up

Основы личностного роста

 width=
  • 21 weeks

    course duration

  • от 1 до 6 часов в неделю

    needed to educate

  • 3 credit points

    for credit at your university

Курс «Основы личностного роста (для лиц с ОВЗ)» направлен на формирование гармоничной личности, адаптированной к социальному взаимодействию в высшем учебном заведении. Зрелость и гармоничность личности определяется адекватной реакцией на внешнее воздействие, а также умением эффективно взаимодействовать с окружающими.  Для успешного взаимодействия с окружающими людьми, прежде всего, необходимо адекватно оценить собственные преимущества и недостатки. 

Принимая во внимания, что курс рассчитан на лиц с ограниченными возможностями здоровья, отдельное внимание уделяется психологическим особенностям обучающихся с различными нозологиями. Закономерно, что наличие инвалидности влияет не только на восприятие человека окружающими, но и на его отношение к себе.

About

Цель изучения дисциплины «Основы личностного роста (для лиц с ОВЗ)» состоит в формировании гармоничной личности, адаптированной к социальному взаимодействию в высшем учебном заведении. Зрелость и гармоничность личности определяется адекватной реакцией на внешнее воздействие, а также умением эффективно взаимодействовать с окружающими.

Format

Каждая тема курса адаптируется под особенности студентов с нарушениями слуха и зрения:

1. Для слабослышащих и глухих студентов лекционный материал представлен в виде простых наглядных схем, коротких предложений. Все видеолекции сопровождаются субтитрами.

2. Для слабовидящих и слепых студентов лекционный материал представлены в виде аудиодорожек.

Помимо видеолекций в каждом разделе предусмотрены три уникальные рубрики «Экспертное мнение», «Вопрос-ответ» и «Практика».  Для работы над курсом выбраны 6 экспертов в области адаптации лиц с ОВЗ и инвалидностью: дефектолог, клинический психолог, специалист по реабилитации и адаптивной физической культуре, специалист по трудоустройству лиц с ОВЗ, стилист, сурдопереводчик. Каждый эксперт ответил на актуальные вопросы студентов по своей специализации.

В рубрике «Вопрос-ответ»  представлены мнения студентов о трудностях, с которыми они сталкиваются в процессе обучения. Психологи отмечают, что у студентов с ОВЗ есть ощущение, что их проблемы уникальны и у окружающих подобных затруднений нет. Участие студентов в модуле направлено на преодоление этого социального барьера и социальную идентификацию с другими студентами. При подборе студентов с ОВЗ и инвалидностью акцент был сделан на всем спектре нозологий. В работе над модулем приняло участие шесть студентов УрФУ: маломобильные (студенты с дцп и на инвалидной коляске), с нарушениями зрения (слабовидящий и тотально слепой), с нарушениями слуха (слабослышащий и глухой).  

Курс направлен на формирование практических навыков, поэтому особое внимание уделяется апробации различных упражнений. В рубрике «Практика» наглядно продемонстрировано, как правильно выполнять задания. У слушателя есть возможность выполнять задания одновременно со студентом в кадре. Таким образом, создается эффект интерактива.

По завершению каждого раздела для подведения итогов студентам предлагаются отрисованные скринкасты. Это подвид графических заметок, когда процесс иллюстрации проходит публично в онлайн-режиме.

Requirements

Для освоения дисциплины необходимы общие знания школьной программы.

Course program

Дисциплина «Основы личностного роста (для лиц с ОВЗ)» включает разделы:

  1. Формирование адекватной самооценки.
  2. Искусство самопрезентации.
  3. Особенности межличностного взаимодействия.
  4. Особенности построения семейных отношений.

Раздел 1. Формирование адекватной самооценки.

Раздел направлен на формирование практических навыков диагностики самооценки. Студент получает базовые знания о видах и этапах формирование самооценка, затем проходит диагностику и определяет свой уровень. В завершении раздела предложены механизмы по стабилизации самооценки.

Тема 1.  Понятие самооценки и ее виды.

Тема 2. Этапы становления самооценки.

Тема 3. Факторы, влияющие на становление и развитие самооценки.

Тема 4. Условия формирования самооценки.

Тема 5. Диагностика самооценки.

Тема 6. Механизмы стабилизации самооценки.

Раздел 2. Искусство самопрезентации.

Раздел направлен на формирование навыков эффективной самопрезентации. Помимо базовой теоретической информации, слушателям предлагаются практические советы по составлению резюме, взаимодействию с аудиторией, самопрезентации в интернете. Особое внимание уделяется значимости чувство юмора в коммуникации.

Тема 1. Правила установления первого контакта.

Тема 2. Чувство юмора как элемент неформальной коммуникации.

Тема 3. Стратегии и тактики взаимодействия с аудиторией.

Тема 4. Развитие навыков аргументации.

Тема 5. Резюме как форма самопрезентации.

Тема 6. Самопрезентация в Интернете.

Раздел 3. Особенности межличностного взаимодействия.

В данном разделе слушатели узнают особенности взаимодействия в малых группах, практические приемы вербальной и невербальной коммуникации. Особое внимание уделяется взаимодействию с профессорско-преподавательским составом.

Тема 1. Особенности межличностной коммуникации в малых группах.

Тема 2. Основные коммуникативные тактики.

Тема 3. Вербальная коммуникация.

