course language
course duration
needed to educate
for credit at your university
Уважаемые слушатели, некоторые материалы данного курса доступны для ознакомительного просмотра. Чтобы получить доступ ко всем материалам курса, необходимо оплатить доступ к материалам.
Курс «Введение в литературоведение», как и следует из названия, посвящен знакомству с основами этой научной дисциплины.
Что такое литература, в той или иной степени представляет себе практически каждый человек — даже тот, кто не очень любит читать книжки. Да и прочитать сказку, роман, повесть, пьесу, стихотворение можно без специальной подготовки. Более того, в жизни именно так и происходит. Подавляющее число читателей — люди разных возрастов, знаний и профессий. Зачем же нужна специальная наука о литературе? Чем занимается литературоведение? что изучает? какие задачи старается решить? и чем эти задачи отличаются от задач, которые решают другие гуманитарные науки? как связано литературоведение с практической жизнью? нужны ли специальные знания и полезны ли они непрофессиональному читателю? существует ли «правильное» прочтение художественного произведения? можно ли отличить «плохую» литературу от «хорошей», произвол от интерпретации? цифровая книга и бумажная — разные формы или разные реальности? чем отличается читатель сегодняшний от предшествующих эпох?
Наш курс не содержит исчерпывающих ответов на все эти вопросы, но все они в нем присутствуют.
Цель курса — познакомить всех, кому интересен сам феномен литературы, с уже найденными путями его осмысления. Для этого мы рассмотрим основные понятия, которыми пользуются для описания литературной реальности и реалий литературы.
Мы надеемся, что курс по-своему будет полезен самым разным слушателям: если вы планируете профессионально заниматься гуманитарными исследованиями, то материалы курса послужат необходимой базовой площадкой для дальнейшего погружения в сложные дискуссионные вопросы современной науки; если ваш интерес к литературе продиктован «веленьем сердца», то, возможно, обучение на этом курсе позволит вам по-новому взглянуть на знакомые тексты. А впрочем — одно не исключает другого, не так ли?
Дистанционный
Обучение на курсе не требует специальной подготовки. Необходим элементарный читательский опыт, предполагающий знакомство с классическими произведениями мировой, прежде всего — русской литературы.
1. Литературоведение в ряду гуманитарных дисциплин.
2. Текст и Автор.
3. Герой и Читатель
4. Классика и беллетристика
5. Как изучать текст?
6. Язык литературы
7. Текст как мир
8. Пространство в литературе
9. Время в литературе
10. Проблема сюжета
По завершении этого курса учащиеся будут
Уметь:
1. выделять в тексте типологические модели (героя, пространства, сюжета и т.д.);
2. комментировать художественный текст, опираясь на знание его основных категорий
3. обосновать свою оценку художественного текста, опираясь на результаты филологического анализа
Знать:
1. предмет и задачи, основные понятия литературоведения как науки
2. диапазон проблем, связанных с выделением, описанием и изучением поля литературы
3. подходы к изучению художественного текста
4. основные категории художественного текста
Владеть:
1. навыками системного подхода к восприятию художественного произведения
2. первичными навыками анализа художественного текста
По действующему стандарту:
ОПК:
ОК:
По проекту нового стандарта (ФГОС 3++)
ОПК:
ОПК-1. Способен использовать в профессиональной, в том числе педагогической, деятельности представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии в целом и ее конкретной области с учетом направленности программы
ОПК-3. Способен использовать в профессиональной, в том числе 11 ФГОС ВО Филология (уровень бакалавриат) – 05 педагогической, деятельности знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; истории литературной критики, представление о различных литературных и фольклорных жанрах, библиографической культуре;
ОПК-4. Способен осуществлять на базовом уровне сбор и анализ языковых и литературных фактов, филологический анализ и интерпретацию текста;
УК:
УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
По окончании обучающийся должен знать:
По окончании обучающийся должен уметь:
По окончании обучающийся должен владеть:
course language
course duration
needed to educate
for credit at your university
Кандидат филологических наук
Position: доцент кафедры истории русской литературы
Кандидат филологических наук
Position: старший преподаватель кафедры истории русской литературы
Кандидат филологических наук
Position: научный сотрудник Отдела рукописей Российской национальной библиотеки, доцент кафедры истории русской литературы СПбГУ