course language
course duration
needed to educate
for credit at your university
Курс «Введение в литературоведение», как и следует из названия, посвящен знакомству с основами этой научной дисциплины.
Что такое литература, в той или иной степени представляет себе практически каждый человек — даже тот, кто не очень любит читать книжки. Да и прочитать сказку, роман, повесть, пьесу, стихотворение можно без специальной подготовки. Более того, в жизни именно так и происходит. Подавляющее число читателей — люди разных возрастов, знаний и профессий. Зачем же нужна специальная наука о литературе? Чем занимается литературоведение? что изучает? какие задачи старается решить? и чем эти задачи отличаются от задач, которые решают другие гуманитарные науки? как связано литературоведение с практической жизнью? нужны ли специальные знания и полезны ли они непрофессиональному читателю? существует ли «правильное» прочтение художественного произведения? можно ли отличить «плохую» литературу от «хорошей», произвол от интерпретации? цифровая книга и бумажная — разные формы или разные реальности? чем отличается читатель сегодняшний от предшествующих эпох?
Наш курс не содержит исчерпывающих ответов на все эти вопросы, но все они в нем присутствуют.
Цель курса — познакомить всех, кому интересен сам феномен литературы, с уже найденными путями его осмысления. Для этого мы рассмотрим основные понятия, которыми пользуются для описания литературной реальности и реалий литературы.
Мы надеемся, что курс по-своему будет полезен самым разным слушателям: если вы планируете профессионально заниматься гуманитарными исследованиями, то материалы курса послужат необходимой базовой площадкой для дальнейшего погружения в сложные дискуссионные вопросы современной науки; если ваш интерес к литературе продиктован «веленьем сердца», то, возможно, обучение на этом курсе позволит вам по-новому взглянуть на знакомые тексты. А впрочем — одно не исключает другого, не так ли?
Дистанционный
Обучение на курсе не требует специальной подготовки. Необходим элементарный читательский опыт, предполагающий знакомство с классическими произведениями мировой, прежде всего — русской литературы.
1. Литературоведение в ряду гуманитарных дисциплин.
2. Текст и Автор.
3. Герой и Читатель
4. Классика и беллетристика
5. Как изучать текст?
6. Язык литературы
7. Текст как мир
8. Пространство в литературе
9. Время в литературе
10. Проблема сюжета
По завершении этого курса учащиеся будут
Уметь:
1. выделять в тексте типологические модели (героя, пространства, сюжета и т.д.);
2. комментировать художественный текст, опираясь на знание его основных категорий
3. обосновать свою оценку художественного текста, опираясь на результаты филологического анализа
Знать:
1. предмет и задачи, основные понятия литературоведения как науки
2. диапазон проблем, связанных с выделением, описанием и изучением поля литературы
3. подходы к изучению художественного текста
4. основные категории художественного текста
Владеть:
1. навыками системного подхода к восприятию художественного произведения
2. первичными навыками анализа художественного текста
По действующему стандарту:
ОПК:
ОК:
По проекту нового стандарта (ФГОС 3++)
ОПК:
ОПК-1. Способен использовать в профессиональной, в том числе педагогической, деятельности представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии в целом и ее конкретной области с учетом направленности программы
ОПК-3. Способен использовать в профессиональной, в том числе 11 ФГОС ВО Филология (уровень бакалавриат) – 05 педагогической, деятельности знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; истории литературной критики, представление о различных литературных и фольклорных жанрах, библиографической культуре;
ОПК-4. Способен осуществлять на базовом уровне сбор и анализ языковых и литературных фактов, филологический анализ и интерпретацию текста;
УК:
УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
По окончании обучающийся должен знать:
По окончании обучающийся должен уметь:
По окончании обучающийся должен владеть:
course language
course duration
needed to educate
for credit at your university
Кандидат филологических наук
Position: доцент кафедры истории русской литературы
Кандидат филологических наук
Position: старший преподаватель кафедры истории русской литературы
Кандидат филологических наук
Position: научный сотрудник Отдела рукописей Российской национальной библиотеки, старший преподаватель кафедры истории русской литературы СПбГУ