Тема 4. Невербальная коммуникация.

Тема 5. Особенности межличностных отношений студентов в инклюзивных группах вуза.

Тема 6. Особенности межличностных отношений студентов с профессорско-преподавательским составом.

Раздел 4. Особенности построения семейных отношений.

Раздел направлен на формирование объективного образа семейных отношений у слушателей с ОВЗ. 

Тема 1. Этапы формирования семейных отношений.

Тема 2. Семейные отношения как индикатор зрелости личности.

Тема 3. Факторы, влияющие на становление и развитие семейных отношений.

Тема 4. Особенности семейных отношений у лиц с ОВЗ и инвалидностью.

Formed competencies

Самоорганизация и саморазвитие

Education directions

01.00.00 Математика и механика
02.00.00 Компьютерные и информационные науки
03.00.00 Физика и астрономия
04.00.00 Химия
05.00.00 Науки о земле
06.00.00 Биологические науки
07.00.00 Архитектура
08.00.00 Техника и технологии строительства
09.00.00 Информатика и вычислительная техника
10.00.00 Информационная безопасность
11.00.00 Электроника, радиотехника и системы связи
12.00.00 Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии
13.00.00 Электро- и теплоэнергетика
14.00.00 Ядерная энергетика и технологии
15.00.00 Машиностроение
16.00.00 Физико-технические науки и технологии
17.00.00 Оружие и системы вооружения
18.00.00 Химические технологии
19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии
20.00.00 Техносферная безопасность и природообустройство
21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия
22.00.00 Технологии материалов
23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта
24.00.00 Авиационная и ракетно-космическая техника
25.00.00 Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники
26.00.00 Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта
27.00.00 Управление в технических системах
28.00.00 Нанотехнологии и наноматериалы
29.00.00 Технологии легкой промышленности
30.00.00 Фундаментальная медицина
31.00.00 Клиническая медицина
32.00.00 Науки о здоровье и профилактическая медицина
33.00.00 Фармация
34.00.00 Сестринское дело
35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство
36.00.00 Ветеринария и зоотехния
37.00.00 Психологические науки
38.00.00 Экономика и управление
39.00.00 Социология и социальная работа
40.00.00 Юриспруденция
41.00.00 Политические науки и регионоведение
42.00.00 Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело
43.00.00 Сервис и туризм
44.00.00 Образование и педагогические науки
45.00.00 Языкознание и литературоведение
46.00.00 История и археология
47.00.00 Философия, этика и религиоведение
48.00.00 Теология
49.00.00 Физическая культура и спорт
50.00.00 Искусствознание
51.00.00 Культуроведение и социокультурные проекты
52.00.00 Сценические искусства и литературное творчество
53.00.00 Музыкальное искусство
54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусств
55.00.00 Экранные искусства

Knowledge

Знать:

– понятие самооценки и ее видов;

– этапы становления самооценки;

– факторы, влияющие на становление самооценки;

– условия формирования самооценки;

– структуру самооценки;

– особенности самопрезентации в Интернете;

– особенности межличностных коммуникаций в малых группах;

– особенности межличностных отношений студентов в инклюзивных группах вуза;

– особенности межличностных отношений студентов с профессорско-преподавательским составом.

Skills

Уметь:

– проводить экспресс-диагностику самооценки;

– определять стиль юмора;

– выбирать коммуникативные тактики взаимодействия с аудиторией в зависимости от ситуации;

– разрабатывать 

Abilities

Владеть:

– навыками разработки резюме;

– навыками вербальной коммуникации;

– навыками невербального взаимодействия;

– навыками конструктивной критики;

– навыками успешной самопрезентации;

– навыками аргументации;

– установления первого контакта.

Дихорь Виктория Александровна


Position: Педагог-психолог Центра инклюзивного образования, старший преподаватель Института физической культуры, спорта и молодежной политики УрФУ

Неволина Алена Леонидовна

Кандидат технических наук
Position: начальник управления академического развития, УрФУ

Кокшаров Виктор Анатольевич

Кандидат исторических наук
Position: ректор УрФУ

Спирина Марина Павловна

доцент
Position: руководитель отделения оздоровительной физической культуры Института физической культуры, спорта и молодежной политики УрФУ, руководитель модуля «Физическая культура и спорт»

Шутова Евгения Борисовна

Старший преподаватель Института физической культуры, спорта и молодежной политики УрФУ
Position: куратор по адаптивной физической культуре студентов с ОВЗ и инвалидностью УрФУ

Жилина Роксана Энбаатаровна


Position: координатор программ регионального развития и индивидуального сопровождения при трудоустройстве, РООИ "Перспектива", г. Москва

Хлыстова Елена Викторовна

Кандидат психологических наук
Position: дефектолог

Дорогина Ольга Ивановна

Кандидат психологических наук
Position: психофизиолог

Бабикова Наталья Фаритовна


Position: переводчик русского жестового языка

Насонова Ульяна Сергеевна


Position: стилист

Ориничева Ольга Игоревна


Position: Директор центра инклюзивного образования УрФУ

Христолюбов Алексей


Position: студент УрФУ

Жукова Лидия


Position: студент УрФУ

Дробот Елизавета


Position: студент УрФУ

Иванова Влада


Position: студент УрФУ

Вильдяксина Яна


Position: студент УрФУ

Similar courses