наверх
  • Русский

    язык курса

  • 16 недель

    длительность курса

  • от 6 до 7 часов в неделю

    понадобится для освоения

  • 3 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

Задачи курса состоят в том, чтобы студенты, обучающиеся на гуманитарных, обществоведческих и экономических специальностях высших учебных заведений, получили сведения о современных взглядах на природу. Увидели необходимость как рационального, так и образного отражения окружающего мира, место человека в этом мире. Понимали различие между точным знанием, верой, догадками, недобросовестными и тенденциозными интерпретациями наблюдаемых явлений.

Курс посвящен знакомству

  • с формированием естественнонаучной картины мира, современными представлениями о природе;
  • с закономерностями взаимодействия живой и неживой природы на микро, макро и мега уровнях;
  • с пониманием места и роли человека в познании природы.

Мы стараемся показать естественные науки в их взаимосвязи, единстве, многообразии.

О курсе

Основные разделы курса основываются на школьных знаниях по физике, химии, биологии, астрономии, но не повторяют их. Деление естествознания на частные науки связано с удобством исследователя, природа же едина.

Курс разделен на несколько частей (разделов).

Первая посвящена основам методологии науки, позволяющим определить место и роль естественно-научной картины мира среди других: философской, религиозной, художественной. Здесь же рассматриваются методы познания, анализируется роль научного наблюдения и эксперимента в познании природы, студентам предлагается провести простейшие измерения и оценить погрешности.  Не остается без внимания и история естествознания.

Во второй части студенты знакомятся с представлениями о Вселенной, звездах, Солнечной системе и наконец, планеты Земля. При этом реализуется два подхода: первый позволяет понять всю сложность строения и движения космических тел, второй - их развитие в различных временных масштабах. Греки Космосом называли мир упорядоченный, прекрасный в своей гармонии в отличие от Хаоса – первозданной сумятицы. Все наши знания о Вселенной происходят из наблюдений. Единственным источником информации является свет, пришедший из дальних миров.

Третья часть посвящена наиболее общим естественнонаучным категориям (пространство, время, взаимодействиям) и микромиру. Мы говорим об элементарных частицах, атомах, корпускулярно-волновом дуализме, фундаментальных взаимодействиях, границах нашего знания.

Четвертый раздел дает представление об особенностях строения и свойств живых организмов, различных уровнях организации живой природы, от молекулярного до биосферного. Рассматриваются вопросы особенностей химического состава живых организмов, передачи генетической информации, наследования признаков и эволюции живой природы. Обсуждаются вопросы взаимодействия живых организмов в сообществах и роль человека в изменении и поддержании экосистем.

Формат

Рассмотрение учебного материала происходит на двух уровнях: базовом и повышенном. Базовый – основной уровень изучения предмета позволяет получить достаточную для зачета подготовку и освоить основные компетенции. Повышенный уровень рассчитан на интересующихся естествознанием и желающих узнать больше об удивительном мире природы.

Каждый раздел курса сопровождается видео лекциями, гипертекстовыми учебными материалами, учебными заданиями, кроссвордами и тренировочными тестами. Контроль освоения материала осуществляется после каждого раздела с использованием тестовых заданий.

В курсе Вам доступна на бесплатной основе первая неделя курса для ознакомления с материалами и структурой курса для принятия решения о его полном освоении. Для получения доступа ко всем материалам курса с прохождением итоговой аттестации с прокторингом и получением подтвержденного сертификата, Вам необходимо провести оплату в размере 2800 рублей.

  1. Бабушкин, А.Н. Современные концепции естествознания: курс лекций: учебное пособие по дисциплине «Концепции современного естествознания» для гуманитарных направлений и специальностей / А.Н. Бабушкин. – СПб. [и др.]: Лань; М.: Омега-Л, 2004. – 221 с.
  2. Горбачев, В.В. Концепции современного естествознания: учебное пособие / В.В. Горбачев, В.М. Безденежных. – М.: Экономистъ, 2004. – 446 с
  3. Горелов, А.А. Концепции современного естествознания: учебное пособие для вузов по гуманитарным специальностям / А.А. Горелов. – М: Высшее образование, 2006. – 335 с.
  4. Дубнищева, Т.Я. Концепции современного естествознания: основной курс в вопросах и ответах / Т.Я. Дубнищева. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2003. – 406 с.
  5. Карпенков, С.Х. Основные концепции естествознания: Учебное пособие для вузов / С.Х. Карпенков. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2004. - 208 с.

Требования

Общеобразовательный уровень полной средней школы.

Программа курса

Введение

Раздел 1. Основы методологии наук о природе
Что такое наука? Гуманитарные и естественные науки
Методы познания природы. Измерения в науках о природе
История развития естествознания. Наука. Техника. Технология

Раздел 2. Космос
Вселенная
Звезды
Солнечная система
Земля

Раздел 3. Формы существования материи
Представления о пространстве и времени
Фундаментальные взаимодействия
Вещество. Реальность атомов и молекул
Квантовый мир. Двойственная природа микромира

Раздел 4. Живая Природа
Молекулярные основы жизни
Наследственность и изменчивость организмов
Эволюция живых организмов
Строение и функционирование экосистем

Результаты обучения

В результате изучения курса, обучающиеся будут способны:

  • осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач;
  • воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах;
  • критически оценивать информацию и уметь выявлять в потоке информации лженаучные попытки манипулирования;
  • собирать, обрабатывать и интерпретировать с использованием современных информационных технологий данные, необходимые для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам.

Формируемые компетенции

Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач.
Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений.
Умение критически анализировать информацию, формировать собственное мнение и аргументировать свою позицию по универсальным проблемам бытия и актуальным проблемам современного общества.
Способность мыслить явления окружающего мира во взаимосвязи, целостности и развитии, выявлять проблемы и предлагать решения на основе системного подхода.
Способность нестандартно мыслить, самостоятельно вырабатывать технологии мышления, генерировать идеи и принимать решения в условиях неопределенности. 

Направления подготовки

Отзывы о курсе

Бабушкин Алексей Николаевич

Д-р физ.-мат. наук
Должность: профессор, директор школы наук

Мальцев Алексей Владимирович

Канд. биол. наук
Должность: доцент кафедры общей и социальной психологии

Тептина Анжелика Юрьевна

Канд. биол. наук
Должность: доцент кафедры биоразнообразия и биоэкологии

Пауков Александр Геннадьевич

Канд. биол. наук
Должность: доцент кафедры биоразнообразия и биоэкологии

Похожие курсы