up

Универсальные компетентности и новая грамотность

  • Russian

    course language

  • 6 weeks

    course duration

  • от 4 до 5 часов в неделю

    needed to educate

  • 3 credit points

    for credit at your university

About

Целями освоения онлайн-курса «Универсальные компетентности и новая грамотность» являются: 

  • познакомить обучающихся с современными тенденциями проектирования содержания образования, 
  • сформировать у обучающихся системное представление об универсальных компетентностях и новой грамотности,
  • сформировать у обучающихся представление о том, как выглядит школьное образование, направленное на развитие универсальных компетентностей и новой грамотности.

В процессе освоения онлайн-курса обучающиеся получат базовые знания, необходимые для дальнейшего проектирования учебных программ и отдельных занятий, направленных на развитие универсальных компетентностей и новой грамотности, а также приобретут понимание возможных способов имплементации и устойчивого удержания данных программ и занятий в школе.

Онлайн-курс создан в рамках работы по гранту, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2022-325).

Format

Курс состоит из 6 недель. Каждая неделя содержит видеолекции и тестовые задания. В открытом доступе вы можете ознакомиться с видеолекциями первых двух недель, остальные материалы станут доступны после оплаты курса.

  • Добрякова М. С., Фрумин И. Д., Баранников К. А., Реморенко И. М., Зиил Н., Мосс Дж., Хаутамяки Я. Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности / под общ. ред.: М. С. Добрякова, И. Д. Фрумин. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2020.
  • Добрякова М. С., Новикова Е. Г., Юрченко О. Навыки XXI века в российской школе: взгляд педагогов и родителей Вып. 4 (21). М.: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2018.
  • Авдеенко Н. А., Денищева Л. О., Краснянская К. А., Михайлова А. М., Пинская М. А. Креативность для каждого: внедрение развития навыков XXI века в практику российских школ // Вопросы образования. 2018. № 4. С. 282-304.

Requirements

Для освоения онлайн-курса обучающиеся должны владеть способностью к самоорганизации, способностью применять информационно-коммуникационные технологии, основами работы с информацией.

Course program

1. Рамка универсальных компетентностей и новой грамотности
- Школа и компетентности: почему знаний стало мало?
- Различение универсальной и предметной грамотности
- Функциональная грамотность: что это такое? 
2. Новая грамотность: развитие и измерение
- Что такое сложность текста?
- Формирование читательской грамотности
- Измерение грамотности в международных исследованиях 
3. Компетентность мышления
- Критическое и креативное мышление
- Обучение через дискуссию
- Оценивание креативных заданий 
4. Компетентность взаимодействия с собой и компетентность взаимодействия с другими
- Развитие социально-эмоциональных навыков в школе
- Коммуникативная компетентность 
5. Педагогические условия для развития универсальных компетентностей и новой грамотности
- Большие идеи как подход к предметному материалу
- Проблемный подход в обучении
- Планирование курса и урока
6. Имплементация универсальных компетентностей и новой грамотности в школе или вузе
- Профессиональные обучающиеся сообщества
- Исследование урока

Education results

  • Различать разные типы внепредметных образовательных результатов, объяснять понятия «компетентность» и «грамотность».
  • Иметь представление о способах формирования новой грамотности, критического и креативного мышления, компетентности взаимодействия с другими и с собой в обучении.
  • Иметь представление о способах внедрения практик формирования универсальных компетентностей в преподавательскую деятельность.

Formed competencies

  • Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий (УК-1).
  • Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки (УК-6).
  • Способен проектировать организацию совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся (ОПК-3).
  • Способен разрабатывать программы мониторинга результатов образования обучающихся, разрабатывать и реализовывать программы преодоления трудностей в обучении (ОПК-5).

Education directions

44.00.00 Образование и педагогические науки
44.00.00. Образование и педагогические науки

Добрякова Мария Сергеевна

Кандидат социологических наук
Position: Главный эксперт Лаборатории проектирования содержания образования Института образования ВШЭ

Авдеенко Надежда Александровна


Position: Аналитик Лаборатории проектирования содержания образования Института образования ВШЭ, преподаватель

Орел Екатерина Алексеевна

Кандидат психологических наук
Position: Заведующая Проектно-учебной лабораторией моделирования и оценивания компетенций в высшем образовании Института образования НИУ ВШЭ

Лытаева Мария Александровна

Кандидат педагогических наук, Доцент
Position: Академический руководитель магистерской программы "Педагогическое образование" НИУ ВШЭ

Пащенко Тарас Валерьевич


Position: Заведующий Лабораторией проектирования содержания образования Института образования НИУ ВШЭ

Михайлова Александра Михайловна


Position: Научный сотрудник Лаборатории проектирования содержания образования Института образования НИУ ВШЭ

course completion certificate

Certificate

Стоимость доступа ко всем материалам курса, возможности пройти экзамен с прокторингом и получить сертификат составляет 3600 рублей.

Similar courses