение качества среды обитания достигается преимущественно восстановлением природных сообществ или их техногенных аналогов (рукотворных ландшафтов), а не техническими средствами. Первое лучше и дешевле второго (во всех случаях кондиционирования среды обитания, где возможно сопоставление). Фактически это проявление общего принципа оптимизации, известного как «совмещение нескольких функций в одном конструктивном элементе», где одна функция – экологическая. А «элемент» представляет собой экосистемы, способные к самоподдержанию, или включают их.
Описаны знаменитые модели «пределов роста» Денниса и Донеллы Медоуз, исходя из которых предсказан глобальный экономический кризис. Показана состоятельность модели, соответствие предсказанных в ней тенденций динамики реальному ходу событий. Описано рождение термина «устойчивое развитие», связанные с ним надежды и причины, по которым они остались пустыми. Обсуждаются их частные варианты — модели кризисов в системе «природа-общество» для одного региона и одного используемого ресурса, развитые И.Д.Люри.
Описаны принципы моделирования и структура модели. Анализируется кибернетический механизм развития экологического кризиса, на его основе показано, почему в рамках сценария «бизнес как всегда» обычные регуляторы – рынок и технологии – не просто включаются с запозданием, но, включившись, ухудшают ситуацию. Описаны системные преимущества плановой экономики по переходу к экологически устойчивому развитию.
 

Формат

Форма обучения заочная (дистанционная).

Еженедельные занятия будут включать просмотр тематических видеолекций и участие слушателей в интерактивной системе вопросов и ответов. Важными элементами изучения дисциплины являются

1) самостоятельная работа с моделью World3-91: используя знания о механизмах кризиса, связанного с выходом за пределы, и структуре модели, перебирая её параметры (так, как работает эволюция — мелкие изменения и отбор), нужно перейти от кризисной траектории стандартного сценария к одной из устойчивых (используя Инструкцию, составленную автором курса)

2) написание творческой работы. Выбрав одну из свежих статей по наиболее интересной им теме охраны окружающей среды (самостоятельно или с консультацией автора  курса), слушатели делают её перевод, после чего докладывают на итоговой конференции пос следующему плану: а) проблема, которую пробует разрешить статья (что было неясно и авторы исследования хотят разрешить? б) какие методы они использовали, в) что получилось и что из этого следует, г) какие возможности исследований и практической деятельности открываются на основе полученного в данном исследовании? Дальше докладчик отвечает на вопросы всех остальных слушателей..
 

Требования

Курс является общеобразовательным, и рассчитан на широкую аудиторию слушателей.
 

Программа курса

Лекция 1. Глобальный экологический кризис: механизмы, динамика, возможность выхода.
Лекция 2. Модель пределов роста (Донелла Медоуз, Деннис Медоуз, Дмитрий Люри) как основа для понимания кризисов в системе "Природа-общество".
Лекция 3. Демография Homo sapiens как фактор влияния на среду обитания.
Лекция 4. Производство продуктов питания в нарушенной биосфере: свечу жгут с обоих концов
Лекция 5. "Преобразование природы" человеком: вклад в углубление кризиса или (пока нереализованный) способ выхода из него?
Лекция 6. Современные города: не только проблема, но и решение.
Лекция 7. Глобальное потепление в нарушенной биосфере: растущие минусы, преходящие плюсы
Лекция 8. Экологически устойчивое развитие в плановой экономике будущего.

Каждая лекция предполагает: 1) дополнительные материалы, расширяющие и конкретизирующие сказанное на лекции: книги, статьи, видео, иллюстрации для самостоятельного углубления в темы, интересующие каждого отдельного слушателя. Они подобраны так, что позволяют слушателям проверять сказанное лектором, а не верить на слово; 2) интерактивную систему вопросов и ответов для стимуляции интереса всего коллектива слушателей и побуждения каждого к самостоятельному угулублению знаний по наиболее интересующим его темам (и к определению таких тем). В конце предлагается самостоятельная работа с моделью пределов роста («спасти» компьютерное человечество, переведя развитие с кризисной траектории к устойчивой).
 

