наверх
  • Русский

    язык курса

  • 16 недель

    длительность курса

  • от 6 до 7 часов в неделю

    понадобится для освоения

  • 3 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

В рамках курса «История: 5 подходов к историческому развитию» предполагается смена фокуса с традиционного изложения исторического фактического материала в хронологическом порядке на способы осмысления исторических данных. Курс направлен на развитие системного подхода для объяснения социальных, политических и экономических феноменов, а также жизненной истории человека.

Это должно позволить сформировать представление о неоднозначности трактовки исторического материала в зависимости от выбранного исследователем подхода и необходимости критического взгляда на любые теоретические выводы о закономерностях исторического развития с учетом концептуальной позиции авторов исследования.

Герменевтика истории становится условием понимания актуальных процессов, происходящих в обществе как на глобальном, так и на локальном уровнях. Слушатель может использовать материалы курса для истолкования духа современности, феноменов общества модернити, видеть их истоки и понимать преемственность, что позволит создавать новые творческие продукты в любой сфере.

О курсе

Курс «История: 5 подходов к историческому развитию» открывает возможность не только погрузиться в исторический материал, но и увидеть структурные связи возникновения взглядов, событий, эпох. Понимание принципов социальной динамики выводит слушателя на метауровень исторической рефлексии: даты, личности, причины и поводы перестают быть самоцелью обучения. В данном курсе они создают контекст интерпретации, которая является результатом сформированного в ходе освоения курса критического и гибкого мышления.

Видеолекции курса «История: 5 подходов к историческому развитию» построены на основе современных методов визуализации, давая слушателю возможность выбора индивидуальной траектории освоения контента.

В курсе используется большое количество интерактивных заданий, предполагающих выход за пределы традиционных тестовых заданий. Кейсы, тренажеры, нелинейные и проектные задания позволяют слушателям сформировать навык критического и системного мышления, выработать индивидуальную мировоззренческую позицию к «живой истории».

Формат

Каждый модуль курса представлен видеолекциями, используется большое количество интерактивных заданий, предполагающих выход за пределы традиционных тестовых заданий. Кейсы, нелинейные и проектные задания позволяют слушателям сформировать навык критического и системного мышления, выработать индивидуальную мировоззренческую позицию к «живой истории».

Требования

Для освоения курса требуются общие знания по курсу «История» средней школы

Программа курса

Модуль 1. История. Войны
Тема 1. Конец старого мира. Первая мировая  
Тема 2. Теория фронтира 
Тема 3. Война как движущая сила цивилизации
Тема 4. Возможности и ограничения использования данного подхода в исследовании 

Модуль 2. Исторический материализм К. Маркса
Тема 1. Общественно-экономическая формация: эволюция свободы
Тема 2. Критика марксизма: «идеальная» модель капиталистической Англии и «неидеальный» азиатский способ производства
Тема 3. Марксизм после К. Маркса: ответ критикам исторического материализма

Модуль 3. Спиральная динамика
Тема 1. Концептуальные модели мира в истории
Тема 2. Этапы развития обществ: индивидуализм и коллективизм
Тема 3. Применение теории спиральной динамики для интерпретации истории
Тема 4. Применение теории спиральной динамики для объяснения социальных процессов и жизненной истории человека
Тема 5. Возможности и ограничения использования данного подхода в исследовании

Модуль 4. Теория Л.Н. Гумилева
Тема 1. Время всемирной и время этнической истории
Тема 2. Этнос как субъект всемирной истории
Тема 3. Как формируется этническая идентичность
Тема 4. Пассионарность
Тема 5. Фазы этногенеза
Тема 6. Теория Гумилева между естественными и гуманитарными науками

Модуль 5. Цивилизационный подход
Тема 1. Достоинства цивилизационного подхода
Тема 2. Тойнби. Постижение истории
Тема 3. Тойнби. Теория вызова и ответа
Тема 4. Российская цивилизация

Результаты обучения

  1. Умение осуществлять методологически грамотную интерпретацию исторических процессов/ событий в рамках изученных подходов
  2. Умение анализировать факторы, влияющие на ход социально-исторических событий
  3. Умение устанавливать исторические взаимосвязи между фактами, событиями, явлениями
  4. Умение выявлять взаимное влияние исторических событий и микрокосма отдельного человека
  5. Умение определять особенности этапа жизни общества и различные течения общественной мысли
  6. Умение применять критическое мышление при анализе исторических явлений

Формируемые компетенции

УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач.
УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах

Направления подготовки

01.00.00 Математика и механика
02.00.00 Компьютерные и информационные науки
03.00.00 Физика и астрономия
04.00.00 Химия
05.00.00 Науки о земле
06.00.00 Биологические науки
07.00.00 Архитектура
08.00.00 Техника и технологии строительства
09.00.00 Информатика и вычислительная техника
10.00.00 Информационная безопасность
11.00.00 Электроника, радиотехника и системы связи
12.00.00 Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии
13.00.00 Электро- и теплоэнергетика
14.00.00 Ядерная энергетика и технологии
15.00.00 Машиностроение
16.00.00 Физико-технические науки и технологии
17.00.00 Оружие и системы вооружения
18.00.00 Химические технологии
19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии
20.00.00 Техносферная безопасность и природообустройство
21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия
22.00.00 Технологии материалов
23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта
24.00.00 Авиационная и ракетно-космическая техника
25.00.00 Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники
26.00.00 Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта
27.00.00 Управление в технических системах
28.00.00 Нанотехнологии и наноматериалы
29.00.00 Технологии легкой промышленности
30.00.00 Фундаментальная медицина
31.00.00 Клиническая медицина
32.00.00 Науки о здоровье и профилактическая медицина
33.00.00 Фармация
34.00.00 Сестринское дело
35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство
36.00.00 Ветеринария и зоотехния
37.00.00 Психологические науки
38.00.00 Экономика и управление
39.00.00 Социология и социальная работа
40.00.00 Юриспруденция
41.00.00 Политические науки и регионоведение
42.00.00 Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело
43.00.00 Сервис и туризм
44.00.00 Образование и педагогические науки
45.00.00 Языкознание и литературоведение
46.00.00 История и археология
48.00.00 Теология
49.00.00 Физическая культура и спорт
50.00.00 Искусствознание
51.00.00 Культуроведение и социокультурные проекты
52.00.00 Сценические искусства и литературное творчество
53.00.00 Музыкальное искусство
54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусств
55.00.00 Экранные искусства

Знания

УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач.
УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах

Умения

УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач.
УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах

Навыки

УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач.
УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах

Отзывы о курсе

Замощанский Иван Игоревич

Кандидат философских наук, доцент
Должность: директор Центра развития универсальных компетенций УрФУ, бизнес-тренер

Пырьянова Ольга Анатольевна

Кандидат философских наук
Должность: доцент Центра развития универсальных компетенций УрФУ

Халфин Александр Борисович


Должность: сотрудник центра развития универсальных компетенций УрФУ, участник проектирования системы "Современная цифровая образовательная среда", основатель сервиса онлайн-прокторинга "Экзамус", историк, преподаватель истории

Беляков Сергей Станиславович

Кандидат исторических наук, доцент
Должность: доцент центра развития универсальных компетенций УрФУ, кандидат исторических наук, заместитель главного редактора журнала «Урал», лауреат Национальной литературной премии Большая книга, премии губернатора Свердловской области, Литературной премии Уральского федерального округа, премии П.П. Бажова и многих других

Ермоленко Андрей Васильевич


Должность: историк, археолог, исследователь средневековья Урала и Западной Сибири, истории Второй мировой войны

Похожие курсы