course language
course duration
for credit at your university
Задача курса «Практикум по зоологии беспозвоночных своими руками» – познакомить слушателей с различными представителями беспозвоночных животных, с методами их содержания, разведения, изучения внешней морфологии и внутренней анатомии. Отдельно обсудим, как при изучении объектов помогает работа над зоологическим рисунком.
Разнообразие беспозвоночных животных очень велико, мы остановимся на некоторых ярких представителях различных групп.
Обучающиеся познакомятся с техникой работы с бинокуляром и световым микроскопом. Будем учиться делать временные препараты для изучения живых объектов, обсудим, как работать с постоянными препаратами, в том числе гистологическими срезами (изготовить их самостоятельно, скорее всего, в рамках курса не удастся). Занятия по анатомии будут сопровождаться вскрытиями таких животных, как дождевой червь, виноградная улитка, мидия, речной рак, один из видов крупных тараканов.
Цель курса – знакомство «руками» с объектами зоологии беспозвоночных, освоение классических методов работы с ними. Картинки из книг и учебников, фотографии и видеоролики из интернета часто очень хороши и информативны, но когда идет работа с объектом изучения собственными руками и другими частями тела, человек получает знания, опыт, а не одну лишь информацию. Подразумевается, что участники курса смогут добыть себе для работы бинокуряр, световой микроскоп и необходимые инструменты (предметные и покровные стекла, пипетки, глазные ножницы, препаровальные ванночки и т.д.) и некоторые реактивы (метиленовый синий, например).
Очень важный момент – регистрация наблюдений – зоологический рисунок с определенными требованиями и правилами выполнения, фотографирование, поиск деталей того или иного объекта на изучаемом материале.
Отдельный вопрос, на который будет сделан акцент - как, не имея доступе лаборантской и аквариальной комнаты, содержать и вырастить для изучения различных простейших (амеб, инфузорий), пресноводную гидру, пресноводную планарию, свободноживущих нематод и других зверей, и где найти объекты для изучения в природе.
Форма обучения заочная (дистанционная).
Еженедельные занятия будут включать просмотр тематических видео-лекций и выполнение тестовых заданий с автоматизированной проверкой результатов.
Важным элементом изучения дисциплины является участие в обязательном задание - творческой работе.
В открытом доступе вы можете ознакомиться с видеолекциями первых двух недель, остальные материалы станут доступны после оплаты курса.
Курс является общеобразовательным и рассчитан на широкую аудиторию слушателей.
1. Введение. Общие правила работы в лаборатории (в том числе, в домашней
лаборатории). Оптические приборы для работы на практикуме. Бинокуляр, световой
микроскоп - устройство и принципы работы. Техника безопасности.
Где и как раздобыть живую амебу для изучения. Поддержание культуры амебы
обыкновенной в лаборатории. Как приготовить временный препарат с амебой. Строение
амебы под микроскопом.
2. Как вырастить инфузорий дома, где и как собрать инфузорий в природе.
Инфузория-туфелька, инфузория-трубач. Содержание в культуре, питание, приготовление
временного препарата, наблюдение за живыми инфузориями под микроскопом.
Строение инфузории-туфельки и инфузории-трубача.
3. Первые многоклеточные животные - губки. Пресноводные губки - где их найти в
природных водоемах. Строение губок, скелетные элементы губок – спикулы.
Приготовление препаратов скелетных элементов губок для изучения под микроскопом.
4. Пресноводная гидра - представитель стрекающих.
Содержание культуры гидры, приготовление среды hydra medium, кормление гидр
науплиусами артемии. Как готовить живой корм для гидры из цист артемии. Строение
гидры, бесполое размножение гидры. Приготовление временного окрашенного
препарата стрекательных капсул из щупальца.
5. Кольчатые черви на примере дождевого червя. Где достать крупного дождевого
червя для изучения на практикуме. Несколько слов о вермикультуре. Как очистить
кишечник червя крахмалом перед изучением вскрытия. Внешнее строение дождевого
червя. Методы терминального наркоза дождевого червя для дальнейшего вскрытия.
Методика вскрытия, анатомия дождевого червя на вскрытии. Фотографии поперечного
среза дождевого червя (постоянный препарат с окрашенными гистологическими
срезами).
6. Моллюски. Представители двустворчатых моллюсков - мидия и беззубка: где
собрать в природе, как приготовить для изучения на практикуме. Как моллюска вынуть из
раковины. Вскрытие мантийной полости.
Виноградная улитка - представитель брюхоногих моллюсков. Внешнее строение
виноградной улитки, строение мантийной полости на вскрытии. Внутреннее строение
виноградной улитки на вскрытии.
7. Плоские черви. Свободноживущие пресноводные планарии на примере Dugesia
sp. Где достать и как содержать дугезий в лаборатории. Строение планарий.
8. Свободноживущие почвенные нематоды на примере Panagrellus sp. Как развести
и поддерживать культуру свободноживущих нематод в лаборатории, чем кормить.
Внешнее строение, половой диморфизм.
9. Речной рак - представитель ракообразных членистоногих. Где достать и как
приготовить речного рака для изучения на практикуме. Внешняя морфология речного
рака. Строение различных конечностей речного рака. Фиксация. Анатомия речного рака
на вскрытии.
10. Насекомые - на примере мадейрского таракана (подойдет любой крупный
таракан). Где достать крупного таракана для изучения на практикуме. Методы
содержания колонии крупных тараканов в культуре. Внешнее строение таракана.
Анатомическое вскрытие таракана.
Знать:
- представителей различных типов беспозвоночных животных и их характерные
черты внешнего и внутреннего строения;
- знать методы сбора и содержания различных одноклеточных и многоклеточных
беспозвоночных (амебы, инфузорий, гидры, свободноживущих нематод и других).
Владеть:
- методами наркоза и манипуляций с беспозвоночными для их дальнейшего
изучения;
- базовыми навыками зоологического рисунка как метода изучения того или иного
беспозвоночного животного.
Уметь:
- работать с бинокуляром и световым микроскопом на уровне уверенного
пользователя;
приготовить временный препарат для микроскопирования;
- выполнить анатомическое вскрытие дождевого червя, виноградной улитки,
речного рака, крупного вида таракана.
ОПК-1. Способен применять знание биологического разнообразия и использовать методы наблюдения, идентификации, классификации, воспроизводства и культивирования живых объектов для решения профессиональных задач.
Почтовый адрес: 119234, Москва, Ломоносовский пр. д. 27 корп. 1, комната Г-729
Телефон: +7 (495) 938-21-39
Емейл тех.поддержки: support@distant.msu.ru
course language
course duration
for credit at your university
Кандидат биологических наук
Position: младший научный сотрудник кафедры зоологии беспозвоночных биологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова
Кандидат биологических наук
Position: учебный мастер 1-ой категории кафедры зоологии беспозвоночных биологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова
Position: Инженер-лаборатнт 1-ой категории кафедры зоологии биологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова
Position: старший лаборант отдела математических методов в биологии Научно-исследовательского института физико-химической биологии имени А.Н. Белозерского МГУ