course duration
needed to educate
for credit at your university
Целевая аудитория курса – студенты, изучающие преподавание языков (в том числе русского, русского как иностранного и русского как второго родного) и перевод. Задача курса – дать представление о практическом применении достижений современной корпусной лингвистики. Слушатели курса научатся пользоваться существующими корпусами русского и английского языков, освоят базовые методы корпусного преподавания, смогут экономить время и усилия, используя корпуса в повседневной работе.
Автор курса ставит перед собой две главные цели.
Во-первых, представить аудитории корпусную лингвистику – науку, развивающуюся в нашей стране всего полтора десятилетия, но давно использующуюся в обучении языкам, теории и практике перевода и литературоведении во всем мире. Корпусная лингвистика будет рассмотрена, с одной стороны, как отдельная область знания, с другой – как набор методов, которые могут быть применены в самых разных научных и практических областях.
Во-вторых, мы предлагаем целый набор удачных практик, способных повысить эффективность работы с учениками и текстами. В процессе освоения курса, таким образом, студенты получат ряд практических навыков от навыка сбора информации в корпусах до умения составлять упражнения с использованием корпусных данных.
Курс состоит из коротких видеолекций продолжительностью 15 минут с неоцениваемыми вопросами и практическими заданиями. Раз в неделю слушателям будет предложен оцениваемый тест из 15 вопросов или эссе в формате взаимного оценивания. Итоговый экзамен представляет собой тест.
- Копотев М. Введение в корпусную лингвистику. Прага, 2014. Электронный учебник.
- Плунгян В. А. Зачем нужен Национальный корпус русского языка. Неформальное введение // Национальный корпус русского языка: 2003—2005. М.: Индрик, 2005, 6—20.
- Информационный ресурс: Национальный корпус русского языка www.ruscorpora.ru
Мы не выдвигаем обязательных требований к образованию слушателей, однако полагаем, что способность читать научную и учебную литературу по-английски позволит студентам быстрее овладеть предлагаемым материалом.
Для освоения курса слушателю желательно иметь базовые знания в области лингвистики и преподавания языков.
Наличие доступа к интернету – единственное предварительное условие успешного выполнения наших заданий.
Неделя 1. Интернет и развитие гуманитарного знания
Неделя 2. Что такое «корпус»?
Неделя 3. Возникновение и развитие корпусной лингвистики
Неделя 4. Виды корпусов
Неделя 5. Поиск информации в корпусе
Неделя 6. Разметка корпусов
Неделя 7. Исследование языка с помощью лингвистического корпуса: общие принципы
Неделя 8. Исследование языка с помощью лингвистического корпуса: направления исследования и практическое применение результатов
Неделя 9. Корпусное преподавание
Неделя 10. Корпус и междисциплинарные исследования
Слушатели курса научатся пользоваться существующими корпусами русского и английского языков, освоят базовые методы корпусного преподавания, смогут экономить время и усилия, используя корпуса в повседневной работе.
Курс вносит вклад в формирование следующих компетенций:
- способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста;
- умение готовить учебно-методические материалы для проведения занятий и внеклассных мероприятий на основе существующих методик;
- владение методикой предпереводческого анализа текста, способствующей точному восприятию исходного высказывания.
course duration
needed to educate
for credit at your university
Кандидат филологических наук
Position: Cтарший преподаватель Школы лингвистики Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ
Предусмотрен сертификат.