наверх
  • Русский

    язык курса

  • 10 недель

    длительность курса

  • от 6 до 8 часов в неделю

    понадобится для освоения

  • 2 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

 

Уважаемые слушатели, некоторые материалы данного курса доступны для ознакомительного просмотра. Чтобы получить доступ ко всем материалам курса, необходимо оплатить доступ к материалам. 

Курс «Введение в литературоведение», как и следует из названия, посвящен знакомству с основами этой научной дисциплины.

О курсе

Что такое литература, в той или иной степени представляет себе практически каждый человек — даже тот, кто не очень любит читать книжки. Да и прочитать сказку, роман, повесть, пьесу, стихотворение можно без специальной подготовки. Более того, в жизни именно так и происходит. Подавляющее число читателей — люди разных возрастов, знаний и профессий. Зачем же нужна специальная наука о литературе? Чем занимается литературоведение? что изучает? какие задачи старается решить? и чем эти задачи отличаются от задач, которые решают другие гуманитарные науки? как связано литературоведение с практической жизнью? нужны ли специальные знания и полезны ли они непрофессиональному читателю? существует ли «правильное» прочтение художественного произведения? можно ли отличить «плохую» литературу от «хорошей», произвол от интерпретации? цифровая книга и бумажная — разные формы или разные реальности? чем отличается читатель сегодняшний от предшествующих эпох?

Наш курс не содержит исчерпывающих ответов на все эти вопросы, но все они в нем присутствуют.

Цель курса — познакомить всех, кому интересен сам феномен литературы, с уже найденными путями его осмысления. Для этого мы рассмотрим основные понятия, которыми пользуются для описания литературной реальности и реалий литературы.

Мы надеемся, что курс по-своему будет полезен самым разным слушателям: если вы планируете профессионально заниматься гуманитарными исследованиями, то материалы курса послужат необходимой базовой площадкой для дальнейшего погружения в сложные дискуссионные вопросы современной науки; если ваш интерес к литературе продиктован «веленьем сердца», то, возможно, обучение на этом курсе позволит вам по-новому взглянуть на знакомые тексты. А впрочем — одно не исключает другого, не так ли?

Формат

Дистанционный

Требования

Обучение на курсе не требует специальной подготовки. Необходим элементарный читательский опыт, предполагающий знакомство с классическими произведениями мировой, прежде всего — русской литературы.

Программа курса

1. Литературоведение в ряду гуманитарных дисциплин.

2. Текст и Автор.

3. Герой и Читатель

4. Классика и беллетристика

5. Как изучать текст?

6. Язык литературы

7. Текст как мир

8. Пространство в литературе

9. Время в литературе

10. Проблема сюжета

Результаты обучения

По завершении этого курса учащиеся будут

 

Уметь:

1. выделять в тексте типологические модели (героя, пространства, сюжета и т.д.);

2. комментировать художественный текст, опираясь на знание его основных категорий

3. обосновать свою оценку художественного текста, опираясь на результаты филологического анализа

 

Знать:

1. предмет и задачи, основные понятия литературоведения как науки

2. диапазон проблем, связанных с выделением, описанием и изучением поля литературы

3. подходы к изучению художественного текста

4. основные категории художественного текста

 

Владеть:

1. навыками системного подхода к восприятию художественного произведения

2. первичными навыками анализа художественного текста

Формируемые компетенции

По действующему стандарту:

ОПК:

  • способностью демонстрировать представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии в целом и ее конкретной (профильной) области (ОПК-1);
  • способностью демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных текстов (ОПК-3);
  • владением базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов, филологического анализа и интерпретации текста (ОПК-4);

ОК:

  • способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);
  • способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
  • способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
  • способностью использовать основные положения и методы социальных и гуманитарных наук (наук об обществе и человеке), в том числе психологии и педагогики, в различных сферах жизнедеятельности (ОК-10)

 

По проекту нового стандарта (ФГОС 3++)

 

ОПК:

ОПК-1. Способен использовать в профессиональной, в том числе педагогической, деятельности представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии в целом и ее конкретной области с учетом направленности программы

ОПК-3. Способен использовать в профессиональной, в том числе 11 ФГОС ВО Филология (уровень бакалавриат) – 05 педагогической, деятельности знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; истории литературной критики, представление о различных литературных и фольклорных жанрах, библиографической культуре;

ОПК-4. Способен осуществлять на базовом уровне сбор и анализ языковых и литературных фактов, филологический анализ и интерпретацию текста;

 

УК:

УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений

УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде

УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)

УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах

УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни

Направления подготовки

45.00.00 Языкознание и литературоведение
Подходит для всех направлений подготовки.

Знания

По окончании обучающийся должен знать:

  • предмет и задачи, основные понятия литературоведения как науки;
  • диапазон проблем, связанных с выделением, описанием и изучением поля литературы;
  • подходы к изучению художественного текста;
  • основные категории художественного текста.

Умения

По окончании обучающийся должен уметь:

  • выделять в тексте типологические модели (героя, пространства, сюжета и т.д.);
  • комментировать художественный текст, опираясь на знание его основных категорий;
  • обосновать свою оценку художественного текста, опираясь на результаты филологического анализа.

Навыки

По окончании обучающийся должен владеть:

  • навыками системного подхода к восприятию художественного произведения;
  • первичными навыками анализа художественного текста.

Отзывы о курсе

Васильева Ирина Эдуардовна

Кандидат филологических наук
Должность: доцент кафедры истории русской литературы

Оверина Ксения Сергеевна

Кандидат филологических наук
Должность: старший преподаватель кафедры истории русской литературы

Филонов Евгений Анатольевич

Кандидат филологических наук
Должность: научный сотрудник Отдела рукописей Российской национальной библиотеки, доцент кафедры истории русской литературы СПбГУ

Похожие курсы