course language
course duration
needed to educate
for credit at your university
Курс «Развитие ресурсов организма (для лиц с ОВЗ)» направлен на приобретение навыков мобилизации и оптимизации индивидуальных возможностей обучающегося. Во время взросления человек испытывает максимальное напряжение и стресс, которые могут привести к снижению мотивации, эффективности деятельности и нервному срыву. Процесс адаптации обучающихся является серьезным испытанием для организма.
Цель изучения дисциплины «Развитие ресурсов организма (для лиц с ОВЗ)» - приобретение навыков мобилизации и оптимизации индивидуальных возможностей обучающегося. Во время взросления человек испытывает максимальное напряжение и стресс, которые могут привести к снижению мотивации, эффективности деятельности и нервному срыву. Процесс адаптации обучающихся является серьезным испытанием для организма.
Содержание дисциплины предусматривает:
1. Формирование навыков стрессоустойчивости. Дисциплина содержит практические рекомендации по управлению дыханием, тонусом мышц и обучение навыкам визуализации.
2. Понимание механизмов адаптационного процесса. Знания этапов протекания адаптационного процесса позволяют оценить собственную динамику, выработать более эффективную концепцию адаптации, спрогнозировать возможные риски и проблемные ситуации. В дисциплине учитывается специфика обучающихся, делается акцент на особенностях социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья в высшем учебном заведении.
3. Развитие ресурсов мозга. В стрессовой ситуации снижаются показатели по таким функциям, как память, внимание и мышление. Обучающимся предлагается пройти экспресс-диагностику и определить существующие показатели по вышеописанным функциям. Далее, используя практические рекомендации по развития ресурсов мозга, обучающиеся смогут самостоятельно провести курс тренировок. В завершении участники проведут повторную диагностику и сравнят показатели с исходными данными.
Каждая тема курса адаптируется под особенности студентов с нарушениями слуха и зрения:
1. Для слабослышащих и глухих студентов лекционный материал представлен в виде простых наглядных схем, коротких предложений. Все видеолекции сопровождаются субтитрами.
2. Для слабовидящих и слепых студентов лекционный материал представлены в виде аудиодорожек.
Помимо видеолекций в каждом разделе предусмотрены три уникальные рубрики «Экспертное мнение», «Вопрос-ответ» и «Практика». Для работы над курсом выбраны 6 экспертов в области адаптации лиц с ОВЗ и инвалидностью: дефектолог, клинический психолог, специалист по реабилитации и адаптивной физической культуре, специалист по трудоустройству лиц с ОВЗ, стилист, сурдопереводчик. Каждый эксперт ответил на актуальные вопросы студентов по своей специализации.
В рубрике «Вопрос-ответ» представлены мнения студентов о трудностях, с которыми они сталкиваются в процессе обучения. Психологи отмечают, что у студентов с ОВЗ есть ощущение, что их проблемы уникальны и у окружающих подобных затруднений нет. Участие студентов в модуле направлено на преодоление этого социального барьера и социальную идентификацию с другими студентами. При подборе студентов с ОВЗ и инвалидностью акцент был сделан на всем спектре нозологий. В работе над модулем приняло участие шесть студентов УрФУ: маломобильные (студенты с дцп и на инвалидной коляске), с нарушениями зрения (слабовидящий и тотально слепой), с нарушениями слуха (слабослышащий и глухой).
Курс направлен на формирование практических навыков, поэтому особое внимание уделяется апробации различных упражнений. В рубрике «Практика» наглядно продемонстрировано, как правильно выполнять задания. У слушателя есть возможность выполнять задания одновременно со студентом в кадре. Таким образом, создается эффект интерактива.
По завершению каждого раздела для подведения итогов студентам предлагаются отрисованные скринкасты. Это подвид графических заметок, когда процесс иллюстрации проходит публично в онлайн-режиме.
Для освоения дисциплины необходимы общие знания школьной программы.