Результаты обучения

Знать:

  • наиболее общие механизмы развития экологического кризиса, их конкретные проявления (глобальные проблемы — преобразование ландшафта, загрязнение, производство продуктов питания и пр.), успешные и неудачные попытки решения, основные условия сохранения биологического разнообразия и устойчивости экосистем;
  • биосферные ограничения экономического развития человечества, необходимые изменения общественного устройства для сохранения биосферы, характер предоставляемых ею «благ», образующих здоровую среду обитания, и способы их сохранения;
  • принципы экологической устойчивости хозяйствования, её требования и ограничения,  взаимосвязь социальных, экономических и экологических аспектов развития, определяющие экополитику (ведущую к кризису или, напротив, к устойчивости);
  • теоретические модели, описывающие развитие кризисов в системе «природа-общества», варианты их разрешения, способы перехода к устойчивости (пределов роста Донеллы и Денниса Медоузов, их частные приложения к конкретным территориям и формам природопользования И.Д.Люри), на их основе развить системное мышление применительно к задачам устойчивого развития; 
  • основные антропогенно-обусловленные негативные процессы в различных объектах окружающей среды (гидросфера, атмосфера и почва) и в экосистемах;
  • принципы и методы охраны растительного и животного мира, сохранения их биоразнообразия и продуктивности, способы экообустройства и экореставрации;
  • основные мероприятия по предотвращению загрязнения и других видов антропогенного воздействия на окружающую среду, способы экологической компенсации разных видов воздействий;
  • главные направления перехода к экологической устойчивости территорий, в том числе  высокоурбанизированных, их условия, требования и возможные ограничения.

Уметь:

  • использовать полученные знания для охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
  • анализировать антропогенное воздействие на окружающую среду включая последствия, отсроченные во времени, или связанные с «контурами разрушения», запущенными данным воздействием;
  • применять системный подход к анализу экологических проблем разного масштаба, реконструировать контуры причинно-следственных связей, определяющих динамику каждой из них, понимать возможности их перестройки для разрешения проблемы;
  • использовать принципы системно-динамического моделирования для прогноза последствий разных видов природопользования и разрешения возникающих экологических проблем;
  • анализировать экополитику, осуществляемую в Москве, России и мире, с пониманием её сильны и слабых сторон, последствий, предлагать улучшения;
  • применять принципы устойчивого развития к организации массового отдыха, организации хозяйства и быта на отдельных территориях, к сохранению природного капитала в этих условиях.

Владеть:

  • представлениями о значимости охраны окружающей среды и методах ее реализации на практике;
  • навыками оценки воздействия на окружающую среду, включая прогнозы последствий «контуров разрушения»;
  • навыками управления моделями сложных эколого-экономических систем для задач достижения устойчивого развития;
  • техникой поиска и анализа актуальной научной литературы, имеющей отношение к конкретной проблеме охраны окружающей среды, в том числе незнакомой, навыками самообразования в этой области;
  • способами анализа происходящих событий в области охраны окружающей среды, российских и международных, в том числе законов, договоров, других нормативных актов, деклараций политиков и других заявлений, также как значимых изменений в природе и обществе, ставших предметом публичного обсуждения.

Демонстрировать способность и готовность:
к практическому применению полученных знаний для решения экопроблем в местах своего проживания, к их распространению для экологического просвещения сограждан.
 

Формируемые компетенции

  • Способность осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации (УК-1.Б).
  • Способность в контексте профессиональной деятельности использовать знания об основных понятиях, объектах изучения и методах естествознания (УК-7.Б).
  • Способность использовать базовые представления о разнообразии биологических объектов, значения биоразнообразия для устойчивости биосферы, применять методы наблюдения, описания, идентификации, классификации (ОПК-2.Б).
  • Способность применять имитационное моделирование для анализа поведения социально-экологических систем, навыки работы с современными информационными технологиями (ОПК-8.Б).
  • Способность критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты лабораторных биологических исследований (ОПК-11.Б).

Направления подготовки

Знания


 

Умения


 

Контактная информация:

Почтовый адрес: 119234, Москва, Ломоносовский пр. д. 27 корп. 1, комната Г-729
Телефон: +7 (495) 938-21-39
Емейл тех.поддержкиsupport@distant.msu.ru

Фридман Владимир Семёнович

Кандидат биологических наук
Должность: старший научный сотрудник лаборатории экологии, биологических инвазий и охраны природы биологического факультета МГУ имени М.В,Ломоносова

Похожие курсы