Раздел 1. Стрессоустойчивость и механизмы осознанной саморегуляции
Стресс – реакция организма на сильное эмоциональное напряжение. В разделе предложены практические упражнения для управления дыханием и тонусом мышц. Особое внимание уделяется специфике модуля и направленности на лиц с ограниченными возможностями здоровья. К упражнениям прилагаются существующие противопоказания. Универсальным механизмом саморегуляции является визуализация, позволяющая каждому участнику в короткие сроки без лишних физических ресурсов нормализовать свое состояние.
Тема 1. Понятие стресса. Эустресс и дистресс
Тема 2. Стадии стресса
Тема 3. Стрессоустойчивость как механизм личностной безопасности
Тема 4. Приемы управления дыханием
Тема 5. Визуализация как механизм снижения напряжения
Тема 6. Способы управления тонусом мышц
Раздел 2. Основы адаптационного процесса
Эффективная адаптация возможна лишь при понимании механизмов процесса. Раздел способствует пониманию особенностей адаптационного периода у лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом их нозологий.
Тема 1. Адаптация как процесс
Тема 2. Психофизиологическая адаптация
Тема 3. Психологическая адаптация
Тема 4. Социальная адаптация как механизм социализации личности
Тема 5. Рекомендации по эффективной адаптации студента в высшем учебном заведении
Тема 6. Особенности социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья
Раздел 3. Развитие ресурсов мозга
Память, мышление и внимание – основные высшие психические функции. От этих показателей зачастую зависит эффективность учебной деятельности студента. Раздел имеет практикоориентированный характер, включает в себя диагностические материалы и техники по развитию вышеописанных функций.
Тема 1. Диагностика мнестической деятельности
Тема 2. Основы мнемотехники упражнения для развития памяти
Тема 3. Современные методы диагностики внимания
Тема 4. Техники развития внимания
Тема 5. Диагностика мыслительной деятельности
Тема 6. Развитие мышления способы тренировки мозга
Раздел 4. Особенности успешного трудоустройства
Трудоустройство – основной индикатор качества обучения. В разделе представлены практические приемы подготовки к собеседованию, правила взаимодействия со специалистом по подбору персонала. Особое внимание в разделе уделяется дресс-коду, тому как правильно одеваться на собеседование.
Тема 1. Анализ рынка: правила подбора вакансии и компании
Тема 2. Грамотная подготовка к собеседованию
Тема 3. Правила поведения на собеседовании
Тема 4. Адаптация в новом коллективе
УК-10: Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах
Знать:
- виды стресса;
- стадии стресса;
- психофизиологические особенности адаптации;
- психологические особенности адаптации;
- особенности социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Уметь:
- осуществлять базовую диагностику мнестической деятельности;
- использовать современные методы диагностики внимания;
- осуществлять первичную диагностику мыслительной деятельности;
- адекватно реагировать на неожиданные стрессогенные факторы;
Владеть:
– навыками управления дыханием;
- навыками визуализации;
- управления тонусом мышц;
- техниками развития внимания;
- основами мнемотехники;
- способами тренировки мышления.
course language
course duration
needed to educate
for credit at your university
Position: Педагог-психолог Центра инклюзивного образования, старший преподаватель Института физической культуры, спорта и молодежной политики УрФУ
Кандидат технических наук
Position: начальник управления академического развития, УрФУ
Кандидат исторических наук
Position: ректор УрФУ
доцент
Position: руководитель отделения оздоровительной физической культуры Института физической культуры, спорта и молодежной политики УрФУ, руководитель модуля «Физическая культура и спорт»
Старший преподаватель Института физической культуры, спорта и молодежной политики УрФУ
Position: куратор по адаптивной физической культуре студентов с ОВЗ и инвалидностью УрФУ
Position: координатор программ регионального развития и индивидуального сопровождения при трудоустройстве, РООИ "Перспектива", г. Москва
Кандидат психологических наук
Position: дефектолог
Кандидат психологических наук
Position: психофизиолог
Position: переводчик русского жестового языка
Position: стилист
Position: Директор центра инклюзивного образования УрФУ
Position: студент УрФУ
Position: студент УрФУ
Position: студент УрФУ
Position: студент УрФУ
Position: студент УрФУ